Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:11, курсовая работа
Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально - экономической системы современного общества.
Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке.
Введение 3
1. Основные понятия 4
1. 1. Цена и ее формирование 4
1. 2. Рынок и механизм его функционирования 5
2. Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования 8
2. 1. Механизм рыночного ценообразования 8
2. 2. Преимущества и недостатки механизма рыночного ценообразования 10
3. Практическое задание (05. А. 03) 15
3. 1. Задание 15
3. 2. Решение задания 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Конкуренция сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.
Преимущества:
1. эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
2. возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько
потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко,
а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко
и на корма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей;
3. гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
4. оптимальное использование результатов НТР. Стремясь,
получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители
идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие
технологии, что позволяет им иметь временные преимущества
перед конкурентами;
5. свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении
различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг[6].
Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т. д. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором.
Недостатки механизма рыночного ценообразования. Рыночная конкуренция по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осуществлять за этим процессом целенаправленный контроль.
Монополизм ведет к разрушению рыночных механизмов, торможению научно - технического прогресса. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т. п.
Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся, главным образом, за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Потребителям придется смириться с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится.
Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, рыночная экономика задним числом сигнализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого - то товара произведено больше, чем требуется, что сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции.
Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспособный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетворяются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).
Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара
Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступны семьям бедняков.
Рыночное распределение доходов социально “несправедливо” по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство организует перераспределение доходов, которое должно осуществляться в определенных пределах.
Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции. Инфляция - обесценение денег, происходящее из - за того, что в экономике их становится больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т. п. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка.
Недостатки:
1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств;
2. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана, космоса;
3. не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т. п.);
4. рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Она не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределения дохода;
5. не обеспечивает финансирования фундаментальных исследований;
6. ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. “Хотя рынок обеспечивает высокую степень свободы, но слабым и беззащитным он может дать не больше, чем свободу умереть с голоду”[7].
3. Практическое задание (05. А. 03)
3. 1. Задание
Определить коэффициент эластичности спроса, выбрать и обосновать вариант цены методом ориентации на спрос.
Варианты цены товара, (руб./ед.):
1. а – 20000; 8000
2. б – 25000. 10000
Количество продаж при разных вариантах цены (ед.):
1. а – 50000; 100
2. б – 25000. 60
Затраты на производство товара:
1. прямые (руб./ед.) – 7000; 4000
2. косвенные (тыс. руб.) – 400000. 250000
3. 2. Решение задания
1. Коэффициент эластичности спроса определяется по формуле:
Коэффициент эластичности больше единицы по абсолютной величине, что означает эластичность спроса.
Предварительно можно сделать вывод о целесообразности продажи товара по более низкой цене - 20000 руб./ед.
2. Обоснование выбора расчетом:
При цене 20000 руб./ед.:
1. объем реализации = 20000 руб./ед. × 50000 ед. = 1000000 тыс. руб.;
2. объем затрат = 7000 руб./ед. × 50000 ед. + 400000 тыс. руб. = 350000 тыс. руб. + 400000 тыс. руб. = 750000 тыс. руб.;
3. объем прибыли = 1000000 - 750000 = 250000 (тыс. руб.).
При цене 25000 руб./ед.:
1. объем реализации = 25000 руб./ед. × 25000 ед. = 625000 тыс. руб.;
2. объем затрат = 7000 руб./ед. × 25000 ед. + 400000 тыс. руб. = 175000 тыс. руб. + 400000 тыс. руб. = 575000 тыс. руб.;
3. объем прибыли = 625000 - 575000 = 50000 тыс. руб.
Расчеты подтвердили, что целесообразен более низкий уровень цены - 20000 руб./ед., так как в этом случае больше и объем выручки (1000000 тыс. руб. против 625000 тыс. руб. во 2-м варианте), и объем прибыли (750000 тыс. руб. против 50000 тыс. руб.).
Ответ: 20000 руб./ед.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства, несмотря на все существующие её недостатки и неспособность решить определенные проблемы в экономике.
Список использованной литературы
1. Финансы и цены: Учебное пособие / Под ред. проф. В. А. Слепова. – Рос. Экон. Акад. Им. Г. В. Плехонова. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 1999. – 128 с.;
2. Цены и ценообразование: Учебник для вузов, 4-е изд. / Под ред. В. Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.;
3. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2001. – 304 с.;
4. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Симкина. - СПб.: Питер, 2003. - 448 с.
16
[1] Финансы и цены: Учебное пособие / Под ред. проф. В. А. Слепова. – Рос. Экон. Акад. Им. Г. В. Плехонова. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 1999. – С. 5.
[2] Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2001. – С 4.
[3] Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2001. – С 5.
[4] Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Симкина. - СПб.: Питер, 2003. – С 26.
[5] Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2001. – С 8.
[6] Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Симкина. - СПб.: Питер, 2003. – С 26.
[7] Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Симкина. - СПб.: Питер, 2003. – С 27.
Информация о работе Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования