Защита прав предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:13, реферат

Краткое описание

Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.
Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.

Файлы: 1 файл

защита прав.docx

— 39.14 Кб (Скачать)

Защита прав предпринимателей

Понятие, способы  и формы защиты прав предпринимателей

Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных  мер (механизмов) по восстановлению или  признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в  законодательно определенных границах, с применением к нарушителям  мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.

Понятие «защита права» следует  отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более  широко, так как включает любые  меры, направленные на обеспечение  интересов управомоченного субъекта.

Под правовой охраной принято  понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением  либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта  и направленных на предупреждение и  профилактику правонарушений.

Предметом же защиты в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности являются нарушенные или  оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного  характера, посредством которых  производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Материально-правовые способы  защиты предпринимательских прав - это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы  защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.

По своей природе пресекательными являются действия по:

- признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- неприменению судом акта  государственного органа или  органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т.д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

Восстановительными способами  являются:

- признание права;

- признание оспоримой  сделки недействительной и применению  последствий ее недействительности;

- присуждение к исполнению  обязанности в натуре;

- возмещение убытков и  компенсации морального вреда  и др.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

К штрафным способам защиты можно отнести действия по:

- взысканию неустойки,  процентов за пользование чужими  денежными средствами;

- обращению незаконно  полученного по сделке в доход  государства;

- конфискации и т.д.

Процессуальные способы  защиты - способы, обеспечивающие защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве. К их числу относят:

1) право в договорном  порядке установить компетентный  орган по разрешению споров;

2) право обращения к  компетентному органу по защите  нарушенных прав и интересов  предпринимателей и т.д.

Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). ГК РФ не содержит определения  этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых  для его пресечения.

По мнению К.К. Лебедева, положения  ст. 14 ГК РФ являются нормативным правовым основанием для самозащиты предпринимателя  в процессе осуществления им предпринимательской  деятельности в любых ситуациях, а не только тогда, когда его права  и интересы уже нарушены и ему  причиняется вред.

Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов  от возможных посягательств.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных  организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Говоря о соотношении  способа и формы защиты прав, М.К. Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права - категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.

Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного  рода деятельность со стороны таких  органов, как:

- Конституционный Суд  РФ;

- арбитражные суды;

- суды общей юрисдикции.

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

- нотариальную защиту;

- третейское разбирательство;

- досудебный (претензионный)  порядок урегулирования споров.

Защита прав предпринимателей

Способы защиты прав и интересов  предпринимателя  
Все виды объектов правовой охраны в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть разделены на три группы:

  • Имущественные права и интересы,
  • Неимущественные права и интересы,
  • Организационно-предпосылочные права и интересы предпринимателя.

К первой группе относятся, прежде всего, вещные права предпринимателя: право собственности (ст. 209 и 213 Гражданского Кодекса), право хозяйственного ведения (ст. 294 Гражданского кодекса), право оперативного управления имуществом (ст. 296 Гражданского кодекса), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 Гражданского кодекса), сервитуты (ст. 274-277 Гражданского кодекса). В эту же группу входят обязательственные права требования предпринимателей, возникающие из участия в учреждении коммерческих организаций, из заключаемых ими договоров, совершаемых сделок и других оснований, например, вследствие причинения предпринимателю имущественных убытков вне договорных отношений.  
Вторая группа охраноспособных объектов - нематериальные блага. Это - деловая репутация, права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности. К этой же группе относится право на охрану служебной и коммерческой тайны.  
В третью группу охраняемых объектов могут быть выделены права и интересы предпринимателя, которые являются организационно-предпосылочными. Это право на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, право на получение квалификационных сертификатов и лицензий на те виды деятельности, которые согласно закону подлежат обязательному лицензированию. К организационно-предпосылочным также относится право на постановку на налоговый учет и присвоение идентификационного номера налогоплательщика, право на получение статуса субъекта малого предпринимательства, право на заключение договора на открытие банковского счета с коммерческим банком по своему выбору, право на определение внутренней производственной структуры юридического лица и организацию трудовых правоотношений.  
Конституция РФ устанавливает: право каждого защищать свои права и интересы всеми способами (ч. 3 ст. 45), право на судебную защиту (ст. 46, 47), право на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), на возмещение государственного вреда (ст. 53), на гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), право свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства (ч. 1 ст. 74).  
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса убытки предпринимателя, возникшие вследствие нарушения его прав и интересов, должны быть полностью возмещены. Понятием и составом убытков охватываются все возможные для предпринимателя имущественные потери, включая неполученные доходы, которые мог бы получить предприниматель при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено - упущенная выгода.  
Ряд действий, направленных на воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности, может быть квалифицирован как уголовное преступление (ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности" Уголовного Кодекса РФ).

