Цены и ценообразование в промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:24, реферат

Краткое описание

Таким образом, актуальность изучения проблемы механизмов ценообразования и их роли в деятельности предприятий становится очевидной. Поэтому целью данной работы стало изучение ценовой политики предприятия и роли государства в процессе ценообразования.

Оглавление

Введение

1.Экономическая сущность цен и ценовая политика предприятия

1.1 Понятие цены и функции цен в рыночной экономике

1.2 Классификация цен

1.3 Ценовая политика предприятия

2. Методы и стратегии ценообразования

2.1 Методика ценообразования на продукцию предприятия

2.1.1 Затратные методы ценообразования

2.1.2 Методы ценообразования, ориентированные на спрос

2.1.3 Методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию

2.2 Стратегии ценообразования

2.3 Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

14 Цены и ценообразование в промышленности.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Цены  и ценообразование  в промышленности 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1.Экономическая  сущность цен и ценовая политика  предприятия

1.1 Понятие цены  и функции цен в рыночной  экономике

1.2 Классификация  цен

1.3 Ценовая политика  предприятия

2. Методы и  стратегии ценообразования

2.1 Методика ценообразования  на продукцию предприятия

2.1.1 Затратные  методы ценообразования

2.1.2 Методы ценообразования,  ориентированные на спрос

2.1.3 Методы ценообразования,  ориентированные на конкуренцию

2.2 Стратегии  ценообразования

2.3 Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики

Заключение

Библиографический список

 

      Введение 

     Нормальное  функционирование национальной экономики предполагает использование системы рычагов, ключевое место среди которых занимают цены. Последние выступают одновременно в качестве действенного инструмента хозяйственного управления и объекта государственного регулирования. Рыночные цены балансируют спрос и предложение товаров (услуг). Равновесная цена устраняет как дефицит, так и избыток товаров (услуг), сдерживает рост или падение цен. В случае дисбаланса рынка используется государственное регулирование цен.

     С развитием рыночных реформ в России в 1990-е годы роль цен возрастает. Основными факторами, способствующими  усилению роли цен, выступают: увеличение размеров хозяйствующих субъектов и усложнение форм их деятельности в условиях рынка; неустойчивость макроэкономической конъюнктуры; усиление конкуренции на рынке; снижение рентабельности и обшей экономической эффективности промышленного производства. Состояние системы цен — уровень, динамика, соотношение цен — существенно влияет на жизнеспособность субъектов экономики. Прежде всего, цены оказывают воздействие на платежеспособный спрос, уровень доходов, направления денежных потоков, инвестиционную активность предприятий.

     Таким образом, актуальность изучения проблемы механизмов ценообразования и их роли в деятельности предприятий становится очевидной. Поэтому целью данной работы стало изучение ценовой политики предприятия и роли государства в процессе ценообразования.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие цены, ее функции и классификацию;
  2. Акцентировать внимание на ценовой политике предприятия;
  3. Изучить основные методы ценообразования;
  4. Рассмотреть стратегии ценообразования в условиях рыночной экономике;
  5. Выявить роль государства в ценообразовании.
  6.  
  7. Экономическая сущность цен и ценовая политика предприятия
 
    1. Понятие цены и функции  цен в рыночной экономике
 

     Цены  и ценообразование являются ключевыми  элементами рыночной экономики. Для предприятия именно от установления (формирования) цен на товары и услуги зависят достигаемые им коммерческие результаты.

     Цена  — количество денежных единиц (или других товаров, работ, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Данное определение предполагает наличие цены продавца (цена предложения) — это количество денег, которое он хочет получить от продажи продукта, и цены покупателя (цена спроса) — количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за продукт[7]. Поскольку стремления покупателя и продавца противоположны, необходимо соблюсти баланс их интересов, Он находит свое выражение через цену равновесия.

     Равновесная цена — это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Она устраняет как дефицит, так и избыток товаров и услуг, а также удерживает рост или снижение цен[7]. В условиях рыночных отношений с целью обеспечения социальной защищенности коллективов предприятий, отдельных социальных слоев и граждан необходимо использовать государственное регулирование цен.

     Государственная ценовая политика как важнейший  элемент экономической политики государства проводится на национальном и международном уровнях посредством воздействия на конъюнктуру рынка и правил ценообразования и имеет стратегическое и тактическое направления. Стратегия заключается в достижении определенного уровня либерализации цен и снижении инфляции. Тактическое направление — это оперативное регулирование ценовой среды: установление областей применения рыночных и регулируемых цен, порядок их формирования и контроль за текущим ценообразованием.

     С точки зрения покупателя, цена состоит  из двух частей. Первая представляет собой эквивалент товара определенного качества. При этом один экономический субъект возмещает связанные с производством и реализацией продукта затраты другого. Сумма отражает обычно соответствие денежного требования продавца и согласия покупателя с этим требованием. Вторая часть цены — это соответствующие покупке затраты, которые несет покупатель. При возмещении таких затрат средства поступают не продавцу товара, а направляются на то, чтобы иметь возможность приобрести товар или использовать его.

     Важное  значение ценообразования как экономического инструмента состоит в том, что оно непосредственно влияет на характер извлечения дохода (прибыли) по результатам рыночной активности предпринимателей. С другой стороны, существенно, какая концепция ценообразования закладывается в основу отдельного бизнеса, на каких принципах и с какой аргументацией строится содержательная часть подобной активности рыночного агента. Принципиальное отличие маркетингового, подхода к определению продажной цены товара от классической теории цен состоит в том, что запрашиваемая цена не является продуктом рациональной калькуляции, а основывается на поиске некоей оптимальной равновесной рыночной характеристики. И этот поиск сопряжен с анализом подчас недостоверной информации, конкурентной среды, с включением в расчет фактора коммерческого риска и других сугубо рыночных элементов. Но в любом случае поиск решения — это серьезная аналитическая работа.

     В рыночной экономике цена выполняет  следующие функции:

     1. Учетная, или функция учета и измерения затрат общественного труда, обусловлена самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует эффективность используемого труда. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. В. данной функции цена служит средством исчисления стоимостных показателей: количественных (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции предприятий и отраслей и др.) и качественных (рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.)[7].

     В этом качестве цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

     2. Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена стимулирует производителя через величину заключенной в ней прибыли. С помощью цены в этой функции можно воздействовать на научно-технический прогресс, экономию затрат ресурсов, повышение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, установления надбавок и скидок к основной цене.

     3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, различными социальными группами населения и др.

     4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Данная функция реализуется через механизм действия закона спроса и предложения[7].

     5. Функция цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов, туда, где норма прибыли более высокая. 

    1. Классификация цен
 

     Ценовая система — это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между участниками национального и мировых рынков[3].

     Установление  цен по стадиям ценообразования  отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров, работ, услуг к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товаров, работ, услуг представлено в табл. 1. 

     Таблица 1: Элементы цены

Себестоимость продукции Прибыль Косвенные налоги Надбавка  посредника Торговая  надбавка
Акциз НДС Издержки посредника Прибыль посредника НДС посредника Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли
5000 2000 --- 18% от 7000 = 1260 1000 500 18% от 1500 = 270 1000 1000 18% от 2000 = 360
Оптовая цена 7000                
Оптово-отпускная 8260            
Оптово-отпускная  снабженческо-сбытовых организаций  – цена закупки 10 030      
Розничная цена 12 390
 

     Цены  оптовые и цены изготовителя формируются на стадии производства товаров, являются промежуточными, и должны компенсировать затраты производителя товаров, работ, услуг на изготовление, реализацию и обеспечивать предприятию запланированный уровень прибыли. Цены оптово-отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги. Косвенные налоги составляют важнейшие статьи доходов федерального бюджета. Это акциз и НДС.

     Цены  отпускные, снабженческо-сбытовых организаций  формируются на стадии посредничества. Помимо отпускной цены включают посреднические надбавки. Посредническая надбавка в российской практике может иметь разное название, например скидка, комиссионное вознаграждение или сбор, наценка посредника. В любом случае это цена за услуги посредника по продвижению товара от производителя. Надбавка включает в себя издержки, НДС и прибыль посредника. Формирование цен снабженческо-сбытовых и в организациях розничной торговли производится исходя из цен закупки без НДС с добавлением торговой надбавки, НДС. Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и продажей товаров, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами НДС, фактически уплаченными поставщиками этих товаров. Цены розничные устанавливаются в сфере розничной торговли помимо цен закупки, включая торговые надбавки. Они обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли[1].

     Группировка цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Франко означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену. Роль географического (транспортного) фактора в формировании цен представлена в таблице 2. 

     Таблица 2: Группировка цен по транспортной составляющей

Расходы, включенные в цены продукции
Цены  продукции на складе поставщика Доставка на станцию отправления Погрузка в  вагоны на станции отправления Транспортировка до станции назначения Выгрузка из вагонов на станции назначения Доставка от станции назначения до склада потребителя
Цена  франко-склад поставщика          
Цена  франко – станция отправления        
Цена  франко-вагон-станция отправления      
Цена  франко-станция назначения    
Цена  франко-вагон-станция назначения  
     Цена франко-склад потребителя

Информация о работе Цены и ценообразование в промышленности