Государственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Рынок государственных ценных бумаг – важнейший элемент фондового рынка любой страны. Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.

Файлы: 1 файл

Государственные ценные бумаги.docx

— 43.27 Кб (Скачать)

Введение.

Рынок государственных ценных бумаг – важнейший элемент  фондового рынка любой страны. Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых  выступает государство.

В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных  ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных  денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.

Выпуск в обращение  ГЦБ может использоваться для  решения следующих основных задач:

- финансирование дефицита  государственного бюджета на  неинфляционной основе, т. е. без дополнительного выпуска денег в обращение, в широком смысле, или в следующих случаях, а именно: когда расходы бюджета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении

- средства на эту же  дату (кассовый дефицит); поступление  доходов за месяц или квартал  оказывается меньше, чем средства, необходимые в этом же периоде  для финансирования расходов  бюджета (сезонный дефицит); по  итогам года доходы бюджета  меньше его расходов и этот  дефицит не покрывается за  счет поступлений в бюджет  в следующем году (годовой дефицит);

- финансирование целевых  государственных программ в области  жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.  п.;

- регулирование экономической  активности: денежной массы в  обращении, воздействие на цены  и инфляцию, на расходы и направления  инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.

Ценные бумаги государства  имеют, как правило, два очень  крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный  уровень надежности для вложенных  средств и соответственно минимальный  риск потери основного капитала и  доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению  с другими ценными бумагами или  направлениями вложений капитала. Часто  на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы. 

 

 

 

Государственные ценные бумаги, их виды и функции.

В современной рыночной экономике  одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения конкретных задач.

В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Государственные  ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным  ценным бумагам в соответствии с  Федеральным законом "О рынке  ценных бумаг", удостоверяющих право  их владельца на получение от эмитента денежных средств в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Существуют несколько  способов классификации государственных  ценных бумаг в зависимости от критерия.

По срокам обращения принято  выделять:

-       краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

-       среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5—10 лет;

-       долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.

По форме обращаемости:

-       рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения,

-       нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

По способу выплаты (получения) доходов:

-       процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);

-       дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

-       индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

-       выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

-       комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Выпуск государственных  ценных бумаг обуславливается необходимостью привлечения государством дополнительных денежных средств. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год обслуживают систематическую  задолженность государства (среднесрочные  и долгосрочные ценные бумаги). Наряду с долгосрочными облигациями  выпускаются краткосрочные, которые  служат для покрытия временных дефицитов  бюджета (кассовых разрывов), которые  образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов  и постоянными расходами из бюджета. Также принято выделять целевые  облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. В качестве таких  ценных бумаг можно рассматривать  облигации АО "Высокоскоростные магистрали", которые были выпущены под гарантию Правительства РФ, средства от продажи данных облигаций направлялись на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург.

Таким образом, государственные  ценные бумаги выпускаются для решения  таких задач, как покрытие постоянного  дефицита государственного бюджета, а  также  краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения  ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов, для покрытия целевых расходов правительства, а также в целях  привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

В настоящее время в  экономически развитых странах государственные  ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности

Практика показывает, что  выпуск государственных ценных бумаг  для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направление  по отношению к другим, применяемым  в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих  резервов, создаваемых в центральных  банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных  отраслей экономики.

   Таким образом,  цены на государственные ценные  бумаги формируются в соответствии  с общими принципами ценообразования,  но под влиянием специфики  и многофакторности, т. е. существует  основной тренд цен, отклонения от которого и объясняются присутствием или отсутствием какого-либо ряда факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические  аспекты формирования российского  рынка государственных ценных бумаг.

Становление рынка государственных  ценных бумаг можно подразделить на этапы, которые отражают его интенсивное  развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса  и посткризисную историю рынка.

1.                 Май 1993 – конец 1995 гг.

Целью создания российского  рынка государственных ценных бумаг  был переход от прямого кредитования Центробанком РФ Министерства финансов (то есть финансирования дефицита федерального бюджета за счет денежной эмиссии) к  эмиссии государственных ценных бумаг и их размещению на финансовом рынке. Предполагалось, что данный способ финансирования бюджетного дефицита будет  способствовать снижению инфляции, развитию финансового рынка России, в том  числе стимулировать рост банковских сбережений экономических агентов (юридических и физических лиц), и  расширение спектра предлагаемых банковских услуг.

Высокие процентные ставки по депозитам населения, существовавшие на том этапе развития экономики, обуславливали ускоренный прирост  депозитов населения в коммерческих банках (по сравнению с ростом внутреннего  долга), что создавало условия  для расширения ресурсной базы для  данного сегмента финансового рынка. Депозитные вклады населения в коммерческих банках устойчиво возрастали с начала 1994 г., что объяснялось развитием национальной банковской системы и финансовых рынков. Рост банковских депозитов населения обеспечил формирование ресурсной базы рынка внутреннего долга, равно как и финансовую стабилизацию.