Способы и механизм защиты прав и интересов предпринимателя

Способ защиты гражданских  прав - это предусмотренные Гражданским  Кодексом и другими законами РФ правовые средства, применение которых, основанное на признании права, приводит к восстановлению положения, существовавшего до нарушения  права, а также пресечению действий, нарушающих право или создающих  угрозу его применению. В статье 12 Гражданского кодекса перечислены  способы защиты гражданских прав, следующие из которых распространяются на сферу предпринимательской деятельности:

  1. Признание права;
  2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  3. Признание оспариваемой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
  4. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  5. Самозащита права;
  6. Присуждение к исполнению обязанности;
  7. Возмещение убытков;
  8. Взыскание неустойки;
  9. Прекращение или изменение правоотношения;
  10. Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Каждый из перечисленных  способов может применяться обособленно  или в совокупности с другими  способами. Закон допускает также  применение и таких способов защиты гражданских прав, которые не перечислены  в ст.12 Гражданского Кодекса, но предусмотрены  законами. К ним относится, например, право на обращение к компетентным государственным органам (прокуратуре  и т.д.) с требованием принятия мер государственно-принудительного  характера.  
Различные способы защиты предполагают и различный порядок, механизм защиты прав и интересов предпринимателя. Механизм защиты прав - это осуществление способов защиты. Существуют следующие виды механизмов защиты:

  1. Внесудебные - самозащита; урегулирование разногласий во внесудебном порядке; разрешение заявлений и жалоб органами исполнительной власти в порядке подчиненности (в том числе нотариальная форма защиты).
  2. Судебные - конституционная защита; рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции, арбитражными судами и третейскими судами.  
    Как правило, действующее законодательство не препятствует предпринимателю избрать для защиты своих прав те способы защиты и порядок их осуществления, которые представляются ему наиболее подходящими в сложившихся обстоятельствах.

Полностью вопросы защиты прав предпринимателей изложены в тексте законов.  
В Справочнике более подробно изложена информация, касающаяся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Поэтому предпринимателям следует  знать положения Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» (далее Закон). В соответствии со статьей 7 Закона продолжительность  мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем, но не более чем на один месяц. По одним и тем же целям, задачам и предмету в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в два года.  
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе (статья 9 Закона):

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
  • Согласно статьи13 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении мероприятий по контролю имеют право:  
    - непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;  
    - получать информацию, предоставление которой предусмотрено законом;  
    - знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);  
    - обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю  вследствие действий (бездействия) должностных  лиц органов государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.  
Для защиты своей позиции предприниматель может оспорить акт государственного органа, осуществляющего контроль, в судебном порядке, а в случаях, прямо предусмотренных законом - в административном порядке, но решение, принятое по жалобе предпринимателя в административном порядке, может быть оспорено предпринимателем в судебном порядке.


