Развитие бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:13, контрольная работа

Краткое описание

Разумеется, для подобных экономических образований требовалось свое законодательство, а его не было. Предприниматели были вынуждены отстаивать свои права и защищать интересы перед чиновниками, организовывать публичные выступления в СМИ и т.д. Некоторые баллотировались в народные депутаты. Все это привело к объединению, интеграции в предпринимательской среде.

Оглавление

Задание 1. Развитие бизнеса в России………………………………………...…3
Задание 2. Внутренняя среда бизнеса ……………………………….……….….6
Задание 3. Трансформации бизнеса…………………………………………..….8
Список литературы……………………………………………………………....17

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ БИЗНЕСА.docx

— 45.66 Кб (Скачать)

4. Покупка пакета акций,  вплоть до контрольного. Цель предпринимателя (в отличие от рантье!) – получить частичный или полный контроль над другим акционерным обществом. Резоны здесь такие же, как в первых двух случаях – желание получить готовое производство, опыт, специалистов и тем самым усилить свои позиции и ослабить конкурентов. Различаются только механизмы приобретения.

Слияния, как правило, бывают дружественными, когда две предпринимательские  структуры договариваются о совместном существовании. Производства и управленческие структуры сливаются, собственность  нового предприятия перераспределяется между владельцами старых предпринимательских  структур на договорной основе. Нередко  выпускаются новые акции, и старые акции обмениваются на новые. Проводится реорганизация, устраняется дублирование в производстве и управлении. В  небольших и средних компаниях  от дивизиональной оргструктуры часто  переходят к линейно-функциональной.

Присоединение может быть как дружественным, так и недружественным. В первом случае предприниматель покупает фирму, отделение, филиал с согласия владельцев, крупный пакет акций – также с согласия или непротивления владельцев предприятия.

На практике нередко встречаются  и случаи враждебных присоединений (поглощений). Цель у них такая  же, как у дружественных: получить перспективный бизнес в своей  или какой-то другой отрасли, ликвидировать  или контролировать конкурента, получать высокие дивиденды. Отличие от дружественного присоединения – несогласие или даже сопротивление старых владельцев предприятия. Поэтому подготовка и нередко первый этап проводятся втайне, а сам процесс поглощения напоминает военные действия: разведка, планирование операции, мероприятия по секретности, быстрота и жесткость действий, победа или поражение.

Наиболее часто встречающиеся  варианты слияния.

·   Покупка через банкротство. В этом случае покупатель предоставляет потенциальной жертве заем (займы), скупает долги, векселя. В определенный момент долги предъявляются к оплате, оплата не производится, кредитор подает на должника в суд, жертва становится банкротом, покупатель приобретает имущество на аукционе и, как правило, недорого. Недостатком схемы является ее сложность и продолжительность. Кроме того, схема реально применима только к мелким и средним предприятиям.

·   Покупка через скупку акций. Применима для открытых акционерных обществ. Предпосылками покупки является возможность скупки вообще, т.е. наличие в свободной продаже акций, составляющих в сумме необходимый покупателю пакет. Кроме того, важную роль играет цена скупки – она не должна быть слишком высокой, иначе приобретение не окупится. Вообще конкретная тактика поглощения другого предприятия сильно зависит от конкретных условий и чрезвычайно многообразна. Основные варианты скупки – аукцион, покупка крупных пакетов акций у их владельцев и скупка акций у мелких акционеров.

Владельцы предприятий, которые опасаются  утери контроля над ними, в свою очередь разрабатывают определенные меры защиты.

В мировом бизнесе недели не проходит без сообщений о многомиллиардных сделках по слиянию компаний. С 1986 по 1996 гг. ежегодное количество объединений  росло на 15%, доля же транснациональных  корпораций (ТНК) в мировом ВВП увеличилась с 17% в середине 60-х до 30% в 1995 г. Именно слияния позволяют большинству ТНК оставаться высокоприбыльными, несмотря на то, что экономическая ситуация в мире далеко не блестяща. В 1995 г. при росте мировой экономики на 2,4% 500 крупнейших компаний увеличили объем продаж на 11%, а прибыль – на 15% (Эксперт № 22 от 16 июня 1997 г.).

По данным «Securities Data Co.», стоимость  совершенных сделок по слиянию компаний в США в 1996 г. составила 649 млрд. долл., за 10 месяцев 1997 г. – 644 млрд. долл. Количество сделок на сумму свыше 5 млрд. долл. в 1996 г. – 13, за 10 месяцев 1997 г. – 15. Рекордное  предложение за телекоммуникационную фирму MCI составляет 35 млрд. долл. от фирмы  «WorldCom» и 28 млрд. долл. от фирмы GTE. Одной  из причин бума слияний был подъем фондового рынка. Растущая цена акций  позволяет компаниям совершать  поглощения, расплачиваясь собственными акциями. Кроме того, экономический  рост в США создает общий оптимистический  фон, на котором слияния выглядят средством дальнейшей экспансии  компаний и роста их прибыли. Но главная  причина слияний – резко возросший  уровень глобальной конкуренции, вынуждающий  компании объединяться в борьбе за выживание, а тем более за лидерство  в будущем. Бум слияний не обошел и другие регионы – Европу, Юго-Восточную  Азию, Латинскую Америку.

