Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 00:25, контрольная работа
Экономика России сегодня находится в стадии становления, и несмотря на то, что она признана в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать ее феодальной, то есть живущей по своим собственным законам, порой далеко не рыночным. Управление развитием экономики сегодня свелось к созданию благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части производителей. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует –в этом причина резкого замедления темпов экономического роста.
Введение. 3
1. Проблемы малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве. 4
2. Пути преодоления проблем и методы развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве 8
2.1. Инновационное развитие бизнеса в сельском хозяйстве в современных условиях. 8
2.2 Факторы, влияющие на инновационную деятельность 23
Заключение. 24
Список использованной литературы. 25
Сегодня наибольшие доходы получают от продажи интеллектуальных продуктов (компьютерных программ, лицензий, ноу-хау, торговых марок.
В последние годы по ряду причин произошел определенный спад в инновационной активности аграрной науки. Даже имеющийся инновационный потенциал АПК используется в пределах 4-5%. Для сравнения этот показатель в США превышает 50%. Многие научно-технические разработки не становятся инновационным продуктом; ежегодно остаются невостребованными сельскохозяйственным производством большинство инновационных разработок.
Почему это происходит?
Анализ научного обеспечения АПК показал, что из общего числа завершенных, принятых, оплаченных заказчиком и рекомендованных к внедрению прикладных научно-технических разработок всего 2-3% было реализовано в ограниченных объемах, 4-5% - в одном-двух хозяйствах, а судьба 60-70% разработок через 2-3 года была неизвестна ни заказчиком, ни разработчиком, ни потребителям научно-технической продукции (член-корреспондент.
Создавшееся
положение является следствием значительного
ухудшения финансового
Получается, что весь мир увеличивает затраты на аграрные исследования, а в нашей стране они сокращаются. Как объяснить создавшееся положение? Как заставить работать накопленный десятилетиями мощный научно-технический потенциал в АПК?
Слабым звеном в формировании эффективного инновационного развития АПК является изучение спроса на инновации. Маркетинг не стал еще неотъемлемым элементом формирования заказов на научные исследования и разработки. Как правило, при отборе проектов не проводится глубокая экономическая экспертиза не оцениваются показатели эффективности и рисков, не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производстве. Это приводит к тому что, как уже отмечалось, многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.
Исследователи отмечают, что в современных условиях инновационного развития АПК существенно возрастает роль информационно-консультативной службы, деятельность которой требует совершенствования, нужны кадры. Это тем более важно, что в настоящее время весьма низка восприимчивость сельхозпроизводителей к научным достижениям, что связано, прежде всего, с низкими экономическими возможностями предприятий.
Зарубежный опыт (Японии, Китая, Южной Кореи, США, Германии и др.) доказывает, что ключевым звеном успешного продвижения разработок на рынок является уровень организации менеджмента всего цикла проекта. По статистике, за рубежом на одного разработчика в науке приходится 10 менеджеров, которые доводят эту работу до кондиции, до того уровня, чтобы его освоить. В России на сегодняшний момент, к сожалению, пропорция обратная.
Следует отметить и такие факты:
За
последние десятилетия в силу
различных причин произошло сокращение
числа занятых в
В растениеводстве инновационные процессы должны быть направлены на: увеличение объемов производимой растениеводческой продукции на основе повышения плодородия почвы, роста урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение качества продукции; преодоление процессов деградации и разрушения природной среды и экологизацию производства; снижение расхода энергоресурсов и уменьшение зависимости продуктивности растениеводства от природных факторов; повышение эффективности использования орошаемых и осушенных земель; экономию трудовых и материальных затрат; сохранение и улучшение экологии окружающей среды. В связи с этим инновационная политика в области растениеводства должна строиться на совершенствовании методов селекции - создание новых сортов сельскохозяйственных культур, обладающих высоким продуктивным потенциалом, освоении научно обоснованных систем земледелия и семеноводства.
В современных условиях нестабильности развития животноводства резкого спада животноводческой продукции для повышения производственного потенциала отрасли важное значение имеет использование биологического блока инноваций, достижение отечественной и мировой селекции, отражающих важнейшее направления совершенствования селекционно-генетического потенциала, от которого непосредственно зависит уровень продуктивности животных, эффективное использование кормовых ресурсов, освоение ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение уровня интенсивности и эффективности производства.
Одним из основных направлений инноваций являются биотехнологические системы разведения животных с использованием методов генной и клеточной инженерии, направленные на создание и использование новых типов трансгенных животных с улучшенными качествами продуктивности, устойчивыми к заболеваниям.
Не
менее важное значение в развитии
инновационного процесса в животноводстве
принадлежит технологической и
научно-техническим группам
Внедрение
высокоадаптивных, ресурсосберегающих
технологий производства продукции
животноводства на основе инновационной
деятельности при широком использовании
автоматизации и
Таким образом, сдерживающие факторы инновационного развития АПК России многочисленны. К ним можно отнести:
1)
слабое управление НТП,
резкое снижение затрат на аграрную науку.
неподготовленность кадров.
низкая маркетинговая работа.
низкий
уровень платежеспособного
6)
резкое снижение
7)
до настоящего времени не
В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).
По
направленности результатов инновации
делят на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации
Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин.
1. По распространенности:
• единичные;
• диффузные.
2. По месту в производственном цикле:
• сырьевые;
• обеспечивающие (связывающие);
• продуктовые.
3. По преемственности:
• замещающие;
• отменяющие;
• возвратные;
• открывающие;
• ретровведения.
4.
По охвату ожидаемой доли
• локальные;
• системные;
• стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
• радикальные;
• комбинаторные;
• совершенствующие.
Четвертое
и пятое направления
П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения.
Д.М.
Степаненко для республик СНГ
считает целесообразным закрепить
следующую последовательность критериев
классификации прогрессивных нововведений
и соответствующие им виды инноваций:
Таблица 1
Критерии
классификации прогрессивных
1. Уровень
новизны инновации:
1.1. радикальные инновации; 1.2. улучшающие инновации. 2. Масштаб новизны инновации: 2.1. инновации, новые в мировом масштабе; 2.2. инновации, новые в республике; 2.3. инновации, новые для отрасли в республике; 2.4. инновации, новые для предприятия. 3. Характер инновации: 3.1. продуктовые инновации; 3.2. процессные инновации; 3.3. организационные инновации; 3.4. экономические инновации; 3.5. социальные инновации. 4. Частота применения инновации: 4.1. разовые инновации; 4.2. повторяющиеся инновации. 5. Сфера народного хозяйства, где внедряется инновация: 5.1. материальное производство; 5.2. наука; 5.3. сфера услуг; 5.4. социальная сфера. |
6. Область применения
инновации:
6.1. инновации для внутреннего применения на предприятии; 6.2. инновации для накопления на предприятии; 6.3. инновации, предназначенные для продажи. 7. Форма инновации: 7.1. открытия, изобретения, патенты; 7.2. рационализаторские предложения; 7.3. ноу-хау; 7.4. товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 7.5. новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы. 8. Вид эффекта, получаемого в результате внедрения инновации: 8.1. экономический; 8.2. экологический; 8.3. научно-технический; 8.4. социальный; 8.5. интегральный. |
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве