Предпринимательство в условиях рыночной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть тему предприятие и предпринимательство в условиях рыночной среды.
Согласно данной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятия предприятие и предпринимательство;
рассмотреть цель создания и функционирования предприятия;
рассмотреть виды предпринимательской деятельности и их развитие
рассмотреть развитие предпринимательства на примере предприятия ООО «Сервис Центр»

Оглавление

Введение
Предприятие в условиях рыночной среды 1
1.1Предприятие в экономическом смысле 2
1.2 Цель создания и функционирования предприятия 3
1.3 Производственные и рыночные связи предприятия 4
Предпринимательство в условиях рыночной среды 5
2.1 Предпринимательская деятельность 6
2.2 Виды предпринимательской деятельности и их развитие 7
Предприятие и предпринимательство сфере ЖКХ на примере
предприятия ООО «Сервис Центр» 9
Заключение 10
Список литературы

Файлы: 1 файл

предпринимательство в условиях рыночной экономики. расчет техника экономической показателей деятельности предприятия.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

На 1 января 2010 г. в России насчитывалось 3993,8 тыс. предприятий и организаций. Цель деятельности предприятия — удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. В дореформенной России основной целью предприятия называлось удовлетворение общественных потребностей. В настоящее время в условиях рыночной экономики цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес — это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.

Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия  является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников, надо быть готовым к конкурентной борьбе. Нужно четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах — официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.

Современное предприятие  —сложная организационная структура. В рыночных условиях возрастает значение трех основных направлений организации  промышленного предприятия:

• научной организации  производства;

• научной организации  труда;

• научной организации  управления.

Научная организация  производства имеет целью создание оптимальной технико-технологической  системы на предприятии. Это надежно  и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

Задача научной организации  труда (НОТ) — построение здоровых формальных отношений в коллективе работников, включающее систему мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием предприятия, его финансовыми и экономическими активами.

 

1.3 Производственные и рыночные связи предприятия

 

Конкуренция и предприятие в современных условиях развития экономики любой предприниматель, а тем более предприниматель, занимающийся производственной деятельностью, сталкивается с множеством проблем. Первая из них — найти себя в хозяйственном пространстве, или, как говорят, свою хозяйственную нишу. Предпринимателю предстоит изучить состояние рынка, предложение и спрос на те или иные товары в интересующей его отрасли, регионе. Следует предусмотреть возможные препятствия или ограничения. Надо изучить возможность получения льгот — заемных, налоговых и др. Таким образом, определяются общие условия инвестирования средств.

Все эти данные открыты, доступны, содержатся в многочисленных публикациях, в статистической информации, в законодательных актах. Дополнят информацию осведомленные частные лица. Этой, нередко очень ценной, информацией не следует пренебрегать. Определив свою хозяйственную нишу, предприниматель может принимать решение о специализации своего предприятия. Потребуется оценить возможности будущих потребителей, узнать все возможные сведения о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии, с помощью которых будет производиться продукция. Немаловажное значение имеет выбор формы предпринимательства — индивидуальной и коллективной. Избрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. Его предприятие является частным, оно принадлежит ему на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, и в случае неудачи собственник несет полную ответственность по обязательствам предприятия и расплачивается своими средствами и своим имуществом.

Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель  делит ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма позволяет  уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы. Выбор формы предприятия — весьма ответственное дело. Поэтому не следует ограничиваться только собственными интуицией и предпочтениями. Необходимо учитывать и хозяйственную, и правовую среду, общественный порядок, в которых, предстоит действовать предприятию.

Следующий шаг — формирование производственной базы. Предпринимателю предстоит приобрести или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу. По этому поводу предприятие вступает в отношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и материалов, с посредническими фирмами. Работники нанимаются на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.

Важный этап — привлечение финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя или у его партнеров для начала и развития дела, как правило, недостаточно. Дефицит денежных средств можно преодолеть, выпустив акции, т.е. частично передать права на участие в капитале и прибыли предприятия, собственные долговые обязательства, а также получив займы в коммерческих банках. Предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, приобретающими его акции или долговые обязательства, а также с коммерческими банками. Кредиты банка подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Специфика переходного периода к рынку, сложившаяся ныне в нашей стране, привела к тому, что наибольший интерес у обеих сторон (и у предприятия, и у банка) вызывают краткосрочные ссуды. Они выдаются банками, как правило, на 30, 60 и 90 дней, т.е. до трех месяцев.

Предоставление банками  кредитов предприятиям нередко сопровождается различными страховыми операциями. Страхованию  могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и др. В этом случае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями. Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приобретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку ценных бумаг. Здесь перечень организаций, с которыми предприятия вступают во взаимоотношения, достаточно велик. Это фондовые биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные фонды, индивидуальные инвесторы и др. Таков далеко не полный перечень производственных и рыночных связей предприятия. По мере дальнейшего развития рыночных отношений перечень этот будет расширяться и дополняться. Важнейшим фактором в рыночной среде является дух соперничества. Он в значительной мере определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция.

Конкуренция — это  экономическое состязание изготовителей  одинаковых товаров на рынке за привлечение  как можно большего числа покупателей  и получение благодаря этому  максимальной выгоды.

Конкуренция — важное средство контроля в рыночной системе.

Рыночный механизм предложения  и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них — до поставщиков  ресурсов. Однако именно конкуренция  заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику и ее эффективность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.

Понятием, противоположным  конкуренции, является монополия, в условиях которой на рынке имеется только один продавец и множество покупателей.

Являясь единственным производителем данного товара, монополист устанавливает  на этот товар на рынке монопольно высокую цену. В результате общество будет нести повышенные издержки, так как относительно меньше потребителей будут покупать товар, произведенный и предлагаемый в условиях монополии, а те, кто купит его, заплатит за него больше. В условиях свободной конкуренции у монополиста меньше предложений. Следует отметить также, что монополист как единственный производитель данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, так как не беспокоится о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок. Однако это не означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначить ее сколь угодно высокой. Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта продукции. Характер кривой рыночного спроса таков, что чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот; при этом монополист устанавливает цену товара и определяет объем его производства и продажи.

В классической экономической литературе (в частности, в трудах А. Смита) существует термин «невидимая рука». Суть его в том, что предприятия-изготовители и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно как бы направляемые «невидимой рукой», способствуют обеспечению государственных и общественных интересов. При существующей конкурентной конъюнктуре предприятия используют наиболее экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Вместе с тем такое использование ресурсов отвечает и интересам общества. В итоге концепция «невидимой руки» приводит к тому, что если предприятия максимизируют свою прибыль, то общественный продукт также максимизируется.

Известный экономист Г.Л. Азоев  приводит 10 основных видов конкурентных преимуществ предприятий:

1. Конкурентные преимущества, основанные  на экономических факторах: лучшее  общеэкономическое состояние рынков, на которых действует предприятие;  стимулирующая политика правительства  в области объемов инвестиций, кредитных, налоговых и таможенных ставок в данной товарной сфере; эффект масштаба производства; эффект специализации и др.

2. Конкурентные преимущества, основанные  на нормативно-правовых актах,  существующие в силу законов,  постановлений и особых привилегий.

3. Конкурентные преимущества  структурного характера, определяемые, главным образом, высоким уровнем  интеграции процесса производства  и реализации продукции на  предприятии, возможностью быстрой  экспансии в незанятые сегменты  рынка, оттесняющей реальных и потенциальных конкурентов.

4. Конкурентные преимущества, вызванные административными методами, связанными с наличием ограничений  деятельности производителей и  поставщиков, которые не всем  удается преодолеть.

5. Преимущества, определяемые уровнем  развития инфраструктуры рынка, возникающие в результате разной степени: развития необходимых средств коммуникации (транспорта и связи); организованности и открытости рынков труда, капитала, инвестиционных товаров и технологий в регионах России; развития дистрибьюторской сети, служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг; развития межфирменной кооперации.

6. Технические (технологические)  конкурентные преимущества, определяемые  высоким уровнем развития прикладной  науки и техники в отрасли, техническими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями сырья и материалов, используемых в производстве продукции, а также техническими характеристиками самой продукции.

7. Конкурентные преимущества, определяемые  хорошей информированностью, базирующиеся на наличии обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка.

8. Конкурентные преимущества, основанные  на географических факторах и  связанные с возможностью экономического преодоления географических границ рынков, а также выгодным географическим расположением предприятия.

9. Конкурентные преимущества, основанные  на демографических факторах, формирующихся  в результате демографических  изменений в целом сегмента  рынка, и их положительном влиянии на объем и структуру спроса на предлагаемую продукцию или услугу.

10. Конкурентные преимущества внеправового  характера, достигаемые в результате  недобросовестной конкуренции, недобросовестного  выполнения представителями федеральных и местных органов власти своих обязанностей; бюрократизма, взяточничества, коррупции; криминальных действий: рэкета, контрабандного ввоза и вывоза товаров, контроля рынков криминальными структурами.

Г.Л. Азоев замечает в заключение, что «конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару (или услуге), предприятия, отрасли, экономике в целом, основываться на исковых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и т.д.».

По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым предприятиям присущи многие положительные качества, которыми обделены крупные компании.

Какие же недостатки характерны для  крупных фирм? Прежде всего, они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные предприятия не могут ладить с людьми одержимыми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль лет через семь-десять. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожидания скорой отдачи средств начисто лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.

В противоположность крупным компаниям  малые фирмы действуют по принципу «ориентации на нужды». Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. Здесь инициатором всего нового является, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. Малые фирмы умеют мыслить перспективно. У них относительно невысоки издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции. Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам. При неудаче в одной сфере деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более эффективную. Кроме того, малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход. Надо отметить также, что мелкие фирмы «терпимы к хаосу», что совсем (или почти) невозможно для традиционной крупной компании. Вместе с тем надо иметь в виду, что инновации — это в основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, рывками то вверх, то в стороны. Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно естественно. Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. В крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие. Таким образом, преимущества малых фирм подтверждают, что они могут успешно вести конкурентную борьбу.

Информация о работе Предпринимательство в условиях рыночной среды