Параметрические методы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Основу параметрических методов обоснования затрат и цен составляют количественные зависимости между затратами или ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
Параметрический ряд — это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.

Файлы: 1 файл

Параметрическое ценообразование.docx

— 36.88 Кб (Скачать)

1 ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 

     При выборе любого метода ценообразования  фирма дополнительно может обращаться к параметрическим методам.

     Основу  параметрических методов обоснования затрат и цен составляют количественные зависимости между затратами или ценами и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.

     Параметрический ряд — это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств.

     Основоположником параметрического ценообразования в России является русский математик, механик и кораблестроитель А.Н. Крылов. Еще в 1907 г. он предложил для ряда проектов боевых кораблей вычислять среднее значение основных параметров, характеризующих их качество, и рассматривать «средний корабль» (и в настоящее время в практике мирового судостроения и международной торговле судами принят термин «стандартное судно»).

     Выявленные  количественные зависимости между  ценами и основными качественными  параметрами используются для определения  того, насколько уровень цены нового изделия, исчисленный на базе издержек производства, вписывается в систему  цен внутреннего рынка, которые  отражают качественные различия между  изделиями.

     Параметрические методы используются при определении  цен в мировой торговле, где  конкурентоспособность продукции, ее качество являются важнейшим ценообразующим фактором и где использование дополнительно параметрического подхода позволяет фирмам «вписывать» свои изделия во внешний рынок. Параметрические методы — это также средство прогноза затрат и цен.

     Условия применения параметрических методов ценообразования:

     - широкий ассортимент однотипной продукции, отличающийся одним или несколькими качественными параметрами;

     - зависимость покупательского спроса от уровня качества продукции, отражаемого количественным значением параметров;

     - возможность сравнений цен и параметров покупателями.

     Сфера применения параметрических методов ценообразования:

     1. Определение затрат и проектов  цен на ранних стадиях проектирования  и конструирования новой продукции,  когда информация о затратах  по новому изделию почти отсутствует  или недостаточна, а известны  лишь основные параметры будущего  изделия.

     2. Определение соответствия уровня  цены нового изделия, исчисленного  на базе издержек производства, сложившимся рыночным ценам, отражающим  качественные различия между  изделиями.

     3. Прогнозирование затрат и цен.  Преимущество данных методов  по сравнению с методами затратного  ценообразования состоит в том,  что полученная на основе таких  исследований цена в большей  мере отражает складывающиеся  на рынке условия формирования  цен, чем калькуляция. 

     Состав параметрических методов ценообразования:

     1. метод удельных показателей; 

     2. метод структурных аналогий;

     3. агрегатный метод; 

     4. корреляционно-регрессионный анализ;

     5. экспертные методы:

     а) балловый метод;

     б) метод парных сравнений;

     в) метод ранговой корреляции.

     Все разновидности параметрических  методов анализа и определения  затрат и цен основаны на обработке  статистических данных в пределах однородных групп продукции.

     Метод удельных показателей. Удельная цена – это частное от деления цены на значение основного качественного параметра по каждому изделию данного параметрического ряда. Цена нового изделия может быть определена как:

Pi = Pуд × Qi ,

где Pуд – удельная цена на единицу основного параметра в рублях;

Pi – цена единицы изделия в рублях;

Qi – количественный уровень основного параметра i-го изделия.

     Обычно  цена, рассчитанная по данной формуле, служит верхним уровнем цены, т.к. принимая решение о цене нового товара, фирма стремится выиграть борьбу за рынок у конкурентов в результате относительного снижения цены на единицу  главного параметра новой продукции по сравнению с базовой. Соотношение между удельной ценой нового товара и товара аналога может быть количественно определено как коэффициент торможения.

     Коэффициент торможения – понижающий коэффициент, используемый фирмой, чтобы сделать приобретение нового товара более выгодным, чем приобретение товара аналога. Величина коэффициента выбирается фирмой с учетом следующих факторов:

     - степень остроты конкурентной борьбы, · известность торговой марки и имидж фирмы,

     - маркетинговая политика предприятия.

     Рассмотренная модель метода удельного ценообразования  может быть применена только в  случае явного доминирования значения одного параметра над остальными и неизменности остальных параметров (либо их равенстве для сравниваемых изделий), т.е. при продажах товаров  имеющих несложную конструкцию. Несовершенство данного метода заключается в том, что он не учитывает другие потребительские свойства изделия, игнорирует поведенческие реакции покупателей, спрос и предложение. В практике продажи сложных изделий и услуг следует учитывать, что их оценка их качества представляет собой комплексную характеристику, отражающую значения целого ряда потребительских свойств. При изменении не только основного, но и второстепенных свойств рекомендуется модифицировать формулу рассмотренную выше:

     Pi = Pуд × Qi + D,

     где D – доплаты (скидки), отражающие изменение  других потребительских свойств  нового изделия.

