Предпринимательство в современной экономике.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы служит изучение теоретических и практических аспектов развития предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
рассмотреть понятие и сущность категории «предпринимательство»;
рассмотреть историческое развитие отечественного предпринимательства;
выявить факторы, влияющие на эффективность предпринимательства;
проанализировать проблемы и перспективы развития российского предпринимательства.

Оглавление

Раздел 1 (теоретическая часть) 4
Понятие и сущность предпринимательства. 4
Предпринимательский сектор в экономике. 7
Раздел 2 (практическая часть) 10
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике 10
Математическая модель деятельности малого 17
инновационного предприятия. 17
Заключение 24
Список используемой литературы: 25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРА.docx

— 976.69 Кб (Скачать)

Предпринимательский сектор в экономике.

Предпринимательство как форма социально-экономической  активности играет незаменимую роль как в общественном разви тии, так и в экономической динамике. При этом взаимодействия между предпринимательским сектором (под которым понимается совокупность предпринимателей как физических лиц, а также юри-дических лиц — предприятий, возглавляемых предпринимателя ми-собственниками), экономикой в целом и обществом носят дос-таточно сложный характер. По существу, можно говорить об особой миссии предпринимательского сектора в экономике и обществе и о факторах, тормозящих или ускоряющих ее реализацию в конкрет ный период. Рассмотрим функциональные компоненты этой мис сии и проблемы, с которыми связана реализация миссии предпри-нимательства в период становления и развития рыночной экономи ки России. Функции предпринимательства целесообразно изучать в эконо-мическом и социальном аспектах раздельно. Если в первом случае речь идет об экономической эффективности предпринимательства как социально-экономического института и роли отдельных инди-видов-предпринимателей в деятельности этого института, то во втором — о роли предпринимательства в социальном развитии об-щества. Рассмотрим сначала основные компоненты функциональной роли предпринимательства в экономике. 1. Главная функция предпринимательства в экономике состоит в том, что предприниматели образуют своего рода «передовой от ряд» экономики: они сознательно принимают, а порой и провоци руют риск, возникающий в связи с созданием новой локальной эко-номической ситуации. Такую ситуацию создает сам предпринима-тель, приобретая и на свой страх и риск комбинируя и организуя ресурсы в расчете на получение в будущем дохода от реализации то-вара или оказания услуги. Успех предпринимателя, таким образом, зависит от его личной прозорливости и предприимчивости. Если обнаруживается неудовлетворенный спрос или хотя бы возможность его образования, то предприниматель, подобно репор-теру ежедневной хроники, первым должен оказаться на месте этого социально-экономического «происшествия» и принять все меры к тому, чтобы этот спрос был создан, а затем и удовлетворен. Поэтому предпринимательская деятельность позволяет постоянно снимать напряжение, возникающее из-за локальных дисбалансов спроса и предложения в экономике. Кратко эту часть миссии предпринима-тельства можно выразить следующим образом: предприниматель — разведчик будущего. 2. Предприниматель легче, чем кто бы то ни было, улавливает не только возникающий спрос, но и появляющееся предложение, в особенности — новые технологии, продукты, способы организации производства и распределения продукции. Основная часть иннова-ционной экономики в развитых странах мира базируется на пред-принимательском секторе. Крупные корпорации, производящие массовую продукцию, как правило, не могут позволить себе реаги-ровать на «слабые инновационные сигналы», перестраивать сло-жившуюся структуру производства. Одна из причин слабой воспри-имчивости к научно-техническому прогрессу централизованно управляемой экономики СССР — отсутствие в стране развитого предпринимательского сектора.

Эту функцию  предпринимательства кратко можно  выразить так: предприниматель —  инновационный лидер. 3. Крупные предприятия, специализирующиеся на производст ве массовой продукции, действуют, как правило, в рамках одного сектора рынка. Межсекторное пространство должно заполняться предпринимателями, которые могут оперативно сконцентрировать ресурсы на «белых пятнах» рыночной карты. При низком уровне развития предпринимательства в стране межсекторные промежут ки либо останутся источниками дефицита, либо будут заполняться импортными товарами. Поэтому функционирование предприни-мательства обеспечивает целостность экономики и противодейст вует ее фрагментаризации. Таким образом, предпринимательский сектор — структура, связывающая различные предметные секторы рынка. 4. Крупные предприятия слабо приспособлены для производст ва товаров индивидуального и «мелкосерийного» спроса. Только мобильные предпринимательские фирмы могут в целом решить проблему освоения рынка индивидуальной продукции с учетом де-мографических, национальных, региональных, социокультурных и других особенностей потребителей. Предпринимательство является единственной экономической силой, способной обеспечить ста-бильное создание индивидуализированных благ и удовлетворение инди видуального спроса. 5. Борьба с властью «олигархов» в России затруднена тем, что фактически «олигарх» ни от кого и ни от чего не зависит: ни от ак-ционеров и работников его предприятий, ни от действий властных или силовых структур (за исключением самых одиозных случаев), ни даже от экономической конъюнктуры. На другом полюсе — по люсе наемного труда — работники частных предприятий и государ-ственные служащие, которые зависят главным образом от непо-средственного начальства, работодателя. И только предприниматель напрямую зависит от рынка, от пот-ребителей, которых он не может заставить пользоваться его продук-цией или услугами, а может только убедить. Поэтому именно через предпринимательство осуществляется подлинная экономическая демократия. Демократия в стране — это не только и не столько вы-боры разнообразных начальников и властей. Это прежде всего де-мократия в экономике — чуткое, честное и энергичное предприни-мательство. Следовательно, предприниматель является носителем основ экономической демократии. 6. Фирмы, руководимые предпринимателями, как правило, реа-лизуют низкозатратные технологии, имеют возможность ввиду обо-зримых размеров производства сократить непроизводительные из-держки. Предприниматели и их семьи добровольно берут на себя высокую нагрузку и готовы работать в тяжелых условиях, на что не согласились бы другие работники. Поэтому производительность труда в наиболее эффективных звеньях предпринимательского сек-тора может существенно превосходить этот показатель на наиболее эффективных крупных предприятиях. Предприниматель — потенциальный лидер в снижении затрат и повышении производительности труда. 7.

 Финансирование  предпринимательского сектора основано  на собственных или приравненных  к ним капиталах. Порой предпри-ниматель, создавая свой бизнес, использует свои или семейные лич-ные сбережения, деньги друзей и знакомых и непосредственно, ми-нуя финансово-кредитных посредников, трансформирует их в ин-вестиции в сектор производства товаров и оказания услуг.

Тем самым  предпринимательский сектор потенциально может стать ис-точником взаимного доверия, которого так не хватает в нашей стра-не. Если же удастся достигнуть взаимного доверия в предпринима-тельском секторе, в конечном счете будет обеспечено и доверие ме-жду государством и населением. Предпринимательство — эффективный способ вовлечения личных сбережений в инвестиционный процесс и создания благоприятного де лового климата. Предприниматели как самая мобильная и мотивированная часть экономических агентов хорошо зарекомендовали себя в каче стве первопроходцев наиболее эффективных направлений внешне-экономической деятельности. «Тропинки» на зарубежные рынки, проложенные в начале экономических реформ «челноками», по прошествии времени пытаются освоить крупные предприятия, хотя и с очевидно меньшим успехом. Предприниматель — лидер в освоении внешних рынков. 8. Такие качества малых и многих средних предприятий, как гибкость, адаптивность и мобильность, остаются недостижимыми для крупных предприятий как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Предпринимательские предприятия в городе, фермер ские хозяйства на селе должны послужить образцами рыночного поведения в экономике. Многие малые предприятия, которые функционируют как сателлиты крупных, смягчают агрессивность рыночной среды для масштабных предприятий, принимают на себя их рыночные риски, обеспечивая тем самым рыночный симбиоз и единство экономики. Вместе с тем совместное, а порой и конкурентное функциони-рование крупных и малых предприятий оказывает и обратное влия-ние — крупные предприятия более успешно осваивают рыночные способы поведения. «Экономическая физиономия» крупных пред-приятий приобретает предпринимательские, рыночные черты. Предпринимательские предприятия могут и должны стать об-разцами рыночного поведения для крупных компаний. 9. Предпринимательство должно сыграть важную роль в реше-нии задачи подъема российской науки. Ключевыми здесь являются два момента. Первый — коммерциализация НИОКР, придание ры-ночных качеств процессам распространения результатов научных и прикладных исследований. Эту роль могли бы выполнить специа-лизированные малые предпринимательские предприятия. Второй момент — использование результатов НИОКР для нужд самих ма лых предприятий. Энергетически низкозатратные производствен ные технологии, эффективные маркетинговые решения, методы управления малыми и рассредоточенными коллективами и многое другое могло бы стать предметом сотрудничества предприниматель-ского сектора и исследовательских коллективов. Предпринимательский потенциал — средство и стимул возрож-дения российской науки. В итоге можно сделать вывод, что современная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффек тивного развития предпринимательства. Следует ожидать, что в XXI в. «предпринимательская экономика» придет на смену «управ ленческой экономике».

Раздел 2 (практическая часть)

Проблемы и  перспективы развития предпринимательства в российской экономике

В последнее время многие экономисты все чаще используют понятие «новая экономика».

Современный экономический словарь дает нам  следующую трактовку рассматриваемого понятия: «новая экономика — совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.»

