Развитие предпринимательства, как важный фактор экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:27, статья

Краткое описание

Для успешного развития малого и среднего предпринимательства в регионах начата реализация единой бюджетной программы «Дорожная карта бизнеса-2020», важным этапом которой является развертывание программы индустриализации в регионах. Программа нацелена на эффективное использование потенциала сферы МСБ Казахстана для вхождения страны к 2020 году в число 50 стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом. Как отметил в своем Послании Глава государства, целью документа является «создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса».

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

    УДК               А.Д.Утеуова

    338.486.4.                                магистрант

                АО  «Финансовая академия», г.Астана 

РАЗВИТИЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  

     За 20-летний период истории своего существования  в качестве независимого государства Казахстан прошел сложный путь перехода от рыночных реформ к формированию смешанной экономики, ориентированной на инновационное развитие, от глубокого экономического спада к экономическому росту и социальной стабильности общества. Сегодня можно констатировать, что экономическая политика Казахстана является примером учета мирового опыта, теоретических выводов и рекомендаций, направленных на успешный результат. 

     Развитие  малого и среднего бизнеса является одним из важных факторов экономического развития страны, без которого сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государства. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. Именно благодаря этому, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в 1990-е годы, число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно росло [1].

        Правительство исходит из того, что малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. Государство, в свою очередь, должно создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелить свою помощь на те предприятия малого и среднего предпринимательства, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения своей конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала страны.

         Данная концепция рассматривается как переходный этап к новой государственной политике поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

     Следует признать, что развитие среднего и малого бизнеса не отстает от общих темпов роста казахстанской экономики. Безусловно, в первую очередь это связано с тем, что развитие этого сектора экономики органично входит в общую систему целей и приоритетов развития государства. К примеру, об этом свидетельствует то, что в последнем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Главой государства Н.А.Назарбаевым перед Правительством была поставлена следующая задача: государственные холдинги, играя важную роль в диверсификации экономики, должны вовлекать в этот процесс, стимулировать и поддерживать казахстанский малый и средний бизнес [3].

     Казахстан перенимает успешный опыт развитых стран, ведь совершенствование механизмов государственной поддержки малого и среднего бизнеса находится  в постоянном центре внимания Правительства  страны. К примеру, в развитых странах крупное предпринимательство не противопоставляется малому и среднему бизнесу. В этих странах напротив, культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый и средний бизнес, а взаимодополняют другвдруга, особенно, в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.  
Именно в этом контексте становится еще более понятной идея создания социально-предпринимательских корпораций в Казахстане, которые будут привлекать субъектов малого и среднего бизнеса к реализации проектов в регионах. Взаимоотношения СПК с
ппредпринимательством будут осуществляться на основе партнерства, в котором СПК возьмут на себя обязательства по взаимодействию с акиматами по вопросам разрешительных процедур, получения в пользование земельных участков и недр для реализации совместных проектов [2].

       В целом среди мер, предпринятых  государством для поддержки малого  и среднего бизнеса, следует  отметить снижение налогового  бремени; легализацию собственности и активов; упрощение административных процедур и разрешений; защиту от бюрократических препон, облегчение доступа к кредитным ресурсам и многое другое. Останавливаясь на проблеме расширения доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам, следует отметить снижение ставок кредитования. Созданный для этих целей Фонд развития малого предпринимательства напрямую осуществляет кредитно-финансовую поддержку развития малого и среднего предпринимательства, постоянно совершенствуя инструменты финансирования, включая развитие микрокредитования.  
  Малый и средний бизнес в Казахстане активно вовлекается в реализацию государственных программ. С целью создания благоприятных условий для формирования и развития новых предприятий малого предпринимательства в различных регионах Казахстана создаются и развиваются специализированные институты поддержки и развития предпринимательства. Ожидается, что эти меры обязательно приведут к созданию новых предприятий. При этом речь идет не о сотнях, а о тысячах субъектов малого и среднего бизнеса, которые, в свою очередь, создадут десятки тысяч новых рабочих мест. Но что еще более важно, будет создана такая предпринимательская среда, которая будет обеспечивать беспрерывное воспроизводство новых предприятий малого и среднего бизнеса [4].

     Государство обозначило эту сферу как наиболее приоритетную, выделяя значительные бюджетные средства для ее поддержки. Однако перед Правительством стоит  задача по решению некоторых проблемных вопросов, которые оказывают негативное влияние на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.

       Государственная поддержка МСБ  способствует модернизации и  уходу от сырьевой зависимости. Несмотря на сложное развитие мировой экономики в последнее время, сфера предпринимательства остается одним из ключевых механизмов активизации социально-экономической жизни общества. Как свидетельствует успешный опыт развитых стран, малые и средние предприятия способствуют росту конкурентоспособности и диверсифицированности экономики. При этом малый бизнес в мировой экономике развивается быстрыми темпами благодаря всесторонней государственной поддержке. Даже экономический рывок бывших развивающихся стран, таких как Тайвань, Сингапур, Индонезия, связан именно с развитием малого и среднего бизнеса (МСБ).

