Содержание и признаки предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 03:13, реферат

Краткое описание

Предпринимательство в сегодняшней Беларуси, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо.

Оглавление

Введение
1.Содержание и признаки предпринимательства
1.1.Экономическая природа предпринимательства
1.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности
1.3.Социально-экономическая эволюция предпринимательства
2. Предпринимательство как экономическая категория.
2.1.Предпринимательство как фактор производства
2.2.Предпринимательская способность и предпринимательский доход
3. Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 86.21 Кб (Скачать)

В этих условиях главной целью  развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно – правовой, финансово – инвестиционной, научно – инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора  экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых  рабочих мест.

Для достижения указанной  цели представляется необходимым комплексно решать следующие основные задачи

• улучшить предпринимательский  климат, создать благоприятную рыночную среду для ускорения развития субъектов малого и среднего бизнеса;

• устранить причины, обуславливающие  отток предпринимательского и научно – технического потенциала, а также  финансового капитала в зарубежные страны. Создать условия для его  реинвестирования в отечественную  экономику;

• упростить систему регистрации, учета и отчетности, а также  облегчить налоговое бремя. Упорядочить  лицензируемые виды деятельности и  упростить порядок выдачи лицензий и других видов государственного регулирования с учетом опыта  стран с переходной экономикой;

• формировать устойчивую финансовую базу развития малого и  среднего бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг, залоговых форм привлечения частных и иностранных инвестиций и других форм инвестирования отечественного бизнеса, обеспечить доступность банковского кредита, повысить привлекательность долгосрочного кредитования, надежно гарантировать возврат используемых инвестиционных ресурсов;

• совершенствовать систему  государственной поддержки развития предпринимательства и государственного регулирования деятельности предпринимательских  структур, повысить всех форм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;

• совершенствовать отношения  собственности и внедрять корпоративное  управление производством.

Для выхода на новый уровень  государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его  государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие мероприятия:

• совершенствование нормативно – правовой базы поддержки развития малого предпринимательства, в том  числе и с учетом необходимости  её унификации с законодательством  РБ. Ожидается, что к 2005 году создание и деятельность субъектов предпринимательства  будет регламентироваться предпринимательским  кодексом;

• установление ряда налоговых  льгот и льготирование долгосрочного  кредитования, расширение системы микрокредитования  и увеличения объёмов финансового  лизинга, в том числе и международного;

• внедрение залоговых  и других нетрадиционных форм привлечения  финансовых инвестиций;

• совершенствование и  развитие инфраструктуры и поддержки  предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» малого бизнеса, инновационные  центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного кредитования и  страхования, а также другие инновационно-инвестиционные структуры);

• формирование разветвлённой  системы подготовки переподготовки кадров для предпринимательских  структур, использования для этих целей потенциала высших и средних  специальных учебных заведений  страны.

Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий  могут быть реализованы при скорейшем  переходе на нетрадиционные формы привлечения  инвестиций, обеспечивающие перелив  капитала, накопленного в сфере услуг  и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.

В республике должно предусматриваться  дальнейшее совершенствование системы  налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских  структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих  предприятиях, в том числе и  в сфере бытовых услуг населению.

Все эти меры могут значительно  усилить общественный интерес к  предпринимательской деятельности в целом, а также к таким  её отраслям, как бытовые услуги для населения.

По прогнозным оценкам, в  ближайшей перспективе повысится  удельный вес занятых в сфере предпринимательства в 1,5 раза. К 2010 году вклад в ВВП республики малого и среднего предпринимательства достигнет 20-25%.

В этих условиях ожидается  значительное расширение круга эффективно работающих малых предприятий, где  темпы роста реализованной продукции  на 1-2 пункта будут превышать её рост в негосударственном секторе  в целом, а рентабельность производства в 1,5-1,7 раза. Указанная тенденция  обуславливается спецификой малых  организационных форм управления производством, с также развертыванием инфраструктуры их поддержки в приоритетных для  государства направлениях.

По экспертным оценкам, ожидается  повышение удельного веса малого бизнеса в негосударственном  секторе экономики с 21% до 30% в 2010 году, что значительно улучшит  конкурентную среду на отечественном  рынке товаров и услуг. При этом экономическое развитие отечественных производителей будет происходить в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными производителями на внутреннем и внешних рынках.

Начиная с 2001 года ежегодно выполняются  и принимаются программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь. 

Главной целью финансовой политики государства в отношении  малого бизнеса должно быть устранение неблагоприятного положения малых  предприятий на рынке кредитных  ресурсов в силу их недостаточной  финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

Заключение 

Эффективные меры государственного регулирования экономики не только не враждебны интересам предпринимательства, но и стимулируют его.

