Предпринимательская деятельность в России: её особенности и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:39, реферат

Краткое описание

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….2
2.Допетровская Русь…………………………………………………………….3
3. Реформы Петра I и развитие предпринимательства первой половины XVIII в……………………………………………………………………………………4
4. Экономические реформы Екатерины II и предпринимательство начала XIX века……………………………………………………………………………….10
5. Великая реформа и рождение нового предпринимательств………………14
6. Современные тенденции и перспективы………………………………….17
7.Заключение……………………………………………………………………29
8.Список литературы………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Реферат ПОПД.docx

— 66.46 Кб (Скачать)

Разные  экономические системы мира различаются  между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к  решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной  и общественной собственностью на ресурсы  и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного  планирования. Необходимо выделить следующие  экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или основанную на обычаях.

Основное  экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют  потребители, путем применения самой  эффективной технологии. Рыночная система  функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против  рыночной системы выдвигается несколько  критических аргументов: а) ее контрольный  механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних  выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен. Экономика США учла важные элементы истины в критике рыночной системы. Рыночная система американского капитализма отличается от конкурентной рыночной системы тем, что первую характеризуют: а) малочисленность конкурентов и наличие барьеров на пути вступления на некоторые рынки и б) правительственное вмешательство в экономику, ставящее целью исправить крупные дефекты рыночной системы. Американскую экономику можно охарактеризовать как смешанный капитализм.

Цель  экономистов любой страны состоит  в том, чтобы добиться такого сочетания  капитализма и социализма, которое  обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

В реальной действительности экономические системы  располагаются где-то между крайностями  чистого капитализма и командной  экономики.

Экономика Соединенных Штатов ближе к чистому  капитализму, но с существенными  отличиями, т. к. правительство играет активную роль в экономике, способствуя  ее стабильности и росту, обеспечивая  ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном  объеме или вовсе не поставляются рыночной системой. Американский капитализм породил могущественные экономический организации в форме крупных корпораций и сильных профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику. Югославской экономике рыночного социализма были свойственны общественная собственность на ресурсы и одновременно возрастающая опора на свободные рынки, преследовавшие цель организовать и координировать экономическую деятельность. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Несмотря на то что свыше 90% хозяйственной деятельности сосредоточено там в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В свою очередь японская экономика отличается весьма развитым планированием и «координацией» экономической деятельности правительства и частного сектора.

В известный  период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и  коллективное принятие экономических  решений посредством централизованного  экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала  себя и, «перепрыгнув» реформы М. С. Горбачева, целенаправленно шагнула  к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму. Говоря о  роли рыночной системы в нашей  стране на данном этапе, хочется привести следующий тезис из учебника С. Л. Брю, К. Р. Макконела «Экономикс»: «Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития. Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим. сторонникам.

Основным  признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать  сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны  и отсутствие ресурсов с другой стороны  препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка  определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника  низок. «Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь?

Кризис  экономики России «переплюнул американскую «великую депрессию» 1929-1933гг. В обоих  кризисах при всех различиях немало общего. Оба - это кризисы методов регулирования экономики. «Великая депрессия» ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством «встроенных» регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис - кризис системы, что объясняет его большую глубину и трудность преодоления.

Сложно  однозначно определить какое влияние  на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные  прогнозы и усматривают различные  тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной  экономике. Главное - найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.

Экономические реформы, начатые в России с первых дней 1992г., дали позитивные результаты, сдвинули с места мертвящую махину огосударствленной экономики, появились  обнадеживающие симптомы экономического оздоровления. «Освобождение цен», жесткая финансовая и кредитная  политика («монетаристские меры», «шоковая терапия») повлияли на всю атмосферу  экономической жизни, повернули  людей к реальному экономическому делу, бизнесу, собственности, положили начало укреплению рубля, финансовой стабилизации, преодолению товарного дефицита на потребительском рынке.