 

Рис. 5. История слияний и присоединений фирмы «Lockheed Corp.»

История многих крупных компаний представляет собой цепочку слияний и поглощений. Хороший пример представляет известная  авиастроительная компания «Lockheed Corp.» (рис. 5). (Эксперт № 26 от 14 июля 1997 г.).

Российский бизнес уже может  предоставить массу примеров как  дружественных, так и недружественных  приобретений. Можно упомянуть дружественное  приобретение контрольного пакета акций  Братского и Саянского алюминиевых  заводов компанией «Trans-World Metals» (сейчас «Trans World Group») и активную успешную борьбу против этой компании Красноярского  алюминиевого завода, но подавляющее  большинство приобретений относится  к периоду массовой приватизации в России.

Одним из примеров слияния в последнее  время (декабрь 1997 г.) является объединение  российских компьютерных компаний «Белый ветер» и ДВМ. Две компании работали вместе более двух лет – ноутбуки ДВМ продавались в магазинах  «Белого ветра». Девять месяцев из этого срока длилась подготовка к слиянию, проходившая в обстановке строгой секретности. Российские и  американские эксперты провели оценку активов каждой из компаний. Соответственно их стоимости определились доли каждой из сторон в объединенной корпорации. В ближайшие месяцы будут объединены все дублирующиеся подразделения  двух фирм. Объединение фирм предполагает тесную кооперацию. Сопрезиденты концерна будут курировать те направления  бизнеса, которыми каждый из них занимался  до слияния. С.Шуняев (ДВМ) займется производством, дистрибуцией и сервисом, Ю.Дубовицкий («Белый ветер») – сетью магазинов. Все торговые марки, принадлежащие  «Белому ветру» и ДВМ, будут активно  использоваться в объединенной корпорации. Главная причина слияния –  крупной фирме проще выжить на рынке, чем двум мелким. В сумме  фирмы образовали полноценную многопрофильную  компанию. Сами предприниматели считают  свой альянс первым в истории объединением российских компьютерных фирм одной  весовой категории.

Самыми крупными слияниями последнего времени были объединение банка  МФК и инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» (1997 г.), нефтяных компаний ЮКОС – Сибнефть.

В чисто коммерческой сфере случаи, когда одна коммерческая организация  приобретает другую, пока редки. В  качестве дружественного приобретения можно назвать покупку в июле 1996 г. банком «Супримэкс» 75% акций компании «АСКО-Москва» («Эксперт»  № 26 от 8 июля 1996 г.). Другим интересным примером является длительная двухлетняя борьба владельцев ЗАО «Вешняки» в Москве за овладение ООО «Магазин Мода» путем скупки паев у сотрудников-совладельцев магазина («МК», 17 февраля 1997 года).

Еще одним важным моментом в развитии бизнеса является деление предприятия  на два или более независимых  или выделение части предприятия. Деление свидетельствует о том, что предприятие переросло свои организационно-правовые рамки, и настало  время их менять. Самый распространенный случай – в рамках одного предприятия  существует несколько направлений (выпуск разных товаров, оказание разных услуг, торговля разными товарами, а  иногда все это вместе ), и по мере развития они постепенно начинают мешать друг другу. Когда бизнес становится трудноуправляемым, разумным выходом  является его разделение на независимые  или полузависимые предприятия  с соответствующим разделением  оргструктур. Нередко также выделяется перспективный бизнес для его  дальнейшего свободного развития.

Еще одна популярная причина разделения предприятий – психологическая  несовместимость владельцев-партнеров. Если партнеры заметно неравноправны (разная доля в уставном капитале, разное влияние на дела компании), то дело чаще всего кончается выкупом имущества  или другим способом вытеснения партнера, но если они примерно равны по влиянию  на дела компании, то дело обычно заканчивается  «разводом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеева М.М.  Планирование деятельности фирмы.- М.:Финансы и    статистика, 1996.

2. Андриевский В.Н.  Управление предприятием электрических  сетей. - М.: Энергия, 1978.

3. Берл Густав  и др. Мгновенный бизнес-план /Пер.  с англ. - М.:Дело ЛТД. 1995.

4. Бизнес. Международный  журнал менеджеров. - М., 2000-2001.

5. Бизнес-план. Книга  менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 362 с.

6. Бизнес-план. Зарубежный  и отечественный опыт. Часть 1 и 2. /Под ред.В.И. Попова. - М.: Финансы  и статистика, 1999.

7. Бизнес-планы.  Полное справочное руководство  / Под ред. И.Степанова. – М:, 2001.-240с.

8. Бизнес-планирование: Учебник /Под ред. И. Попова. - М.: Финансы и       статистика, 2000. - 672 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие бизнеса в России