     Фактически  обе рассмотренные выше формулы  отражают не предпочтения покупателей, а только изменение качественных параметров. На практике покупатели могут  неоднозначно оценивать важность (необходимость, неотложность, значимость) изменения  отдельных параметров. В этом случае более корректные расчеты цены нового изделия можно получить на основе баллового или индексного методов.

     Индексный метод может быть применен, когда параметра сравниваемых изделий количественно измеримы (скорость вращения, объем, площадь и др.).

Pн = Pа × ΣJj × Kвесj,

где Pн – цена нового товара;

Pа – цена товара-аналога;

Jj – индекс изменения j-го параметра нового изделия по сравнению с товаром-аналогом;

Kвесj – коэффициент весомости j-го параметра.

     Для оценки значимости параметров товаров  для покупателей и соответственно возможных границ изменения цен  могут быть использованы экспертные оценки (метод ранговой корреляции, метод парных сравнений и др.).

     Балловый  метод рекомендуется применять, если в системе показателей, характеризующих качество сравниваемых товаров (услуг), присутствуют также характеристики, не измеряемые количественно (престиж, цвет, удобство). Суть баллового метода состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценку конкурентоспособности изделия по качественным параметрам. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла, изделия-аналога определяется ориентировочная цена нового изделия. Цена на новое изделие, по которому оцениваемые параметры не равнозначны для потребителя, исчисляется по формуле:

Pн = ΣБj × Оср,

где Pн – цена нового изделия;

Бj – балловая оценка j-го параметра нового изделия;

Оср – средняя оценка одного балла изделия-эталона.

     Количество  показателей, оцениваемых баллами  должно быть ограниченным и в то же время достаточно полно характеризовать  потребительское качество изделий. Ограничение числа оцениваемых  показателей связано с тем, что  при большом количестве показателей  относительно меньший удельный вес  занимает каждый из них и в результате занижается значимость улучшения каждого  конкретного показателя. Изделие  может быть хорошо оценено по общей  сумме баллов, даже если оно имеет  очень низкий уровень качества какого-либо конкретного наиболее важного показателя. Балловый метод применяется при  обосновании цен на продукцию  часовой, радиотехнической, оптико-механической промышленности, на парфюмерно-косметические  изделия, вина, животные масла, сыры и  др.

     В отличие от индексного метода балловый позволяет сравнить качественные показатели (дизайн, страна изготовитель, цвет).

     Метод структурной аналогии. По однотипной продукции на основе статистического материала определяется структура ее совокупных затрат, то есть находится удельный вес материальных затрат и заработной платы в полных затратах. Затем каким-либо методом (например, методом удельных показателей) определяются абсолютные величины материальных затрат или заработной платы по новому изделию. Зная абсолютную величину того или иного вида затрат по новому изделию и его удельный вес в структуре совокупных затрат по аналогичной группе продукции можно рассчитать ориентировочные затраты нового изделия.

     Агрегатный  метод заключается в суммировании затрат или цен отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов (деталей). Этот метод применяется, когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элементов (узлов, комплектующих изделий), цены которых известны, а совокупная цена или совокупные затраты продукции исчисляются как сумма затрат (цен) отдельных конструктивных элементов или определяются путем суммирования (вычитания) цен или затрат добавляемых или сменяемых элементов (узлов, комплектующих изделий).

     Таким образом, параметрические методы могут  использоваться для:

     - обоснования цены на новую модификацию, которая включается в параметрический ряд производимых фирмой товаров;

     - обоснования поправок к ценам, с учетом цен и качества товаров конкурентов. 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ГРУППИРОВКА  ЦЕН ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ  И ХАРАКТЕРУ ЦЕНОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 

     Цены  по форме организации торговли и  характеру ценовой информации включают такие основные виды цен, как цены прямых контрактов, цены биржевые, цены аукционов (тендерные цены), цены справочные.

     Цены  прямых контрактов подразделяются на цены продавцов, цены покупателей и  контрактные цены, или цены фактических  сделок.

     Цены  продавца цены, по которым продавец предлагает (рекламирует) свой товар. Это желаемые продавцом цены.

     Цены  покупателя это цены, желаемые (объявляемые) покупателем.

     Цены  контрактные, или цены фактической  сделки, цены, по которым фактически достигается договоренность между продавцом и покупателем и которые закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка данного товара контрактные цены могут тяготеть к ценам или продавца, или покупателя.

     Цены  контрактные, или цены фактических  сделок, фиксируются в специальных  коммерческих документах — контрактах и счетах, отражают реальные условия  сделки (количество и качество товаров, сроки и условия поставки, условия  платежа, гарантии и пр.), которые  согласуются между реальными  продавцами и покупателями. Цены фактических  сделок в большинстве случаев  выступают в качестве надежного  индикатора реального состояния  того или иного рынка товаров  и услуг.

Информация о работе Параметрические методы ценообразования