Финансовая помощь

Возможности заключения контрактов

Помощь в критических  ситуациях

Интерактивные обучения

Советы и помощь

Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства

Инфраструктура поддержки  бизнеса в Санкт- Петербурге

Защита  прав предпринимателей

Контролирующие и надзорные  органы в области экономики и  предпринимательства

Общественный совет по малому предпринимательству при  Губернаторе Санкт- Петербурга

Страхование бизнеса

Перечень субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, на базе которых созданы информационно- методические центры (ИМЦ) системы государственного заказа Санкт- Петербурга


Многофункциональный центр


Особые группы предпринимателей

Законодательство и регулирование

Обратная связь





 

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов  по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным  или иным компетентным органам, которые  уполномочены принять необходимые  меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются перечисленные ниже государственные органы.

Конституционный Суд  РФ значительно расширяет возможности  судебной защиты прав и интересов  предпринимателей. Это объясняется прежде всего тем, что, во-первых, законодатель включает в понятие «конституционные права и свободы граждан» (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ) конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц. Во-вторых, расширяется понимание критериев конституционности правовых актов. В частности, признается неконституционным правовой акт, если его положения противоречат принципам и нормам международного права.

Опираясь на принцип  естественности и неотчуждаемости прав и свобод, а также на соответствующие нормативные акты, предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.

Независимо от того, каким образом реализуется предпринимателями  право на обращение, необходимо учитывать  следующие обстоятельства. Во-первых, жалоба может быть подана на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов лишь в том случае, если на этом законе основаны вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, нарушающие конституционные права  и свободы заявителя. Во-вторых, жалоба считается допустимой независимо от того, каково содержание решений, принятых по делу в судах общей юрисдикции. Исчерпание всех возможностей по защите прав не является обязательным условием допустимости жалобы. Даже если вышестоящие  судебные инстанции удовлетворят жалобу предпринимателя в кассационном или надзорном порядке и защитят  его права, он может обратиться в  Конституционный Суд, обнаружив  неопределенность в вопросе о  том, соответствует ли закон Конституции  РФ. В-третьих, в случае, когда речь идет о соответствии Конституции  РФ закона, еще не примененного, но подлежащего  применению в конкретном деле, жалоба лиц может рассматриваться только после их обращения в общий  суд. Из общего правила возможны исключения, например, Конституционный Суд вправе вынести решение и по применению закона судом общей юрисдикции при  условии, что лицо, подавшее жалобу, может понести ущерб, который  нельзя будет предотвратить, если гражданин  обратится с жалобой в обычном  судебном порядке.

Конституционный Суд  РФ в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 Конституции РФ) рассматривает  четыре основные категории дел:

1) по запросам  ряда органов власти, включая  Верховный Суд РФ и Высший  Арбитражный Суд РФ, разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации  РФ, Государственной Думы РФ, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов РФ;

2) споры о соотношении  компетенции между органами государственной  власти различных уровней;

3) по жалобам  на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

4) по запросам  ряда органов власти дает толкование  Конституции РФ.

Арбитражный суд  является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. ст. 1, 2 АПК РФ).

По общему правилу  арбитражный суд рассматривает  экономические споры при условии, что они вытекают из следующих  отношений:

- между организациями  - юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

- между организациями  - юридическими лицами и государственными  или иными органами;

- между гражданами-предпринимателями  и государственными или иными  органами.

По смыслу закона отношения, вытекающие из экономической  деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные  с этой деятельностью отношения, в том числе;

- при создании, реорганизации и ликвидации предприятия;

- при осуществлении  органами государственной власти  и управления своих полномочий  по руководству предпринимательской  деятельностью, контрольных и  иных функций;

- при причинении  вреда природным и иным объектам;

- при злоупотреблении  предпринимательскими правами и  неисполнении своих обязанностей.

Важно, чтобы все  эти отношения вытекали из предпринимательской  деятельности организаций - юридических  лиц и граждан-предпринимателей.

Таким образом, при  решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие  двух названных выше критериев: характера  правоотношения и субъектного состава  их участников.

Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд  только в случаях, прямо предусмотренных  законодательством.

Информация о работе Защита прав предпринимателей