Сущность предпринимательства и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:29, реферат

Краткое описание

Два слова “предпринимательство” и “рынок” связаны с неразрывными узами. Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто : ”Экономика свободного предпринимательства” . Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса. А бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход российской как и любой другой экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономики вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.

Оглавление

1. Определение сущности предпринимательской деятельности

2. Место предпринимателей в структуре общества

3. Виды предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

ОргПредДеят.docx

— 70.71 Кб (Скачать)

4. Необходимым  условием эффективной работы  предприятия в свободной рыночной  экономике является наличие позитивной  целенаправленной мотивации его  работников – как производственных  рабочих, так и менеджеров. Для  многих людей такая мотивация  возможна только при создании  условий для реализации их  предпринимательских качеств. Следует  обеспечить возможность предпринимательства  на предприятии (интрапренерства) или в «интеграционной зоне» предприятия. Весьма важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива, преодоление разрыва между поведением директора как физического лица и как представителя юридического лица (предпринимательская модель).

5. Взаимоотношения  между менеджментом и собственниками  предприятия должны быть скоординированы  с интересами бизнеса как продолжающегося  процесса. Поиск оптимальных соотношений  между материальной заинтересованностью  и профессиональным развитием  менеджера представляет собой  весьма сложную и важную задачу. Асимметрия информации в треугольнике  «работник – менеджер – собственник»  создает предпосылки для нежелательного  снижения производительности труда  работников и менеджеров, снижения  эффективности использования средств  собственника (агентская модель).

6. Сохранение  и развитие предприятия как  самостоятельного экономического  субъекта требуют определенной  сбалансированности между производственно-реализационными  и воспроизводственно-снабженческими процессами. Пренебрежение восстановлением внутренних ресурсов производства и благоприятных для предприятия условий внешней социально-экономической и экологической среды ставит под угрозу как эффективность предприятия в среднесрочном аспекте, так и его существование в целом (интеграционная теория).

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что общая  цель процесса совершенствования самого предприятия и его деятельности состоит в создании ситуации, когда  взаимоотношения между предприятием и связанными с ним социально-экономическими и институциональными субъектами, включая  само предприятие, отвечают взаимным ожиданиям. Разумеется, степень реализации ожиданий, адресуемых предприятию другими  экономическими и социальными структурами, не может быть одинаковой. На разных этапах социально-экономического развития общества различные его субъекты предъявляют к предприятию более  или менее настоятельные и  более или менее приоритетные требования. Соподчинение и приоритетность различных требований к предприятию  в условиях его самостоятельности  определяются, с одной стороны, непосредственными  воздействиями общества, с другой – собственными целями предприятия.

Здесь следует  подчеркнуть концептуальное различие между понятиями «цель предпринимателя (собственника)», и «цель предприятия», «цель бизнеса». Под целью предпринимателя (или собственника) понимается совокупность его намерений и интересов как физического лица, спроектированная на предпринимательскую деятельность. Цель предприятия – это условное аналитическое понятие, предназначенное для компактного описания факторов поведения предприятия в хозяйственной и административной средах. Если предприятие отождествлять с определенным юридическим лицом, то есть смысл ввести специальное понятие «цель бизнеса», понимая под бизнесом продолжающееся под разными юридическими лицами производство. Таким образом, цель предпринимателя как руководителя предприятия должна рассматриваться отдельно от цели предприятия, поскольку конкретное предприятие может быть лишь средством реализации личных интересов предпринимателя (собственника). В частности, такое мероприятие, как ликвидация предприятия может отвечать целям предпринимателя, но не отвечать целям предприятия.

Как правило, предприятие нельзя отождествить ни с его руководителем (директором), ни с собственником, ни с трудовым коллективом, ни с конкретным юридическим  лицом. Предприятие – это реальная «живая» система, в функционирование которой вовлечены и физические лица, и материальные активы – основные фонды, капитал и т.д., и субъекты, лежащие вне предприятия: поставщики, покупатели продукции и др. Поэтому одной из первых задач, которые приходится решать каждому предприятию при разработке или пересмотре своей деловой стратегии, является вопрос о самоидентификации предприятия, уточнении его границ в хозяйственной, административной, технологической, институциональной и других средах. После определения этих границ особое значение приобретает стратегическое планирование бизнеса в избранных границах (стратегических зонах хозяйствования).

В условиях неопределенности внешней и внутренней среды предприятия  стратегия выступает не просто как  одна из форм или функций управления организацией, а как ключевой элемент  ее существования в качестве системного интегратора. Можно сказать, сгущая краски, что не бизнес выступает как объект стратегического развития (управления), а общественно значимое стратегическое развитие реализуется с помощью данного бизнеса. Стратегическое планирование из функции управления превращается в объект, а бизнес – из объекта в платформу для реализации своего стратегического предназначения.

Миссия бизнеса как явления, таким образом, связана, с одной стороны, с поддержкой процессов самореализации его участников, с другой – реализацией процессов общественного развития. Вопросы определения миссии конкретного бизнеса будут рассмотрены в главе 4.

Поскольку бизнес неотделим от социально-экономической  среды России, а жизнедеятельность  этой среды, в свою очередь, поддерживается с помощью бизнеса, возникает  необходимость рассмотреть специфику  российской среды бизнеса, определить ее характерные черты и их влияние  на деятельность предприятий в сегодняшней  России.

 Теоритические  отличия предпринимательства и  бизнеса.

Разделить бизнес и предпринимательство  трудно, так как они равнозначны, но также, все всяких сомнений у них  есть и свои нюансы, отличающие друг от друга эти понятия.

Бизнес, как и предпринимательская  деятельность, распределяется сообразно  объемам своей реализации на крупный  бизнес, средний и малый вид  деятельности.

