Ценообразование на разных типах рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:09, реферат

Краткое описание

Как устанавливаются цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимоприемлемой цене. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встаёт задача - назначение цены на свои товары или услуги. Вопрос ценообразования один из важнейших вопросов, которые решает любая коммерческая структура на протяжении всей своей деятельности.

Файлы: 1 файл

Ценообразование на разных типах рынков.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Рынок монополистической конкуренции  менее мобилен по сравнению с  рынком свободной конкуренции. Поэтому  продавцы на таком рынке стремятся  к увеличению объема продаж в первую очередь за счет "позиционирования" товара, предлагая, например, наряду с  дорогими изделиями "элит - класса" и "люкс" (для покупателей с высоким уровнем доходов) товары обычного качества по более низким ценам. [2]

В современных российских условиях имеются большие возможности  для развития монополистической  фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования.

К числу рынков монополистической  конкуренции можно отнести рынки, например, следующих товаров, в том  числе и импортных: безалкогольных напитков; алкогольных напитков; пива; табачных изделий; многих видов лекарств, имеющих заменители, и витаминов; кондитерских изделий; моющих средств, кремов, паст, шампуней, одеколонов, духов; одежды, обуви с фирменными знаками; многих спорттоваров; телевизионной, радио-, видео - и аудиотехники; бытовой техники, компьютерной техники; фирменной мебели, сантехники и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Олигополистическая конкуренция

 

Рынок олигополистической конкуренции - специфический тип рынка, состоящий из небольшого количества (примерно 7-10) доминирующих крупных фирм (продавцов), которые обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть и при этом предлагают как однородные (схожие) и взаимозаменяемые товары (прокат черных и цветных металлов, сталь, алюминий, пластмассы), так и отличные друг от друга (автомобили, компьютеры, электротехнику). Товар, который они поставляют, может быть однороден и стандартизирован или дифференцирован фирменной маркой. [3]

На указанный рынок новому продавцу проникнуть весьма трудно, поскольку  ведущие фирмы могут предпринимать  стратегические действия, затрудняющие его вступление на рынок. Каждый продавец чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и стратегию их ценообразования, при этом он очень осторожно относится к изменению цен своей продукции. Олигополист никогда не ощущает полной уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата в получении желательной прибыли за счет снижения цен. С другой стороны, если фирма на указанном рынке повысит цены, конкуренты могут не последовать ее примеру. В этом случае фирме придется или возвращаться к прежним ценам, или рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов. Любые действия одной фирмы по изменению объема продаж или цен влекут ответную реакцию конкурентов. Такая взаимозависимость вызывает необходимость раздела рынков сбыта, согласования объемов продаж, правил и процедур ценообразования. Олигополистическая структура рынка является преобладающей для промышленно развитых стран в современных условиях.

При олигополистической конкуренции  применяется множество стратегий  и методов ценообразования. Одним из примеров может служить координация действии при установлении цен, существующая в двух формах: принятие соглашения о ценах и осуществление "параллельной ценовой политики". Координация цен заключается в том, что фирмы калькулируют издержки производства по унифицированным специальным статьям затрат и затем, прибавляя определенную норму прибыли, устанавливают конкретную цену. Под действием рыночных факторов цены всех фирм меняются в одной и той же пропорции и в одном и том же направлении.

На рынке олигополистической конкуренции существуют отдельные фирмы, занимающие на нем значительный удельный вес (более 20%), что позволяет им влиять на рыночную цену товара путем или ее диктата (могут побудить другие фирмы снизить или повысить цены определенных товаров), или варьирования объемом продаж, или воздействия на другие ценообразующие факторы. При этом любые фирмы осознают свою зависимость, как в ценообразовании, так и в других аспектах поведения, от фирм-конкурентов и должны учитывать их реакцию.

В настоящее время наиболее эффективными моделями ценообразования на рынке олигополистической конкуренции являются модели, основанные на математической теории игр, с помощью которой анализируются варианты поведения субъектов с противоположными интересами. Она показывает, к каким последствиям может привести "война цен" между фирмами, при каких условиях они могут рассчитывать на уверенный успех и стабильность рыночной конъюнктуры. Математическая теория игр позволяет руководству фирмы сориентироваться в выборе наиболее выгодной политики цен на рынке олигополистической конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ типов рынков конкуренции  не может дать абсолютно готовых  решений по установлению цен, он необходим  для определения закономерностей  ценообразования в зависимости  от соотношения спроса и предложения.

Выбирая любую стратегию цен, фирма должна учитывать, что:

цены на продукцию  приходится регулярно пересматривать;

в ценах недостаточно учитывается информация о спросе, конкурентах, качестве товара, покупателях;

значительная часть товаров реализуется на распродаже в конце сезона по сниженным ценам;

спрос на товары эластичен;

большая часть покупателей  чувствительна к цене и привлекается низкими ценами конкурентов;

при выборе стратегии  ценообразования важно четко  изучить типы рынков и провести тщательный анализ себестоимости производства.

В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может одновременно с одним товаром выступить на рынке свободной конкуренции, а с другим - на рынке чистой монополии, в сфере рынка олигополистической конкуренции возможно появление, как чистой монополии, так и свободной конкуренции.  

В своей контрольной  работе я кратко попыталась  рассмотреть  вопрос ценовой политики и задач  ценообразования на разных типах  рынка, а также понять, что определение типа рынка конкуренции дает продавцу знание степени его свободы в установлении и изменении цены, но для принятия окончательных решений по ценам, одного этого знания недостаточно, так как для каждого товара на конкретном рынке в конкретное время существуют определенные соотношения между его ценой и спросом.

 

Список литературы

 

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2003

 

2. Лунин Е.М. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М., 2003

 

3. Ценообразование на рынке товаров и услуг. Карпенко Е. А. С, 2005

 

4. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред.И. К. Салимжанова. М. 1999

 

5. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. Уткин Э.А. М. 2003

 

6. Экономика.  Вечканов Г.C., Вечканова Г.Р.  2008  [1]

 

7. Бросов Р.Я. Конкуренция совершенная, несовершенная и модели рынка. Пермь, 2005 [2]

 

8. Эванс Д., БерманБ. Маркетинг. М.: Экономика, 1999

 

9. Баздникин А.С. Цены  и ценообразование: М.: Юрайт- Издат, 2004 [3]

 

 

 




Информация о работе Ценообразование на разных типах рынков