     От  стратегического понимания важной роли бизнеса в экономическом развитии Казахстана зависит устойчивость экономического развития республики и повышение уровня жизнеобеспечения населения. Значение предпринимательства, как движущей силы новой экономики, было подчеркнуто и в январском Послании Президента Нурсултана Назарбаева. Субъекты малого предпринимательства из-за своих ограниченных масштабов и ресурсов оказываются в менее выгодном положении на рынке, чем крупные предприятия, с которыми малый и средний бизнес не может конкурировать на равных. Становится ясно, что без государственной поддержки развития предпринимательства в регионах невозможно проведение структурных преобразований в стране, достижение ускорения инновационного процесса, роста конкурентоспособности и модернизация экономики.

     Для успешного развития малого и среднего предпринимательства в регионах начата реализация единой бюджетной программы «Дорожная карта бизнеса-2020», важным этапом которой является развертывание программы индустриализации в регионах. Программа нацелена на эффективное использование потенциала сферы МСБ Казахстана для вхождения страны к 2020 году в число 50 стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом. Как отметил в своем Послании Глава государства, целью документа является «создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса».

     Согласно  исследованию Всемирного банка, Казахстан  поднялся на одну позицию в рейтинге Doing Business 2011 и занял 47-е место среди 183 стран, охваченных исследованием. При этом одной из существенных реформ, способствовавших упрощению ведения бизнеса в Казахстане, стало уменьшение налоговой нагрузки на компании. С помощью же программы «Дорожная карта бизнеса-2020» планируется увеличение доли МСБ в общих объемах производства.

     На  реализацию программы «Дорожная карта бизнеса-2020» планируется выделить около 150 млрд. тенге (около 1 млрд. долларов). Средства на реализацию программы будут распределяться по трем основным направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив и расширение существующих проектов, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортоориентированных производств [6].

     На  первое и третье направление программы  в нынешнем году выделяется 9,2 млрд. тенге и 63 млн. долларов на второе – 16 млрд. тенге (109,7 млн. долларов), на поддержку инфраструктуры – 4,8 млрд. тенге (около 33 млн. долларов). Кроме того, предусмотрена поддержка предпринимателей, осуществляющих приоритетные экономические проекты, посредством субсидирования ставки вознаграждения по кредитам коммерческих банков. Новая схема кредитования нацелена на поддержку отечественных товаропроизводителей и в целом на оздоровление экономики страны.  
В рамках реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития кроме программы «Дорожная карта бизнеса-2020» Правительством разрабатываются и другие бюджетные программы в целях оказания комплексной поддержки развитию бизнеса в регионах: «Экспортер-2020» – для стимулирования несырьевого экспорта; «Производительность-2020» – для технологической модернизации и повышения производительности экономики и «Инвестор-2020» – для привлечения крупных инвесторов. 
Следует отметить, что с помощью различных программ государство стремится к увеличению вклада частного предпринимательства в экономический рост страны посредством обеспечения роста численности занятого в МСБ населения и формирования, так называемого среднего класса, а также к диверсификации сектора МСБ посредством увеличения в его структуре доли производственных предприятий. При этом важным моментом является необходимость равномерного регионального развития МСБ с учетом специфики экономики каждого региона и его сравнительных преимуществ. Эти направления государственной политики будут способствовать модернизации экономики и уходу от сырьевой зависимости [5].
 

Литература

  1. Кантарбаева А.К. «Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г.
  2. "Экономические регуляторы политики поддержки предпринимательства в Казахстане" А.Кантарбаева, У.Шукеев // Альпари № 3 2002 г.
  3. Послание Президента Казахстана Н.А. Назарбаева народу Казахстана) www.mit.kz
  4. Аналитический доклад о развитии малого бизнеса (в разрезе областей). Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, февраль 2007 г. www.mit.kz
  5. Аналитическое обозрение Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz
  6. Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997
 

Түйіндеме

     Бірақ  бүгінгі таңда шағын және орта бизнес Қазақстан экономикасының дамуында негізгі орын алды деп айтуға болады, өйткені ол тұрғындарды жұмыспен қамту мәселелерін  шешуге, нарықты отандық тауарлар және қызмет көрсетумен толтырылуына ықпал етеді, бәсекелестік ортаны қалыптастырады. Шағын және орта кәсіпкерлік Қазақстанның гүлденуі және экономикалық дамуының тіреуі болды.

Резюме

   Однако  уже сегодня можно констатировать, что малый и средний бизнес приобрел ключевую позицию в развитии экономики Казахстана, так как он способствует решению проблемы занятости населения, наполнению рынка отечественными товарами и услугами, формирует конкурентную среду. Предпринимательство стало опорой экономического развития и процветания Казахстана

Rezume

However it is already possible to ascertain that small and medium business has got a key position in development of economy of Kazakhstan since it promotes a solution of a problem of employment of the population, market filling by the domestic goods and services, forms the competitive environment. Small and medium business became a support of economic development and prosperity of Kazakhstan. 

  СВЕДЕНИЯ  ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О. автора Утеуова Аяжан  Дюсембаевна
Ученая  степень -
Ученое  звание -
Место работы, должность -
Учебное заведение АО «Финансовая  академия»
Тема  статьи Развитие предпринимательства - основа экономики страны
Количество  страниц 10
Количество  представленных статей 1
E-mail aeka2030@mail.ru
Контактный  телефон м.б.8-701-77-139-77,   р.т. 344-695
Форма оплаты (почтовый/банковский перевод), сумма 2500 тенге

Развитие предпринимательства, как важный фактор экономического развития

Еліміздің экономикасының негізі -  жекекәсіпкерліктің дамуы

Информация о работе Развитие предпринимательства, как важный фактор экономического развития