Таким образом, основу новой экономики  составляют так называемые «постиндустриальные» отрасли, производящие и внедряющие новые технологии. Уже сегодня  мы наблюдаем на фоне общего падения  в отраслях старой экономики продолжающийся рост в отраслях, отвечающих за продажи, продвижение к покупателю, связь, дистанционное образование. Следует  признать, что первыми обеспечить инновационность своей национальной экономики удалось США, за счет более раннего, массового и эффективного использования новейших технологий связи и информатики (прежде всего появившихся тогда web-технологий) в сфере продвижения товара к потребителю. В 2001-2003 гг. европейцы фактически догнали США в сферe связи, информатики, современных технологии продвижения товара к потребителю. Интересен тот факт, что в новой экономике стоимость продукта формируется исходя не из объективных рациональных представлений о полезности продукта для потребителя (это было в индустриальной экономике), а из субъективных представлений о товаре, возникших в процессе продвижения товара к покупателю и навязанных ему представлений. Переизбыток получаемой потребителем информации способствует процессу формирования стоимости товара в сфере PR и продаж, нежели производства.

Между тем, истинно рыночная экономика  характеризуется следующими параметрами [10, с.166]:

  •  превышение эффективности основного производственного капитала над эффективностью торгового или финансового путем осуществления инвестиций в производственный сектор, а не аккумуляции денежных средств в постоянно нарастающих масштабах финансового сектора и свойственных ему авантюрных финансовых пирамидах и т. д.;
  •  наращивание объемов производства путем активизации кредитных отношений в данной сфере;
  •  порядок в осуществлении взаиморасчетов предприятий друг с другом и государством.

На  фоне данных экономических факторов глобального порядка положение  самого российского предпринимательства  можно оценить как кризисное. Данное заключение вытекает анализа  следующих явлений.

Во-первых, изучение состояния важнейших ресурсных  рынка, позволяет констатировать, что  российский предприниматель сталкивается с отсутствием широкой информации о ресурсах, порядке и условиях доступа к ним; с недостаточной  степенью конкурентности и открытости в предоставлении ресурсов; усложненностью доступа к ресурсам; с нежеланием органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот.

Во-вторых, состояние финансового рынка, характеризующееся  отсутствием стабильности, частыми  изменениями процента рефинансирования, а также осторожностью банков в предоставлении малым предприятиям кредитов и требовании высоких процентов, отнюдь не способствует укреплению позиций  предпринимательского сектора.

В-третьих, низкая мобильность трудовых ресурсов и острый дефицит подготовленных специалистов в области маркетинга, финансов, инновационной деятельности, работающих на малый бизнес, не позволяют  малому бизнесу находить и качественно  обслуживать те сегменты рынка, на которых  существует неудовлетворенный спрос.

В-четвертых, хаотичность информационного рынка, дороговизна и низкое качество предоставляемой  информации вносит еще большую нестабильность, усиливает неопределенность.

Усложняет проблему развития отечественного предпринимательства  то обстоятельство, что новые экономические  отношения, рыночные структуры и  связи складываются в хозяйственной  системе России не естественно-историческим путем, а в соответствии с волей и действиями самих людей, сознательно разрабатывающих и осуществляющих программы реформирования экономики. Отсюда столь велика роль так называемого субъективного фактора, а значит, и непредсказуемость, как хода самих экономических процессов, так и получаемых результатов. Всегда существует опасность серьезного отклонения от выбранного вектора преобразований. Наиболее зримо это проявляется в следующем:

  •  развитие деформированной системы отношений присвоения (на долю богатых и состоятельных российских граждан сегодня приходится примерно 78% в общем денежном доходе населения);
  •  крайняя степень социального расслоения граждан — 10% самого богатого населения в России сегодня имеют доходы, превосходящие доходы десяти процентов самого бедного населения в 40 раз; с позиций экономической безопасности предельное соотношение составляет 10:1;
  •  дисфункции правовых норм и др.

В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели  явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической  структуры. При этом наиболее серьезный  регресс охватил самые современные  производства и выразился в откате России по уровню их развития на 10-25 лет. Большинство производств готовой  продукции, замыкающих воспроизводственный  контур пятого технологического уклада, практически свернуто. Сокращение их производства намного превышает  спад производства других видов готовой  продукции, произошло практически  полное их вытеснение с внутреннего  рынка импортными аналогами. Доля современного технологического уклада в структуре  производства машиностроительной продукции  сократилась. Стремительное разрушение современного технологического уклада означает разрушение технологической  основы устойчивого экономического роста, нарастание технологического отставания российской экономики. Сегодня как  никогда необходима государственная  поддержка инновационного предпринимательства, которое является нашей последней  надеждой.

Информация о работе Предпринимательство в современной экономике.