Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа
Целью нашей работы служит изучение теоретических и практических аспектов развития предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
рассмотреть понятие и сущность категории «предпринимательство»;
рассмотреть историческое развитие отечественного предпринимательства;
выявить факторы, влияющие на эффективность предпринимательства;
проанализировать проблемы и перспективы развития российского предпринимательства.
Раздел 1 (теоретическая часть) 4
Понятие и сущность предпринимательства. 4
Предпринимательский сектор в экономике. 7
Раздел 2 (практическая часть) 10
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике 10
Математическая модель деятельности малого 17
инновационного предприятия. 17
Заключение 24
Список используемой литературы: 25
Предпринимательство
как форма социально-
Эту функцию предпринимательства кратко можно выразить так: предприниматель — инновационный лидер. 3. Крупные предприятия, специализирующиеся на производст ве массовой продукции, действуют, как правило, в рамках одного сектора рынка. Межсекторное пространство должно заполняться предпринимателями, которые могут оперативно сконцентрировать ресурсы на «белых пятнах» рыночной карты. При низком уровне развития предпринимательства в стране межсекторные промежут ки либо останутся источниками дефицита, либо будут заполняться импортными товарами. Поэтому функционирование предприни-мательства обеспечивает целостность экономики и противодейст вует ее фрагментаризации. Таким образом, предпринимательский сектор — структура, связывающая различные предметные секторы рынка. 4. Крупные предприятия слабо приспособлены для производст ва товаров индивидуального и «мелкосерийного» спроса. Только мобильные предпринимательские фирмы могут в целом решить проблему освоения рынка индивидуальной продукции с учетом де-мографических, национальных, региональных, социокультурных и других особенностей потребителей. Предпринимательство является единственной экономической силой, способной обеспечить ста-бильное создание индивидуализированных благ и удовлетворение инди видуального спроса. 5. Борьба с властью «олигархов» в России затруднена тем, что фактически «олигарх» ни от кого и ни от чего не зависит: ни от ак-ционеров и работников его предприятий, ни от действий властных или силовых структур (за исключением самых одиозных случаев), ни даже от экономической конъюнктуры. На другом полюсе — по люсе наемного труда — работники частных предприятий и государ-ственные служащие, которые зависят главным образом от непо-средственного начальства, работодателя. И только предприниматель напрямую зависит от рынка, от пот-ребителей, которых он не может заставить пользоваться его продук-цией или услугами, а может только убедить. Поэтому именно через предпринимательство осуществляется подлинная экономическая демократия. Демократия в стране — это не только и не столько вы-боры разнообразных начальников и властей. Это прежде всего де-мократия в экономике — чуткое, честное и энергичное предприни-мательство. Следовательно, предприниматель является носителем основ экономической демократии. 6. Фирмы, руководимые предпринимателями, как правило, реа-лизуют низкозатратные технологии, имеют возможность ввиду обо-зримых размеров производства сократить непроизводительные из-держки. Предприниматели и их семьи добровольно берут на себя высокую нагрузку и готовы работать в тяжелых условиях, на что не согласились бы другие работники. Поэтому производительность труда в наиболее эффективных звеньях предпринимательского сек-тора может существенно превосходить этот показатель на наиболее эффективных крупных предприятиях. Предприниматель — потенциальный лидер в снижении затрат и повышении производительности труда. 7.
