Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально - экономической системы современного общества.

Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке.

Оглавление

Введение 3

1. Основные понятия 4

1. 1. Цена и ее формирование 4

1. 2. Рынок и механизм его функционирования 5

2. Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования 8

2. 1. Механизм рыночного ценообразования 8

2. 2. Преимущества и недостатки механизма рыночного ценообразования 10

3. Практическое задание (05. А. 03) 15

3. 1. Задание 15

3. 2. Решение задания 15

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 104.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение               3

1. Основные понятия               4

1. 1. Цена и ее формирование               4

1. 2. Рынок и механизм его функционирования               5

2. Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования               8

2. 1. Механизм рыночного ценообразования               8

2. 2. Преимущества и недостатки механизма рыночного ценообразования               10

3. Практическое задание (05. А. 03)               15

3. 1. Задание               15

3. 2. Решение задания               15

Заключение               17

Список использованной литературы               18


Введение

Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально - экономической системы современного общества.

Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Однако, как нам уже известно, существует множество видов рынков, поэтому, строго говоря, под рыночным механизмом ценообразования понимается множество рыночных механизмов. Рыночный механизм ценообразования обладает особенностью, скрытой от глаз. Например, в ситуации взаимного торга между покупателем и продавцом слышим только реакцию продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.

В курсовой работе необходимо проанализировать эффективность механизма рыночного ценообразования. Для этого нужно определить, что такое цена и как она формируется, рынок и механизм его функционирования, а также механизм рыночного ценообразования.

Курсовая работа выполнена на основе специальной (экономической) литературы, список которой прилагается. В нее входит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.


1. Основные понятия

1. 1. Цена и ее формирование

Цена – количество денег (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Цена, как правило, в денежной форме выражает стоимость единицы товара (услуги). Ключевым моментом рыночной экономики является цена равновесия. Она балансирует спрос и предложение товара (услуги). Равновесная цена устраняет как дефицит, так и избыток товаров и услуг, сдерживает движение цен к росту или снижению. В случае разбалансировки рынка используется государственное регулирование цен[1].

Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.

Максимальная цена определяется спросом, а минимальная – издержками. Это общий, простой, но достаточно широко распространенный смысловой подход к ценообразованию. Однако цена товара устанавливается в конечном счете с учетом социально – экономических, организационно – технических и других факторов.

Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к ценообразованию и формированию модели цены, которые коренным образом отличаются от принципов построения цен в централизованной экономике.

При рыночных отношениях товаропроизводителя и покупателя товара на установление диапазона цен влияют не только издержки производства, но и качество продукции, цены конкурентов, их рыночная реакция. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов.

Знаниями о ценах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если её товар аналогичен товарам основного конкурента, она вынуждена будет назначать цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае фирма может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, фирма не сможет запросить за него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент фирма может только тогда, когда её товар выше по качеству.

При рыночных отношениях цена товара должна быть, как минимум на уровне затрат, произведенных на его изготовление. В противном случае у товаропроизводителя не будет возмещения средств (капитала) и он может разорится.

Ценообразование, в отличие от цены, представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу.

Имеют место в основном две системы ценообразования:

1.      централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе из­держек производства и обращения;

2.      рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения[2].

 

1. 2. Рынок и механизм его функционирования

Рынок – это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торго­вые, экономические, технологические и др.) между субъектами ры­ночных отношений[3].

Рынок выступает основной формой реализации товарно - денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработ­ной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.

Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, например: на базаре, в деловом офисе, по телефону, на бирже и т. д. Когда на рынке устанавливается равно­весие между спросом и предложением, то результатом этого эконо­мического процесса является цена.

На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы.

Продавцы имеют цель продать свои товары и при этом получить по возможности как можно большую цену и прибыль. Но так как каж­дый из продавцов приходит на рынок с одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов про­давца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке фор­мируется путем взаимодействия спроса и предложения. Цена вырав­нивает соотношение спроса и предложения и является тем компро­миссом, который достигается между продавцом и покупателем.

Каждый участник рынка, руководствуясь собственным частным интересом, принимает экономические решения. Причем эти решения вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала эконо­мика в целом. Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм, являющийся сердцем рынка.

Ры­ночный механизм обеспечивает:

1.      доведение решений отдельных хозяйственных субъектов друг до друга;

2.      увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.

Цены выступают сигналом, дающим информацию и потребителям, и производителям об условиях на рынке. Конкуренция сдерживает частные интересы, направляет их на производство нужных обществу товаров. Она приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно, так как ресурсы устремляются в те отрасли, где производятся необхо­димые обществу товары. Неприбыльные предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Поэтому конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в экономике[4].

Рынок, таким образом, – это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Рынок можно выразить следующей элементарной схемой:

Из представленной схемы можно сделать такой принципиальный вывод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сгла­живая противоположные экономические интересы продавца и покупа­теля, приводя в соответствие спрос и предложение.


2. Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования

2. 1. Механизм рыночного ценообразования

Процесс форми­рования цен в условиях рыночной экономике происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т. е. на рынке, под воздей­ствием спроса и предложения, товарно - денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

Первоначаль­ные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственни­ками, субъектами хозяйствования.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанав­ливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изго­товляемые различными собственниками.

Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных слу­чаях, предусмотренных законодательными актами, по государствен­ным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику.

Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов:

1.      стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный;

2.      тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка[5].

Первый фактор – фактор долговременного перспективного дей­ствия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную эконо­мику не имеет смысла – это чревато для них отрицательными эконо­мическими последствиями.

Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации тру­да и производства и т. д. В результате наибольший выигрыш получа­ют та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко уме­ют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуют­ся гибкость, тщательная подготовка производства и производствен­ной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполните­ли (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те фирмы и предприятия, которые имеют возможность уме­ло использовать оба фактора.

Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется совершенно по - иному и в значительной мере непредсказуемо. Необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.

Следует иметь в виду, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен.

В связи с этим требуется продуманная система мер. К ним относятся: установление предельного уровня цен государственными органами, меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции, соответствующая налоговая политика и др.

Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция. Следует отметить, что рынок – это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурент­ной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении.

Конкуренция движет экономику вперед, это механизм стимулирова­ния постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения не­совершенного и отстающего.

 

2. 2. Преимущества и недостатки механизма рыночного ценообразования

Преимущества механизма рыночного ценообразования. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Коорди­нацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конку­ренцию. Рыночный механизм “наводит порядок в потенциальном хаосе” прежде всего через це­ны. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчис­ленные индивидуальные экономические решения. Цены рассмат­риваются контролирующей, регулирующей и организующей силой.

Информация о работе Анализ эффективности механизма рыночного ценообразования