Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально - экономической системы современного общества.

Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке.

Оглавление

Введение 3

1. Основные понятия 4

1. 1. Цена и ее формирование 4

1. 2. Рынок и механизм его функционирования 5

2. Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования 8

2. 1. Механизм рыночного ценообразования 8

2. 2. Преимущества и недостатки механизма рыночного ценообразования 10

3. Практическое задание (05. А. 03) 15

3. 1. Задание 15

3. 2. Решение задания 15

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Конкуренция сдерживает частные интересы, направляет их на производ­ство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, ко­торые производят необходимую для потребителя и рентабель­ную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролиру­ющей силой в рыночной экономике.

Преимущества:

1.      эффективное распределение ресурсов - рынок направля­ет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

2.      возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь дан­ные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько
потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращи­вают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко,
а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко
и на корма, о затратах на различные породы скота, электро­энергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер смо­жет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей;

3.      гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся услови­ям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоно­сители, рынок ответил на это разработкой альтернативных ис­точников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

4.      оптимальное  использование  результатов  НТР.  Стремясь,
получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители
идут на  риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие
технологии,  что  позволяет им   иметь  временные  преимущества
перед конкурентами;

5.      свобода выбора и действий потребителей и предпринима­телей. Они независимы в принятии своих решений, заключении
различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

6.      способность к удовлетворению разнообразных потребно­стей, повышению качества товаров и услуг[6].

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продук­ции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать каче­ство, снижать издержки и т. д. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором.

Недостатки механизма рыночного ценообразования. Рыночная конкуренция по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осу­ществлять за этим процессом целенаправленный контроль.

Монополизм ведет к разрушению рыночных механизмов, тормо­жению научно - технического прогресса. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т. п.

Подавляя стимулы к технологическим инно­вациям, монополии делают экономику чрезвычайно расто­чительной, развивающейся, главным образом, за счет привле­чения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конку­рентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Потребителям придется смириться с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится.

Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, рыночная экономика задним числом сигнализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого - то товара произведено больше, чем требуется, что сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции.

Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспо­собный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетво­ряются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).

Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на из­держках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара

Социальная ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступ­ны семьям бедняков.

Рыночное распределение доходов социально “неспра­ведливо” по отношению к нетрудоспособным,  неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство органи­зует перераспределение доходов, которое должно осущест­вляться в определенных пределах.

Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции. Инфляция - обесценение денег, происходящее из - за того, что в экономике их становит­ся больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обраще­ние товаров и услуг, платежные операции и т. п. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка.

Недостатки:

1.      не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не име­ет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вклады­вать средства в создание экологически чистых производств;

2.      не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана, космоса;

3.      не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт, образо­вание, здравоохранение и т. п.);

4.      рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Она не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспре­деления дохода;

5.      не обеспечивает финансирования фундаментальных исследова­ний;

6.      ориентирован не на производство социально необходимых това­ров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. “Хотя рынок обеспечивает высокую степень свободы, но слабым и беззащитным он может дать не больше, чем свободу умереть с голоду”[7].


3. Практическое задание (05. А. 03)

3. 1. Задание

Определить коэффициент эластичности спроса, выбрать и обосновать вариант цены методом ориентации на спрос.

Варианты цены товара, (руб./ед.):

1.      а – 20000; 8000

2.      б – 25000. 10000

Количество продаж при разных вариантах цены (ед.):

1. а – 50000; 100

2. б – 25000. 60

Затраты на производство товара:

1. прямые (руб./ед.) – 7000; 4000

2. косвенные (тыс. руб.) – 400000. 250000

 

3. 2. Решение задания

1. Коэффициент эластичности спроса определяется по формуле:

 

Коэффициент эластичности больше единицы по абсолютной величине, что означает эластичность спроса.

Предварительно можно сделать вывод о целесообразности продажи товара по более низкой цене - 20000 руб./ед.

2. Обоснование выбора расчетом:

При цене 20000 руб./ед.:

1.      объем реализации = 20000 руб./ед. × 50000 ед. = 1000000 тыс. руб.;

2.      объем затрат = 7000 руб./ед. × 50000 ед. + 400000 тыс. руб. = 350000 тыс. руб. + 400000 тыс. руб. = 750000 тыс. руб.;

3.      объем прибыли = 1000000 - 750000 = 250000 (тыс. руб.).

При цене 25000 руб./ед.:

1.     объем реализации = 25000 руб./ед. × 25000 ед. = 625000 тыс. руб.;

2.     объем затрат = 7000 руб./ед. × 25000 ед. + 400000 тыс. руб. = 175000 тыс. руб. + 400000 тыс. руб. = 575000 тыс. руб.;

3.     объем прибыли = 625000 - 575000 = 50000 тыс. руб.

Расчеты подтвердили, что целесообразен более низкий уровень цены - 20000 руб./ед., так как в этом случае больше и объем выручки (1000000 тыс. руб. против 625000 тыс. руб. во 2-м варианте), и объем прибыли (750000 тыс. руб. против 50000 тыс. руб.).

Ответ: 20000 руб./ед.


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потре­бителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регули­рующих деятельность производителей и потребителей.

В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она  является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкурен­цию,  доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства, несмотря на все существующие её недостатки и неспособность решить определенные проблемы в экономике.


Список использованной литературы

1.      Финансы и цены: Учебное пособие / Под ред. проф. В. А. Слепова. – Рос. Экон. Акад. Им. Г. В. Плехонова. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 1999. – 128 с.;

2.      Цены и ценообразование: Учебник для вузов, 4-е изд. / Под ред. В. Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.;

3.      Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2001. – 304 с.;

4.      Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Симкина. - СПб.: Питер, 2003. - 448 с.

16

 



[1] Финансы и цены: Учебное пособие / Под ред. проф. В. А. Слепова. – Рос. Экон. Акад. Им. Г. В. Плехонова. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 1999. – С. 5.

[2] Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2001. – С 4.

[3] Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2001. – С 5.

 

[4] Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Симкина. - СПб.: Питер, 2003. – С 26.

 

[5] Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2001. – С 8.

[6] Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Симкина. - СПб.: Питер, 2003. – С 26.

[7] Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Л. Г. Симкина. - СПб.: Питер, 2003. – С 27.


Информация о работе Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования