Развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 00:25, контрольная работа

Краткое описание

Экономика России сегодня находится в стадии становления, и несмотря на то, что она признана в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать ее феодальной, то есть живущей по своим собственным законам, порой далеко не рыночным. Управление развитием экономики сегодня свелось к созданию благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части производителей. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует –в этом причина резкого замедления темпов экономического роста.

Оглавление

Введение. 3
1. Проблемы малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве. 4
2. Пути преодоления проблем и методы развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве 8
2.1. Инновационное развитие бизнеса в сельском хозяйстве в современных условиях. 8
2.2 Факторы, влияющие на инновационную деятельность 23
Заключение. 24
Список использованной литературы. 25

Файлы: 1 файл

ОПД.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

     Сегодня наибольшие доходы получают от продажи  интеллектуальных продуктов (компьютерных программ, лицензий, ноу-хау, торговых марок.

     В последние годы по ряду причин произошел определенный спад в инновационной активности аграрной науки. Даже имеющийся инновационный потенциал АПК используется в пределах 4-5%. Для сравнения этот показатель в США превышает 50%. Многие научно-технические разработки не становятся инновационным продуктом; ежегодно остаются невостребованными сельскохозяйственным производством большинство инновационных разработок.

     Почему  это происходит?

     Анализ  научного обеспечения АПК показал, что из общего числа завершенных, принятых, оплаченных заказчиком и  рекомендованных к внедрению прикладных научно-технических разработок всего 2-3% было реализовано в ограниченных объемах, 4-5% - в одном-двух хозяйствах, а судьба 60-70% разработок через 2-3 года была неизвестна ни заказчиком, ни разработчиком, ни потребителям научно-технической продукции (член-корреспондент.

     Создавшееся положение является следствием значительного  ухудшения финансового состояния  организаций АПК. Последние годы ознаменовались резким сокращением  выделения средств на научные  прикладные исследования. В расчете на 1 га сельхозугодий они сократились более чем в 2 раза по сравнению с 1990 годом. В то же время в 18 развитых странах мира за последние три десятилетия они увеличились от 0,96 до 2,2 % ВВП, приходящегося на с./х-во, в том числе в США от 1,32 до 2,2 %. А в Австралии затраты на аграрные исследования за указанный период в отрасли от 1,5 до 4,42 %, в ЮАР от 1,39 до 2,59 %, а в 17 африканских странах - от 0,42 до 0,58 % ВВП, приходящегося на сельское хозяйство.

     Получается, что весь мир увеличивает затраты  на аграрные исследования, а в нашей  стране они сокращаются. Как объяснить  создавшееся положение? Как заставить  работать накопленный десятилетиями  мощный научно-технический потенциал  в АПК?

     Слабым  звеном в формировании эффективного инновационного развития АПК является изучение спроса на инновации. Маркетинг не стал еще неотъемлемым элементом формирования заказов на научные исследования и разработки. Как правило, при отборе проектов не проводится глубокая экономическая экспертиза не оцениваются показатели эффективности и рисков, не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производстве. Это приводит к тому что, как уже отмечалось, многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.

     Исследователи отмечают, что в современных условиях инновационного развития АПК существенно  возрастает роль информационно-консультативной  службы, деятельность которой требует  совершенствования, нужны кадры. Это  тем более важно, что в настоящее  время весьма низка восприимчивость сельхозпроизводителей к научным достижениям, что связано, прежде всего, с низкими экономическими возможностями предприятий.

     Зарубежный  опыт (Японии, Китая, Южной Кореи, США, Германии и др.) доказывает, что ключевым звеном успешного продвижения разработок на рынок является уровень организации менеджмента всего цикла проекта. По статистике, за рубежом на одного разработчика в науке приходится 10 менеджеров, которые доводят эту работу до кондиции, до того уровня, чтобы его освоить. В России на сегодняшний момент, к сожалению, пропорция обратная.

     Следует отметить и такие факты:

     За  последние десятилетия в силу различных причин произошло сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве более чем на 2 млн. человек. Одновременно ухудшился качественный состав кадров. Удельный вес руководителей сельскохозяйственных предприятий с высшим образованием снизился с 86% в 1991 году до 70% в 2001 году. Доля главных специалистов с высшим образованием снизилась и составила 53%. Учитывая роль кадров, можно уверенно говорить, что такое положение отрицательно сказывается на эффективность инновационного развития АПК.

     В растениеводстве инновационные  процессы должны быть направлены на: увеличение объемов производимой растениеводческой  продукции на основе повышения плодородия почвы, роста урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение качества продукции; преодоление процессов деградации и разрушения природной среды и экологизацию производства; снижение расхода энергоресурсов и уменьшение зависимости продуктивности растениеводства от природных факторов; повышение эффективности использования орошаемых и осушенных земель; экономию трудовых и материальных затрат; сохранение и улучшение экологии окружающей среды. В связи с этим инновационная политика в области растениеводства должна строиться на совершенствовании методов селекции - создание новых сортов сельскохозяйственных культур, обладающих высоким продуктивным потенциалом, освоении научно обоснованных систем земледелия и семеноводства.

     В современных условиях нестабильности развития животноводства резкого спада животноводческой продукции для повышения производственного потенциала отрасли важное значение имеет использование биологического блока инноваций, достижение отечественной и мировой селекции, отражающих важнейшее направления совершенствования селекционно-генетического потенциала, от которого непосредственно зависит уровень продуктивности животных, эффективное использование кормовых ресурсов, освоение ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение уровня интенсивности и эффективности производства.

     Одним из основных направлений инноваций  являются биотехнологические системы  разведения животных с использованием методов генной и клеточной инженерии, направленные на создание и использование  новых типов трансгенных животных с улучшенными качествами продуктивности, устойчивыми к заболеваниям.

     Не  менее важное значение в развитии инновационного процесса в животноводстве принадлежит технологической и  научно-техническим группам инноваций, которые связаны с индустриализацией производства, механизацией и автоматизацией производственных процессов, модернизацией и техническим перевооружением производства, освоением наукоемких технологий, ростом производительности труда, обусловливающими уровень и эффективность производства продукции животноводства.

     Внедрение высокоадаптивных, ресурсосберегающих технологий производства продукции  животноводства на основе инновационной  деятельности при широком использовании  автоматизации и компьютеризации  производства, машин и оборудования нового поколения, робототехники и электронных технологий, восстановление и совершенствование производственно-технического потенциала животноводческих комплексов и птицефабрик является определяющими направлениями повышения эффективности производства продукции.

     Таким образом, сдерживающие факторы инновационного развития АПК России многочисленны. К ним можно отнести:

     1) слабое управление НТП, отсутствие  тесного взаимодействия государства  и частного бизнеса.

     резкое  снижение затрат на аграрную науку.

     неподготовленность  кадров.

     низкая  маркетинговая работа.

     низкий  уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию.

     6) резкое снижение финансирования  мероприятий по освоению научно-технических  достижений в производстве и  соответствующих инновационных программ.

     7) до настоящего времени не разработаны  механизмы, стимулирующие развитие  инновационного процесса в АПК  и др.

     В научной литературе инновации принято  классифицировать по ряду признаков  – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).

     По  направленности результатов инновации  делят на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных  продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры.

     Достаточно  полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин.

     1. По распространенности:

     • единичные;

     • диффузные.

     2. По месту в производственном  цикле:

     • сырьевые;

     • обеспечивающие (связывающие);

     • продуктовые.

     3. По преемственности:

     • замещающие;

     • отменяющие;

     • возвратные;

     • открывающие;

     • ретровведения.

     4. По охвату ожидаемой доли рынка:

     • локальные;

     • системные;

     • стратегические.

     5. По инновационному потенциалу  и степени новизны:

     • радикальные;

     • комбинаторные;

     • совершенствующие.

     Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имею значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

     П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения.

     Д.М. Степаненко для республик СНГ  считает целесообразным закрепить  следующую последовательность критериев  классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций: 

     Таблица 1

     Критерии  классификации прогрессивных нововведений

1. Уровень  новизны инновации:

1.1. радикальные  инновации;

1.2. улучшающие  инновации.

2. Масштаб новизны  инновации:

2.1. инновации, новые в мировом

масштабе;

2.2. инновации,  новые в республике;

2.3. инновации,  новые для отрасли в

республике;

2.4. инновации,  новые для предприятия.

3. Характер инновации:

3.1. продуктовые  инновации;

3.2. процессные  инновации;

3.3. организационные  инновации;

3.4. экономические  инновации;

3.5. социальные  инновации.

4. Частота применения  инновации:

4.1. разовые инновации;

4.2. повторяющиеся  инновации.

5. Сфера народного  хозяйства, где

внедряется инновация:

5.1. материальное  производство;

5.2. наука;

5.3. сфера услуг;

5.4. социальная  сфера.

6. Область применения  инновации:

6.1. инновации  для внутреннего

применения на предприятии;

6.2. инновации  для накопления на

предприятии;

6.3. инновации,  предназначенные для

продажи.

7. Форма инновации:

7.1. открытия, изобретения, патенты;

7.2. рационализаторские  предложения;

7.3. ноу-хау;

7.4. товарные  знаки, торговые марки,

эмблемы;

7.5. новые документы,  описывающие

технологические, производственные,

управленческие  процессы, конструкции,

структуры, методы.

8. Вид эффекта, получаемого в результате

внедрения инновации:

8.1. экономический;

8.2. экологический;

8.3. научно-технический;

8.4. социальный;

8.5. интегральный.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве