Классификация цен в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. Рынок свободной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:16, реферат

Краткое описание

Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.

Оглавление

1. Классификация цен в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

1.1. Виды цен в зависимости от сфер торговли

1.2. Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования

1.3. Другие виды цен

2. Рынок свободной конкуренции

2.1 Виды и свойства конкуренции.

3. Задача

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Цен Филинов.docx

— 43.85 Кб (Скачать)

Функции конкуренции.

Функция регулирования. Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под  влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

" предприятия,  которые предлагают лучшую по  качеству продукцию или производят  ее с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение  в виде прибыли (позитивные  санкции). Это стимулирует технический  прогресс;

" предприятия,  которые не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой  продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и  домашних хозяйств в соответствии с  их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция  могла выполнять свои функцию. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:

" технический  прогресс в отношении изделий  и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

" предприятия  гибко адаптируются к меняющимся  условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в  прибыли теряются в результате успешного  воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит  от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера  и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной  интенсивной конкуренции благоприятные  условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда  имеют дело с "широкой" олигополией  с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия с  сильной индивидуализацией продукции , напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность  того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной  конкуренцией, прибегая, например, к  сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство  должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

" Качество  конкуренции;

" Само  существование конкуренции;

" Цены  и качество изделий должны  быть в центре внимания конкуренции;

" Предлагаемая  услуга должна быть соразмерной  по цене и другим договорным  условиям;

" Защищенные  правовыми нормами товарные знаки  и марки помогают покупателю  различать товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

" Ограниченная  по времени патентная защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные  образцы, а также образцы промышленной  эстетики . 
 

Совершенная конкуренция.

Когда говорят о совершенной конкуренции, то при этом противопоставляют ее несовершенной конкуренции, которая  в значительной мере создается участием на рынке монополий и олигополии. Как мы уже отмечали, свободной, или  совершенной, конкуренции не существует, и никогда не существовало в мире, и, тем не менее, в интересах теоретического анализа, мы используем это понятие, причем чаще всего экономисты применяют  термин "совершенная конкуренция". Иногда совершенную конкуренцию  называют также атомарной, подчеркивая  то обстоятельство, что она ведется  между обособленными, самостоятельными, изолированными, не вступающими в  объединения производителями. С  этой точки зрения несовершенную  конкуренцию следовало бы называть молекулярной, а нередко ее именуют  просто монопольной конкуренцией.

Совершенной называют такую конкуренцию, участники  которой, во-первых, заняты производством  и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам  не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном Рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену. Конечно, это определение дает идеальное представление о Рынке совершенной конкуренции, однако это помогает Нам лучше понять рыночные процессы, если принять во внимание, что в народном хозяйстве существуют такие отрасли, которые более или менее приближаются к такому определению. Например, в сельском хозяйстве на Западе существуют сотни тысяч фермеров, ведущих самостоятельное производство на собственной или арендованной земле. Вклад каждого из них в общее производство зерна, картофеля, овощей и других культур сравнительно невелик, и поэтому они не могут сколько-нибудь существенно повлиять на рыночные цены, на продукты. Это, конечно, не исключает наличия крупных агрофирм, использующих в производстве новейшие технологии и значительное количество сельскохозяйственных рабочих (постоянных или сезонных). Они, конечно, могут устанавливать монопольные цены. Но все же монополии не так характерны для сельскохозяйственного производства, особенно в Европе.

Совершенная конкуренция на практике довольно редка, но это модель рынка, которая имеет  весомое аналитическое значение. Так чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, в которой  следует использовать понятия "доход" и "издержки". Совершенная конкуренция  является ясным и значительным отправным  пунктом для любой дискуссии  об определении цены и объема производства.  

Характерные черты

1. Очень  большое число фирм. Основной  чертой чисто конкурентного рынка  является наличие большого числа  независимо действующих продавцов,  обычно предлагающих свою продукцию  на высокоорганизованном рынке.  Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

2. Стандартизированная  продукция. Конкурирующие фирмы  производят однородную продукцию.  При данной цене потребителю  безразлично, у какого продавца  покупается продукт. Вследствие  стандартизации продукции отсутствует  основание для неценовой конкуренции,  то есть конкуренции на базе  различий в качестве продукции,  рекламе или стимулировании сбыта.

3. Практически  отсутствует контроль над ценой  продукции. На чисто конкурентном  рынке отдельные фирмы осуществляют  незначительный контроль над  ценой продукции. Это свойство  вытекает из двух предыдущих. В условиях чистой конкуренции  каждая фирма производит настолько  небольшую часть от общего  объема производства, что увеличение  или уменьшение ее выпуска  не будет оказывать ощутимого  влияния на общее предложение,  или, следовательно, цену продукта.

4. Свободное  вступление в отрасли. Новые  фирмы могут свободно входить,  а существующие фирмы - свободно  покидать чисто конкурентные  отрасли. В частности, не существует  никаких серьезных препятствий  - законодательных, технологических,  финансовых и других, - которые  могли бы помешать возникновению  новых фирм и сбыту их продукции  на конкурентных рынках. Ограничителями  здесь выступает получаемая прибыль.  Каждый предприниматель будет  производить товары до той  точки, в которой цена и предельные  издержки не уравняются.

5. Равный  доступ к информации. Участники  конкурентного рынка имеют равный  доступ к информации, т.е. все  продавцы имеют представление  о ценах, технологии производства, возможной прибыли. В сою очередь  покупатели осведомлены о ценах  и об их изменении. 

  1. Задача 

    Перед началом весеннего сезона магазин строительных товаров предложил покупателям 10%-ную скидку с 20 апреля. Цена керамической плитки составляла с 1 по 19 апреля 350 руб., с 20 по 30 апреля — 315 руб. Известно, что в результате снижения цен существенно увеличились объемы продаж и в период с 20 по 30 апреля было продано на 20% больше продукции, чем в начале месяца. Найти среднюю цену керамической плитки. 

    Решение

с 1 по 19 апреля - цена керамической плитки 350 рублей, продано x  
c 20 по 30 апреля - цена керамической плитки 315 рублей, продано 1,2x  
средняя цена = (350x+315*1.2x)/(x+1.2x)=728x/2.2x = 330.31
 
 

    Заключение

В данной работе произведен обзор видов рыночных структур, виды и свойства конкуренции, структурный анализ и стратегию  конкуренции, материалов связанных  с деятельностью правительства  как фактора отраслевой конкуренции, суть входных барьеров. Из выше перечисленного материала, следует, что: конкуренция  является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы. К положительным чертам можно  отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к  спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

Как было показано чрезмерная монополизация, появление  конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны  государства может привести к  созданию, так сказать "государства  в государстве". Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию не конкурентоспособной  на мировом рынке, утрачиваются стимулы  нахождения более эффективных решений  функционирования в экономике и  др.

Отрицательное влияние на формирование рыночного  отношения в Украине имеет  и то, что его экономика крупномасштабная с незавершенным циклом производства, а также отбивает специализацию  в бывшем Советском Союзе на трудной  промышленности, военно-промышленном производстве и добывающих областях. Именно это сегодня воссоздает недостаток товаров народного потребления, с одной стороны, и техническую  и технологическую отсталость - из другого. Это порождает огромную потребность в приобретении нефти и газа на мировом рынке, а отсюда проблемы с торговым балансом, перекосы в ценах на внутреннем рынке.

Ориентиром  при переходе к рыночной экономике  для Украины должны быть современные  развитые страны, для которых характерная  смешанная экономика, которая основывается на разных формах собственности. Доминирующей при этом есть корпоративная собственность, взаимодействие конкуренции и регулирования  со стороны государства, высокая  социальная защита населения, социальная ориентация экономического развития.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы. К положительным чертам можно  отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к  спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Как было показано чрезмерная монополизация, появление  конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны  государства может привести к  созданию, так сказать "государства  в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной  на мировом рынке, утрачиваются стимулы  нахождения более эффективных решений  функционирования в экономике и  др.

Говоря  о негативных методах ведения  конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны  между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

В целом  же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим  положением в экономике.

Информация о работе Классификация цен в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. Рынок свободной конкуренции