Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:45, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрено предпринимательство истории, теории и роль в экономике.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
Рассмотрение понятие предпринимательства;
Выявление исторических и теоретических аспектов;
Выявление экономической сущности предпринимательства в России.
технологической структурой и во многих случаях являющиеся монопольными
производителями определенных видов продукции. Их организационную перестройку и перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции очень трудно осуществить. Стоило задуматься и отметить недопустимый уровень практически монопольного выпуска многих видов энергетического, металлургического, транспортного и тому подобного оборудования, а также почти всего выпуска товаров широкого потребления.
Государственная экономическая политика, направленная на строительство и
преимущественное развитие крупных производств, привела к тому, что значение малых предприятий в экономике страны в течение многих десятилетий недооценивалось.
Такая недооценка малых предприятий
обуславливалась сложившимся
Начало развития многоукладной экономике в СССР выпало, наконец, 80-х годов с появлением экономических субъектов - представителей различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий.
В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное движение, но их развитие было технически отстало, и создать инновационный климат как массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промышленности того периода не представляли собой нечто целое.
Новое в развитии малого предпринимательства появилось в 1990 г., с изданием постановление правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных государственных предприятий, перевести их на арендную систему поощрений, кооперативную форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах акционирования.
В 1990-1991 гг. государственной статистикой был зафиксирован рост малого
предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того,
сказалось отрицательное
отношение населения к
Следующий этап развития малого предпринимательства в 1992 г. Обозначился расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не всегда для выкупа трудовыми коллективами предприятий сферы услуг у работников хватало денежных средств. Отсутствие кредита и высокий риск банкротств, связанный с резким падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией в то время население почти 80% доходов тратило на продукты питания) также сыграли свою роль.
Еще одна примета 1992 г. - кризис, охвативший крупные предприятия тяжелой промышленности. Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования получили развитие в промышленности.
Чаще всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а посреднических предприятий было меньше в 10 раз, чем строительных, и в 8 раз, чем промышленных.
В течение 1992 г. на складывающиеся
позитивные процессы в малом предпринимательстве
оказали разрушительное воздействие государственная
налоговая и ценовая политика. Страну
захлестнула волна псевдопредпринимательства.
Нынешний этап развития малого предпринимательства
обозначился борьбой предпринимателей-
К сожалению, не представляется возможным составить полное представление о развитии малого предпринимательства и соотношении между секторами экономики, потому что у отечественной статистики достоверной информации относительно малых фирм еще недостаточно.
В Таблице 1 представлено изменение процентного отношения работников малого предпринимательства в 1991 г. по сравнению с 1990 г. Из таблицы видно, что за год численность занятых в госпредприятиях сократилась (с 78,7% в 1990 г. До 72,9% в 1991 г.), в то время как численность занятых в малом секторе экономики заметно увеличилась. Вывод напрашивается сам: в 1991 году все больше людей стали обращать свое внимание на малое предпринимательство и активно участвовать в расширении данного сектора экономики.
Таблица 1. Количество занятых в сфере мало предпринимательства на предприятиях различных форм собственности
В 1993 г., невзирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты
приватизации, акционирования и тяжелейшие экономические условия малое
предпринимательство продолжает развиваться. 1993 году в частном секторе малых предприятий было уже гораздо больше, чем государственном.
Предпринимательству данного периода присуще стремление уйти в теневую
экономику, в те отрасли, которые дают быструю окупаемость затрат, не рискуя
инвестировать производства длительного цикла.
В 1994 г. сектор малого и среднего предпринимательства переживает определенный спад. Однако этот спад носит не абсолютный, а относительный
характер: происходит замедление
темпов роста соответствующих
Инвестиционный процесс на существующих предприятиях пока играет небольшую роль. Главным остается приток капитала извне. Продолжается резкое снижение концентрации производства, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов в связи с развитием мелкого предпринимательства, началом которого послужила развернувшаяся в начале 90-х годов массовая приватизация госсобственности.
В 1994 и 1995 гг. предприятия все чаще стали вступать на путь рационализации и экономии, хотя организаций, расширяющих свое производство и ищущих новые пути развития, остается все-таки больше.
Аналитики говорят о том, что сегодня почти 90% малых и средних предприятий выживают только за счет торговли и посредничества.
В 1995 г. сектор малого предпринимательства принял более-менее равновесное
состояние, которое выразилось падением темпов роста числа малых предприятий.
К началу 1996 г. в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс. предприятий малого предпринимательства. Наибольшее количество малых предприятий в 1996 г. было сосредоточено в торговле, одна треть предприятий приходится на промышленность и строительство, небольшая часть занята в сфере науки.
Вместе с тем к концу 90-х годов отмечен стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.). Операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжает сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.
Сейчас нашим
3.2 Функции государства в предпринимательском процессе
Государство может выполнять различные функции в предпринимательском аспекте. Во-первых, оно может тормозить предпринимательство, если осуществляет неоправданную и противоречащую интересам предпринимательства фискальную политику. Во-вторых, оно может стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов и т.д. И, наконец, оно может просто оставаться нейтральным.
Деятельность государства, как субъекта предпринимательства, осуществляется в двух аспектах: 1 аспект - социально-экономический. Данный аспект реализуется в форме создания правовых основ предпринимательства, подготовке и переподготовке кадров предпринимательства. Наиболее ярким примером в этом плане является создание «предпринимательских инкубаторов» - формы организации начинающего бизнеса. Такие предприниматели объединены в предоставленных им зданиях, обеспечиваются конторскими рабочими, им предоставляются льготные кредиты, осуществляется государственный заказ, а также устанавливается государственный контроль. Все меры направлены на то, чтобы оказать помощь в становлении предпринимательских фирм. Как правило, фирмы покидают «инкубатор» по мере стабилизации экономической и финансовой деятельности - через 4-5 лет. Государство также берет на себя функции создания инфраструктуры производства: создание банковской системы, страховой и биржевой систем и т.д.
2 аспект - непосредственное
государственное
В каких формах оно реализуется?
1. Создание системы государственных предприятий в отраслях, составляющих
часть государственной монополии.
2. Долевое участие государства в предприятиях (обычно держатель контрольного пакета акций), которые осуществляют виды деятельности, имеющие общенациональное или стратегическое значение.
3. Регулирование предпринимательской деятельности в той или иной форме.
4. Реализация больших государственных программ по государственным заказам.
5. Регулирование ставки процента.
Особая роль принадлежит государству в регулировании денежных потоков и
денежного обращения. Средством такого регулирования является установление пределов обязательного резервирования, требований к коммерческим банкам. Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне
неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже
запрещает его;
• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует
развитию предпринимательства, но в, то, же время и не способствует этому
развитию;
• ускорителем
постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства).
Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?
Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление
предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности: