Возрождение российского предпринимательства на современном этапе: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального слоя - предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.
Важная и трудноразрешимая проблема построения рыночных отношений в российской экономике - проведение структурных преобразований ее отраслевого хозяйства, прежде ориентированного на индустрию производства, а не на человека, как теперь. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобы устранить этот камень преткновения на пути к цивилизованному рынку.

Оглавление

Введение
Глава 1: Возрождение российского предпринимательства на современном этапе: проблемы и перспективы.…………с . 3-4……………..
1.1.Понятие предпринимательства в наши дни………с . 5-7………
1.2. Сущность, проблемы и функции предпринимательства……с.8-15……………
Заключение……………с. 16……………………………………………….
Список литературы……………………с 17.……………………………….

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Существенное значение для развития в стране предпринимательства  имеет определение этого понятия  в гражданском законодательстве.

В развитой рыночной экономике  предпринимательство как интегрированная  совокупность предпринимательских  организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных  объединений предпринимательских  организаций выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей, на наш  взгляд, в развитой рыночной экономике  является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена  ролью предпринимательских организаций  и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства  является ресурсная. Развитие предпринимательства  предполагает эффективное использование  как

воспроизводимых, так  и ограниченных ресурсов, причем под  ресурсами следует понимать все  материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательству как  новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, проявляющуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция более проявляется в формировании нового слоя людей — людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм.

Чем эффективнее функционируют  предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства  является организаторская, которая  проявляется в принятии предпринимателями  самостоятельного решения об организации  собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего

предпринимательства, а  также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

Развитию предпринимательства  в нашей стране придается огромное значение, так как оно способствует:

• изменению отраслевой структуры экономики;

• переориентации экономических  отношений и формированию рынка;

• разгосударствлению и  приватизации имущества предприятий;

• созданию новых мест;

• расширению потребительского рынка;

• повышению экспортного  потенциала страны;

• лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов;

• повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности  работников;

• формированию новых  ценностей и идеалов;

• развитию благотворительной деятельности в России.

В настоящее время  перед предпринимательством в России стоит целый ряд проблем: недостаточная  ресурсная база, несовершенство законодательной  базы, отсутствие системы глубокого  анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения, все их можно решить.

1. Недостаточная ресурсная  база — материально-техническая  и финансовая:

причина — создание сектора  предпринимательства на пустом месте;

пути решения —  льготное кредитование и налогообложение  приоритетных сфер экономики.

2. Несовершенство законодательной  базы:

причина — нет единой законодательной основы; отсутствие законопослушания;

пути решения —  совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением.

3. Отсутствие системы  глубокого анализа деятельности предприятий:

причина — нет учета  результатов их работы, несовершенство отчетности;

пути решения —  разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.

4. Слабое материально-техническое  обеспечение:

причина — ограничен  доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование;

nymu решения — распространение  передового опыта.

5. Кадры:

причина — низкий культурно-технический  уровень участников предпринимательства;

пути решения —  их обучение и социальная дифференциация.

6. Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую:

причина — отсутствие финансовых возможностей на эти цели;

nymu решения — развитие  форм сотрудничества в деловом  мире, создание технополисов.

7. Слабая государственная  поддержка:

причина — бюджетные  ограничения, бюрократическая волокита;

пути решения –  разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.

Как крупная мировая  держава Россия обладает рядом очевидных  конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евроазиатское положение, сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие проекты приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.

Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному  росту отечественного экспорта.

Во-первых, ВТО стимулирует  в основном торговлю готовыми изделиями  и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляет сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).

Во-вторых, структура  российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности, недогрузки и фактического прекращения технического прогресса в стране.

В-третьих, по мере преодоления  кризиса, растущий спрос на отечественную  продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений.

Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных планов, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами – членами этой Организации.

По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их растущий допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Эти особенности относятся к пищевой, фармацевтической, химической, автомобильной, авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам финансовых услуг и розничной торговле, мелкому и среднему бизнесу. Поэтому о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляет лишь 10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на помощь отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечении его прав, что в стране пока отсутствует.

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение.

 

 

 

 

История российского  предпринимательства охватывает более  тысячи лет. Его летопись – это, прежде всего, летопись становления русской  государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями. Русские предприниматели сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности национального сознания и русской культуры.

Еще в Древней Руси вокруг городов возникало множество  торговых и промысловых поселений. Эти места получили названия погостов. На погостах совершались сделки, заключались договоры, именно здесь зародилась традиция ярмарочной торговли.

 

В современной России, в период значительных для государства  и его народа, преобразований во всех сферах жизни общества наблюдаются изменения. За последние десять лет реформы породили новые виды деятельности, стили жизни, слои населения.

В центре внимания исследований нового российского общества оказалось  предпринимательство, обладающее своей  специфичностью в сравнении с уже давно сложившимися и выступающим в виде эталона предпринимательством в Европе и США.

Существует великое  множество трактовок термина "предпринимательство".

Чаще всего под ним  понимается один из основных видов  бизнеса, а бизнес, в свою очередь, определяется как профессиональная, непрерывное творческое делание денег, причем деньги нужны не ради их количества, а ради свободы, здоровья, и безопасности, кроме того деньги, неприносящие дополнительные деньги имеют тенденцию заканчиваться, поэтому другой важнейший компонент бизнеса - дело. Именно тесная взаимосвязь дела и денег создают возможность развития социума в целом, так как бизнесмен, умножающий свой капитал, умножает национальное богатство общества и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Страна, которой присущ такой тип воспроизводства, во многом защищена от сбоев и тем более потрясений в хозяйственной сфере; ее социально-экономический прогресс стабильно динамичен и устойчив, перспективы обнадеживающие.                                                                             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бовыкин В.И., Журавлев  В.В.,Петров Ю.А. Сорокин А.К.  Предпринимательство и предприниматели  России: От истоков до начала 20 века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997

2. Под ред. Лапусты  М.Г. Предпринимательство: Учебник.  – М.: «Инфра-М», 2000

3. Поткина И.В. История  предпринимательства России. – М.: 1992

4. Радионова Н.В., Читанава  О.О., Алексий П.В., Агапеев В.Е.  Предпринимательство: Социально  экономическое управление. – М.: «Единство», 2002

5. Райзберг Б.А. Основы  экономики и предпринимательства.  – М.: «Новая школа», 1993

6. Петров Н. Поделится ли предприниматель качеством жизни?//Стандарты и качество. 2006. №1.

 




Информация о работе Возрождение российского предпринимательства на современном этапе: проблемы и перспективы