Финансирование
предпринимательского сектора
Тем самым предпринимательский сектор потенциально может стать ис-точником взаимного доверия, которого так не хватает в нашей стра-не. Если же удастся достигнуть взаимного доверия в предпринима-тельском секторе, в конечном счете будет обеспечено и доверие ме-жду государством и населением. Предпринимательство — эффективный способ вовлечения личных сбережений в инвестиционный процесс и создания благоприятного де лового климата. Предприниматели как самая мобильная и мотивированная часть экономических агентов хорошо зарекомендовали себя в каче стве первопроходцев наиболее эффективных направлений внешне-экономической деятельности. «Тропинки» на зарубежные рынки, проложенные в начале экономических реформ «челноками», по прошествии времени пытаются освоить крупные предприятия, хотя и с очевидно меньшим успехом. Предприниматель — лидер в освоении внешних рынков. 8. Такие качества малых и многих средних предприятий, как гибкость, адаптивность и мобильность, остаются недостижимыми для крупных предприятий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Предпринимательские предприятия в городе, фермер ские хозяйства на селе должны послужить образцами рыночного поведения в экономике. Многие малые предприятия, которые функционируют как сателлиты крупных, смягчают агрессивность рыночной среды для масштабных предприятий, принимают на себя их рыночные риски, обеспечивая тем самым рыночный симбиоз и единство экономики. Вместе с тем совместное, а порой и конкурентное функциони-рование крупных и малых предприятий оказывает и обратное влия-ние — крупные предприятия более успешно осваивают рыночные способы поведения. «Экономическая физиономия» крупных пред-приятий приобретает предпринимательские, рыночные черты. Предпринимательские предприятия могут и должны стать об-разцами рыночного поведения для крупных компаний. 9. Предпринимательство должно сыграть важную роль в реше-нии задачи подъема российской науки. Ключевыми здесь являются два момента. Первый — коммерциализация НИОКР, придание ры-ночных качеств процессам распространения результатов научных и прикладных исследований. Эту роль могли бы выполнить специа-лизированные малые предпринимательские предприятия. Второй момент — использование результатов НИОКР для нужд самих ма лых предприятий. Энергетически низкозатратные производствен ные технологии, эффективные маркетинговые решения, методы управления малыми и рассредоточенными коллективами и многое другое могло бы стать предметом сотрудничества предприниматель-ского сектора и исследовательских коллективов. Предпринимательский потенциал — средство и стимул возрож-дения российской науки. В итоге можно сделать вывод, что современная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффек тивного развития предпринимательства. Следует ожидать, что в XXI в. «предпринимательская экономика» придет на смену «управ ленческой экономике».
В последнее время многие экономисты все чаще используют понятие «новая экономика».
Современный
экономический словарь дает нам
следующую трактовку
Таким образом, основу новой экономики составляют так называемые «постиндустриальные» отрасли, производящие и внедряющие новые технологии. Уже сегодня мы наблюдаем на фоне общего падения в отраслях старой экономики продолжающийся рост в отраслях, отвечающих за продажи, продвижение к покупателю, связь, дистанционное образование. Следует признать, что первыми обеспечить инновационность своей национальной экономики удалось США, за счет более раннего, массового и эффективного использования новейших технологий связи и информатики (прежде всего появившихся тогда web-технологий) в сфере продвижения товара к потребителю. В 2001-2003 гг. европейцы фактически догнали США в сферe связи, информатики, современных технологии продвижения товара к потребителю. Интересен тот факт, что в новой экономике стоимость продукта формируется исходя не из объективных рациональных представлений о полезности продукта для потребителя (это было в индустриальной экономике), а из субъективных представлений о товаре, возникших в процессе продвижения товара к покупателю и навязанных ему представлений. Переизбыток получаемой потребителем информации способствует процессу формирования стоимости товара в сфере PR и продаж, нежели производства.
Между тем, истинно рыночная экономика характеризуется следующими параметрами [10, с.166]:
На
фоне данных экономических факторов
глобального порядка положение
самого российского
Во-первых,
изучение состояния важнейших ресурсных
рынка, позволяет констатировать, что
российский предприниматель сталкивается
с отсутствием широкой
Во-вторых, состояние финансового рынка, характеризующееся отсутствием стабильности, частыми изменениями процента рефинансирования, а также осторожностью банков в предоставлении малым предприятиям кредитов и требовании высоких процентов, отнюдь не способствует укреплению позиций предпринимательского сектора.
В-третьих, низкая мобильность трудовых ресурсов и острый дефицит подготовленных специалистов в области маркетинга, финансов, инновационной деятельности, работающих на малый бизнес, не позволяют малому бизнесу находить и качественно обслуживать те сегменты рынка, на которых существует неудовлетворенный спрос.
В-четвертых,
хаотичность информационного
Усложняет проблему развития отечественного предпринимательства то обстоятельство, что новые экономические отношения, рыночные структуры и связи складываются в хозяйственной системе России не естественно-историческим путем, а в соответствии с волей и действиями самих людей, сознательно разрабатывающих и осуществляющих программы реформирования экономики. Отсюда столь велика роль так называемого субъективного фактора, а значит, и непредсказуемость, как хода самих экономических процессов, так и получаемых результатов. Всегда существует опасность серьезного отклонения от выбранного вектора преобразований. Наиболее зримо это проявляется в следующем:
В
отсутствие сколько-нибудь выраженной
инвестиционной и структурной политики
государства технологические
Информация о работе Предпринимательство в современной экономике.