После кризиса в октябре 1994 года на валютном рынке рынок  государственных ценных бумаг впервые  был использован для стабилизации состояния российских финансов. Тогда, сразу после резкого падения  курса рубля (более чем на 25%), наряду с проведением Центробанком РФ валютных интервенций, была резко повышена доходность госбумаг, что позволило привлечь на рассматриваемый сегмент свободные  рублевые ресурсы и, соответственно, сбить спрос на иностранную валюту. В дальнейшем подобная практика регулирования  доходности государственных ценных бумаг для улучшения обстановки на валютном рынке использовалась вплоть до кризиса в августе 1998 г.

После банковского кризиса  в августе 1995 г. рынок госбумаг фактически стал играть роль рынка межбанковских  кредитов (т.е. определять минимальную  стоимость свободных финансовых ресурсов). Кризис на рынке межбанковских  кредитов, разразившийся в августе 1995 г. и вызванный банкротством ряда банков и "финансовых пирамид", был назван "кризисом доверия". В данной ситуации резко полагаться на коммерческие банки стало опасно, и тогда рынок государственных ценных бумаг стал рассматриваться в качестве наименее рискованного и наиболее ликвидного рынка и фактически стал основным сегментом, на котором размещались свободные краткосрочные ресурсы. Рынок межбанковских кредитов служил лишь дополнением рынка госбумаг, позволяя после завершения сессий вторичных торгов госбумагами перераспределять оставшиеся рублевые ресурсы.

Такое развитие рынка государственных  ценных бумаг привело как к  положительным, так и отрицательным  результатам. В качестве позитивных особенностей, содействовавших финансовой стабилизации, можно выделить следующие:

- Стабилизация финансовой сферы России. Рынок государственных облигаций способствовал снижению инфляции и стабилизации обменного курса рубля.

- Развитие российской банковской системы и организованных сбережений экономических агентов. Рынок государственного долга сыграл важную роль в развитии российской банковской системы, аккумулировании сбережений экономических агентов в форме депозитов, что также выступило в качестве фактора достижения финансовой стабилизации.

Одновременно первый этап развития рынка внутреннего долга  содержал негативные моменты с точки  зрения состояния финансовой сферы:

- Перераспределение сбережений экономических агентов в пользу рынка ГКО/ОФЗ. На рынок внутреннего долга привлекались практически все сбережения экономических агентов, что снижало возможности банковского кредитования реального сектора.

- Высокие реальные процентные ставки. Высокие процентные ставки способствовали быстрому росту облигационного долга, причем доля аккумулированного на рынке процентного дохода также быстро возрастала. Высокий уровень реальных процентных ставок на рынке внутреннего долга определял еще более высокие ставки для других банковских активов, что делало банковский кредит практически недоступным.

2.                 Начало 1996 – конец 1997 гг.

Исчерпав внутренние ресурсы  развития рынка внутреннего долга, денежные власти России фактически оказались  перед неоходимостью открытия его для внешних инвесторов. И начиная с февраля 1996 г. внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, с августа 1996 г. – и на вторичные торги по государственным ценным бумагам. В дальнейшем ситуация, обусловленная сравнительно высокой доходностью федеральных облигаций, стремительно ухудшалась для денежных властей, поскольку на обслуживание долга тратилось все больше средств, тогда как привлекалось все меньше рублевых ресурсов.

Результаты второго этапа  развития рынка внутреннего долга  также могут быть оценены как  неоднозначные. Содержание второго  этапа естественным образом следовало  из общего характера развития экономики  России, внешних условий и из основных установок и методов реализации бюджетной и денежной политики. В  результате в качестве позитивных характеристик  рассмотренного этапа можно выделить:

- Макроэкономическую и финансовую стабилизацию. В течение данного этапа наблюдались значительное замедление темпов инфляции, стабилизация обменного курса рубля, снижение процентных ставок. Впервые за время проведения рыночных преобразований были зафиксированы незначительный, но рост объемов промышленного производства и увеличение реальных доходов населения.

- Российский финансовый рынок последовательно интегрировался в мировую финансовую систему. Наиболее известные международные рейтинговые агентства (Standard&Poors, Moody's, Fitch IBCA) присвоили России, регионам РФ и ряду предприятий достаточно высокие инвестиционные рейтинги, что позволило им привлечь значительные объемы кредитных ресурсов. По данным внешнеплатежного баланса РФ, в 1996 г. в Россию поступило портфельных инвестиций в иностранной валюте на сумму 1.7 млрд. долл., в 1997 г. – на 8.7 млрд. долл.; помимо этого в российские внутренние ценные бумаги было направлено 5.9 млрд. долл. в 1996 г. и 10.9 млрд. долл. в 1997 г.

Информация о работе Государственные ценные бумаги