Они различаются существенно  и в размерах производства, и в  объемах основных средств и в  трудовых и денежных активах. Крупный  бизнес – это одна из основ современной  рыночной экономики, а мелкое и среднее  – важный признак ее текущего экономического состояния и возможного развития.

Предпринимательство как  база бизнеса подразумевает собственное  дело, что постоянно связано с  угрозой утратить его и лишиться потраченных материальных, временных  и интеллектуальных ресурсов.

Для активного становления  и развития бизнеса и предпринимательства  нужны конкретные условия и факторы:

  1. предпринимательская способность, собственные интересы, созидательные идеи, выгоды;
  2. наличие свободного места на рынке либо возможность расширения рынка;
  3. возможность роста выгоды;
  4. способность экономно тратить активы и пассивы;
  5. возможность угадывать будущую кризисную обстановку на рынке и находить пути решения уже на этапе прогнозов.

Небольшой практический пример того, что один и тот же товар  может быть объектом бизнеса или  предпринимательства.  Итак, компания “А” в своем широком ассортименте по оптовой продаже сантехники (смесители, раковины, туалетные кабины и т.д.)  имеет оборот 1 000 000 руб в квартал и реализует товар мелким предпринимателям, которые приобретают данные товары уже для розничной реализации. Здесь – налицо два типа торговли: оптовая – для компании “А” – как крупного бизнес-игрока рынка, и розничная – для мелкого предпринимателя.

Важное дополнение: статья носит  исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.

На сегодняшний день наблюдается тенденция к ассимиляции словпредпринимательство и бизнес, также как и к отождествлению слов «предприниматель» и «бизнесмен». Углубляясь в этимология слов (т.е зрим в корень, друзья), накопала несколько интересных фактов и примеров из личного опыта.

 

Слово бизнес встречается впервые в древнегреческом языке (askholia), далее в латыни (neg+otium), перекочевав далее в английский язык, который и дал всему миру известнейшее слово business (ранее busyness), как атрибута «причастия к деловой и финансовой сфере жизни». Значением же данного слова являетсязанятость, недосуг, дело, отсутствие свободного времени. «Дело» в данном случае, хочу отметить, употребляется в общеродовом понятии и без указания видовых различий. Автор же нового словаря русского яз ыка Т.Ф. Ефремова указывает следующее значение слова бизнес — предпринимательская деятельность, приносящая доход.

А теперь проанализируем термин «предпринимательство» (в том же словаре Ефремовой Т.Ф. предполагалось, но там присутствует только значение как «деятельность предпринимателя», чего нам, конечно же, недостаточно). В другом источнике предпринимательство характеризуется как инициативная, самостоятельная деятельность человека, от своего имени, на свой страх и риск, и направленная на получение дохода в перспективе. Вот в этом то и кроется принципиальный корень отличия. Предпринимательская деятельность несет в себе некую неопределенность, различные риски  или как говорится в простонародье «или пан, или пропал». И как следствие возможность получения сверхприбыли, т.е. своего рода заработной платы за свои «предпринимательские способности». А бизнес, в свою очередь, не предполагает рисков, а скорее стремится к их уменьшению, и, как результат, получение стабильного и регулярного дохода. Но это все этимология, оставим ее лингвистам и филологам, и взглянем еще шире на оба термина.

 

Предпринимательство по своей  сути всегда предполагает мелкий и  средний бизнес (не побоюсь употребить именно это слово), в случае какого-либо производства, это в большинстве  своем штучное или мелкосерийное  производство. Почему так получается? Все просто, к сожалению, предпринимательство  в данном случае получается как своего рода «самонайм». Возьмем, к примеру, мастера по маникюру/педикюру. Представим, ему надоело работать на дядю, который отнимает у него заработанные им же деньги, и он решил организовать маленькое предприятие у себя на дому. Можно ли его назвать бизнесом? Нет, так как в данном случае он работает на себя (это конечно круто), но какая у него производительность? Ведь если его убрать, то никакого «бизнеса» не останется, так как он и был основным звеном этого самого «бизнеса». В эту же категорию можно включить и копирайтеров, юристов, стоматологов и пр. Ведь при данном раскладе если человек вдруг умрет (не дай Бог конечно), то его дело умрет в след за ним (кто же теперь будет делать маникюр/педикюр?). Предпринимательство и бизнес разнит даже это

В случае бизнеса человек  является организатором чужого труда, он создает систему, которая приносит доход, и при грамотном управлении и делегировании полномочий, эта  система прекрасно работает и  в отсутствии самого человека. Поэтому, как мы видим, значение слова бизнес и значение слова предпринимательство предполагают несколько разные вещи и смыслы.

Приведем пример со стоматологической клиникой. Есть хороший зарекомендовавший себя врач-стоматолог, и он решает начать сове дело. У него есть два варианта развития событий. Первый, он снимает помещение, покупает оборудование, нанимает администратора и медсестру, и начинает лечить зубы (профессионально конечно). Второй вариант, когда он в дополнение ко всему этому, нанимает квалифицированный персонал, т.е. врачей, каждого обеспечивает соответствующей техникой (он же профессионал, и знает какое именно оборудование необходимо покупать и каких людей нанимать). Естественно, второй вариант более затратный с точки зрения стартового капитала.

В первом варианте, человек, не смотря на то, что он «больше не работает на дядю», он все-таки остается узким специалистом (пусть даже хорошим), который работает на себя пусть даже в своей частной клинике. Он будет непосредственно участвовать в производственном процессе. Это и есть предприниматель.

Во втором же варианте, человек выступает как управленец, как бизнесмен, который создает систему, которая впоследствии работает на него самого, а не наоборот. Этот вариант более трудоемкий, требует больших капиталовложений, сил и времени.

 


Информация о работе Сущность предпринимательства и его виды