Эксцессы нецивилизованного, “дикого” рынка вызывают апатию и  ощущение безысходности у многих из тех, кто заинтересован в поисках  оптимального пути развития отечественного бизнеса. Происходит это в значительной степени из-за того, что за пределами  действия государственных рычагов (прежде всего экономических и  законодательных) оказались:

-перевод капиталовложений  и прибыли из Беларуси в  зарубежные страны;

-не денежные формы расчетов;

Традиционные меры государственного воздействия и белорусское законодательство оказались в этом отношении неэффективными.

Во-первых, налоговое законодательство, направленное на борьбу с манипуляцией ценами и с искажением показателей  прибыли, не обеспечивает контроля за движением отечественных капиталов, поскольку налоговая служба — в зачаточном состоянии.

Во-вторых, нынешняя кредитно-денежная политика не в состоянии предотвратить  массовый отток капиталов в другие страны, не содержит элементов эффективного стимулирования производства. Далее.

Антимонопольное законодательство принимается слабо, не препятствуя  существованию сверхмонополий. Отраслевые монополии бесконтрольно диктуют свои условия, блюдя собственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами социально-экономического развития страны.

Естественно, когда приоритет  отдается рыночным механизмам, объем  государственного регулирования сокращается. Но при всех условиях государство  резервирует за собой следующие  важные функции:

-координация интересов  частного бизнеса и национальной  экономики в целом (отсутствует,  получение, тем или иным способом, доступа к бюджетным ресурсам  остается, в настоящее время, самым  прибыльным бизнесом, что направляет  частную инициативу в разрушительное  для национальных интересов русло);

-обеспечение социальной  защиты малоимущих и нетрудоспособных (присутствует на уровне обеспечения выживания);

-антимонопольные меры, контроль за соответствием деятельности внешнеэкономических структур государственным интересам, экспортный контроль;

-таможенные тарифы, налоги, кредитная политика;

-стимулирование научно-технического  прогресса. 

Многие экономические  законы РБ предполагает регулирование  развитой рыночной инфраструктуры, а  реально не имеют механизма его  реализации из-за сохранившихся государственных  монополий и отсутствия конкуренции. Анализ состояния отечественного законодательства говорит о том, что многие законы регулируют рыночные отношения, пока не существующие в белорусской действительности. Вероятно, иногда это результат бездумного копирования западных образцов правовых актов.

Необходимо тесное взаимодействие государственных органов с коммерческими  структурами в целях стимулирования новых технологий. Как показывает опыт промышленно развитых стран, экспериментальные  и внедренческие разработки невозможны, если государство не создает для  коммерческих структур благоприятный  климат, включающий, в частности, налоговые  льготы. Формально белорусское государство  налоговое законодательство предусматривает  такие льготы, но, судя по всему, они  не достаточны. Требуется стимулирование перспективной инвестиционной деятельности с помощью продуманной фискальной и кредитно–денежной политикой государства.

Список использованной литературы

1. Авравшков Л.Я., Адамчук В.В., Антонова О.В. Экономика предприятия.– М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. 

2. Базылев Н.И., Гурко С.П.  Экономическая теория, - М., БГЭУ, 2007

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон. спец.- 4-е изд., доп и перераб.- М.: Финансы и статистика, 2004 

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.:Юристъ, 2005.

5. Булатов А.С. Экономика.  Учебник для экономических академий, вузов и факультетов - М.: 2007.

6. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М., 2000.

7. Давидовская И.Л. “Доходы и расходы организации” - М. 2002.

8. Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирмы – М.: Финансы и статистика, 2006. 

9. Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории - “АСА”, Минск, 2006.

10. Кузнецова Е.В. Финансовое  управление компанией. – М.: Фонд  “Правовая культура”, 2002. 

11. Курс экономики: Учебник  2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,2004.-716с.

12. Курс экономической  теории: общие основы экономической  теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное  пособие/Руководитель авторского  коллектива и научный редактор  профессор А.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 2007.-736 с.

13. Курс экономической  теории: Учебник/Под ред. проф. М.Н.Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой

14. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблема и политика: пер. с англ. Т. 1, 2. – М. Республика, 2006.

15. Савицкая Г.В. Анализ  хозяйственной деятельности предприятия.  М.: Минск: ИП "Экоперспектива" 2005.

16. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. “Финансы предприятий”. Москва, 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Минестерство образования Республики Беларусь

                                                    Учреждение образования

                                « Брестский государственный технический университет»

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: Экономическая теория

На тему: Предпринимательство, как фактор инновационного развития экономики. М. Вебер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                                                 студентка группы МЭ-36

                                                                                                                        Пех И.В.

 

 

Проверила:                                                                                                 Кулеш Елена Ивановна

 

 

Макс Вебер: биография, основные идеи

Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) — немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В 1892-1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор  в Берлине, в 1894-1896 годах — профессор  национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

Вебер внёс существенный вклад  в такие области социального  знания, как общая социология, методология  социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию  Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его  причину. Понимание означает познание социального действия через его  субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в  данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят  своё отражение все многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. все  многообразие человеческой культуры.

Информация о работе Содержание и признаки предпринимательства