Предпринимательство: теория и история

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будет рассмотрено предпринимательство истории, теории и роль в экономике.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
Рассмотрение понятие предпринимательства;
Выявление исторических и теоретических аспектов;
Выявление экономической сущности предпринимательства в России.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 136.41 Кб (Скачать)

технологической структурой и во многих случаях являющиеся монопольными

производителями определенных видов продукции. Их организационную  перестройку и перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции очень трудно осуществить. Стоило задуматься и отметить недопустимый уровень практически монопольного выпуска многих видов энергетического, металлургического, транспортного  и тому подобного оборудования, а также  почти всего выпуска товаров широкого потребления.

Государственная экономическая  политика, направленная на строительство  и

преимущественное развитие крупных производств, привела  к  тому, что значение малых предприятий в экономике страны в течение многих десятилетий недооценивалось.

Такая недооценка малых предприятий  обуславливалась сложившимся представлением об их низкой экономической эффективности, которое исходило из политэкономического постулата о монополизации и концентрации производства, как о главном направлении экономики страны.

Начало развития многоукладной экономике в СССР выпало, наконец, 80-х годов с появлением экономических субъектов - представителей различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий.

В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное движение, но их развитие было технически отстало, и создать инновационный климат как массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промышленности того периода не представляли собой нечто целое.

Новое в развитии малого предпринимательства появилось  в 1990 г., с изданием постановление правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных государственных предприятий, перевести их на арендную систему поощрений, кооперативную форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах акционирования.

В 1990-1991 гг. государственной  статистикой был зафиксирован рост малого

предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того,

сказалось отрицательное  отношение населения к кооперативам. Тогда же часть малых предприятий была учреждена крупными государственными организациями как дочерние. Доходность таких предприятий достигалась за счет бесплатного или льготного использования площадей, ресурсов, оборудования организаций-учредителей.

Следующий этап развития малого предпринимательства в 1992 г. Обозначился расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не всегда для выкупа трудовыми коллективами предприятий сферы услуг у работников хватало денежных средств. Отсутствие кредита и высокий риск банкротств, связанный с резким падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией в то время население почти 80% доходов тратило на продукты питания) также сыграли свою роль.

Еще одна примета 1992 г. - кризис, охвативший крупные предприятия  тяжелой промышленности. Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования получили развитие в промышленности.

Чаще всего малые предприятия  создавались в строительстве  и промышленности, а посреднических предприятий было меньше в 10 раз, чем строительных, и в 8 раз, чем промышленных.

В течение 1992 г. на складывающиеся позитивные процессы в малом предпринимательстве оказали разрушительное воздействие государственная налоговая и ценовая политика. Страну захлестнула волна псевдопредпринимательства. Нынешний этап развития малого предпринимательства обозначился борьбой предпринимателей-производителей за «выживание» в условиях всеобщего кризиса экономики. В силу дефицита бюджета государство не может выделить финансовые и организационные структуры для поддержки малых предприятий. Инвестиционная деятельность малого предпринимательства практически прекратилась.

К сожалению, не представляется возможным составить полное представление  о развитии малого предпринимательства и соотношении между секторами экономики, потому что у отечественной статистики достоверной информации  относительно малых фирм еще недостаточно.

В Таблице 1 представлено изменение процентного отношения работников малого предпринимательства в 1991 г. по сравнению с 1990 г. Из таблицы видно, что за год численность занятых в госпредприятиях сократилась (с 78,7% в 1990 г. До 72,9% в 1991 г.), в то время как численность занятых в малом секторе экономики заметно увеличилась. Вывод напрашивается сам: в 1991 году все больше людей стали обращать свое внимание на малое предпринимательство и активно участвовать в расширении данного сектора экономики.

 

Таблица 1. Количество занятых в сфере мало предпринимательства  на     предприятиях различных форм собственности

 

В 1993 г., невзирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты

приватизации, акционирования и тяжелейшие экономические условия  малое

предпринимательство продолжает развиваться. 1993 году в частном секторе малых предприятий было уже гораздо больше, чем государственном.

Предпринимательству данного  периода  присуще стремление уйти в теневую

экономику, в те отрасли, которые дают быструю окупаемость  затрат, не рискуя

инвестировать производства длительного цикла.

В 1994 г. сектор малого и среднего предпринимательства переживает определенный спад. Однако этот спад носит не абсолютный, а относительный

характер: происходит замедление темпов роста соответствующих показателей.

Инвестиционный процесс  на существующих предприятиях пока играет небольшую роль. Главным остается приток капитала извне. Продолжается резкое снижение концентрации производства, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов в связи с развитием мелкого предпринимательства, началом которого послужила развернувшаяся в начале 90-х годов массовая приватизация госсобственности.

В 1994 и 1995 гг. предприятия  все чаще стали вступать на путь рационализации и экономии, хотя организаций, расширяющих свое производство и ищущих новые пути развития, остается все-таки больше.

Аналитики говорят о том, что сегодня почти 90% малых и средних предприятий выживают только за счет торговли и посредничества.

В 1995 г. сектор малого предпринимательства  принял более-менее равновесное

состояние, которое выразилось падением темпов роста числа малых  предприятий.

К началу 1996 г. в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс. предприятий малого предпринимательства. Наибольшее количество малых предприятий в 1996 г. было сосредоточено в торговле, одна треть предприятий приходится на промышленность и строительство, небольшая часть занята в сфере науки.

Вместе с тем к концу 90-х годов отмечен стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.). Операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжает сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

Отраслевая структура  малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий  торговли и общественного питания  и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

Сейчас нашим законодательством  сделаны только самые первые попытки  привести правовое и организационное обеспечение формирования малого предпринимательства к необходимой линии поведения. Существует много не разрешимых проблем, сдерживающих его развитие. Они связаны с «нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в получении малыми предприятиями необходимых инвестиций и кредитов, помещений и информации, сложной криминогенной обстановкой, неотлаженностью механизма государственной поддержки и отсутствием четкого разграничения функций между федеральными и региональными органами, осуществляющими эту поддержку. Все это плюс инфляционные процессы приводит к тому, что развивать малое предпринимательство, и прежде всего путем увеличения инвестиций, особенно в производственную сферу, считается очень рискованным делом».

 

3.2 Функции государства  в предпринимательском процессе

Государство может  выполнять  различные функции в предпринимательском аспекте. Во-первых, оно может тормозить предпринимательство,  если осуществляет неоправданную и противоречащую интересам предпринимательства фискальную политику. Во-вторых, оно может стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот,  субсидий,  государственных  заказов  и т.д. И, наконец,  оно может просто оставаться нейтральным.

 Деятельность государства,  как субъекта предпринимательства, осуществляется в двух аспектах: 1 аспект - социально-экономический. Данный аспект реализуется в форме создания правовых основ предпринимательства, подготовке и  переподготовке кадров  предпринимательства.  Наиболее ярким примером в этом плане является создание  «предпринимательских инкубаторов» - формы организации начинающего бизнеса. Такие предприниматели объединены в  предоставленных им  зданиях, обеспечиваются конторскими рабочими, им предоставляются льготные кредиты, осуществляется государственный заказ, а также устанавливается государственный контроль. Все меры направлены на то,  чтобы оказать помощь  в становлении предпринимательских фирм. Как правило, фирмы покидают «инкубатор» по мере стабилизации экономической и финансовой деятельности - через 4-5 лет. Государство также берет на себя функции создания инфраструктуры производства: создание банковской системы, страховой и  биржевой  систем  и т.д.

2 аспект  -  непосредственное  государственное предпринимательство  (в некоторых странах государственным структурам запрещено заниматься предпринимательством).

В каких формах оно реализуется?

1.  Создание системы государственных предприятий в отраслях,  составляющих

часть государственной монополии.

2.  Долевое участие государства в предприятиях (обычно держатель контрольного пакета  акций), которые осуществляют виды деятельности, имеющие общенациональное или стратегическое значение.

3. Регулирование предпринимательской деятельности  в той или иной форме.

4. Реализация  больших государственных программ по государственным заказам.

5.    Регулирование  ставки процента.

Особая роль принадлежит  государству в регулировании  денежных потоков и

денежного обращения. Средством  такого регулирования является  установление пределов  обязательного  резервирования, требований к коммерческим банкам. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне

неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже

запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует

развитию предпринимательства, но в, то, же время и не способствует этому

развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет

постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства).

Каковы же функции государства  как ускорителя предпринимательского процесса?

Во-первых, государство берет  на себя образовательные функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление

предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

Информация о работе Предпринимательство: теория и история