Вместе  с тем действие экономических  реформ оказалось противоречивым, их позитивное влияние ограниченным. Ведь нарастающая инфляция, путем которой  при освобождении цен «съедается»  излишняя денежная масса, не обеспеченная товарами, больнее всего ударила  по малообеспеченным обездоленным слоям  людей, особенно старшего поколения. В  начале второго полугодия 1993г. темпы  инфляции вновь возросли. В июле темп роста потребительских цен  составил 122%, в августе - 126%, осенью темпы роста цен замедлились и составили в сентябре 123%, октябре - 120%, ноябре - 116%, декабре - 113%. К концу 1993г. 40 млн. человек (27% от общей численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Отсюда - растущее напряжение в обществе, разочарование в реформах, потеря веры в перспективу улучшения жизни, что заметно повлияло на результаты выборов в Федеральное Собрание в декабре 1993 года.

Великая миссия монетаристских мер - устранение диктаторской роли государства в «регулировании» цен, зарплат, сбыто-снабженческих операций. Но они лишь подготавливают условия для перехода к эффективной рыночной экономике, но сами по себе они не способны превратить, и негде в мире не превратили, монопольно-бюрократическую, планово-распределительную экономику в свободную, конкурентную, рыночную. В обстановке «дефицита денег», особенно в условиях огосударствленного хозяйства «ничейной» собственности, всевластия коррумпированного чиновничества, да тем более - фискальной налоговой политики, они толкают к жажде «быстрой наживы» - главным образом путем госимуществ, паразитирования на них, экспорта сырья, валютных операций, перепродаж.

Поскольку сами по себе монетаристские меры не обеспечивают функционирования и тем более  реформирования всей экономики и  ее сердцевины - производства, возникает соблазн (а порой и острая необходимость) все же использовать государственные рычаги для решения экономических задач. Теперь уже - путем предоставления тем или иным хозяйствующим субъектам денежных ресурсов из государственного бюджета, льготных кредитов. Государственная власть в таких условиях из «распределителя материалов и сырья» превращается в «распределителя денег и кредитов». И бюрократическая мощь государства сохраняется в полной мере, а в чем-то становится более изощренной, утонченной и, понятно, не менее склонной к авторитаризму и коррупции.

Нигде на «Западе», да вообще нигде в мире, рыночная экономика не формировалась  в условиях, когда в ней доминирует государственная, казенная собственность. Опыт совершенно иной: казенные предприятия  ряда западно-европейских и азиатских  стран порой включаются в экономические  отношения, но - наравне с предприятиями - частными собственниками, притом в условиях, когда рыночная экономика уже сложилась и безотказно функционирует, а казенные предприятия заведомо котируются как убыточные, бременем лежащие на налогоплательщиках. Прямое же вмешательство власти в экономику, хотя и может дать известный, подчас впечатляющий эффект (в особенности если формируется значительная государственная собственность), неизбежно нарушает естественные связи в самой основе товарно-рыночных отношений, сопряжено с усилением бюрократии, ее мощи. Следует обратить внимание на следующие моменты: во-первых, бюрократическая государственная собственность, сложившаяся в советском обществе, неотделима от тоталитарного режима; во-вторых, «корректировка» реформ, направленная на усиление государственных начал в экономике, неизбежно ведет к их разрушению, а в историческом измерении - к утрате перспективы перехода к развитой рыночной экономике.

Проводимые  в России с 1992 года экономические  реформы объявлены радикальными. Но никакого «радикализма» в самих  реформах, призванных сформировать и  «запустить» современное рыночное хозяйство, не состоялось, его попросту не было. Ибо вместо государственных рычагов, ранее управлявших хозяйством, ничего не было «дано» взамен. Образовался вакуум, пустота, где во всю развернулась вакханалия номенклатурного захвата госимуществ партхозноменклатурой, рыночная стихия хищнического раннекапиталистического первоначального накопления, устремившаяся в сбыт за рубеж природного сырья и дефицитных материалов, в хитроумные валютные операции, в спекулятивные перепродажи. Что же должно было заменить государственный диктат в экономике, запустить современное рыночное хозяйство? Здесь есть только одна созидательная сила. Это частная собственность, охватывающая в условиях свободной конкуренции, свободного рынка сердцевину экономики - производство.

Можно было ожидать что вместе с порядком «свободных» цен и даже опережая его будет создана обстановка свободной конкуренции, проведена  радикальная приватизация - устранен чудовищный монстр монопольной государственной собственности и вступит в действие частная собственность, охватывающая на конкурентной основе свободного рынка все сферы экономики, прежде всего - производство. Но шанс в относительно короткие сроки сформировать и «запустить» эффективную товарно-рыночную экономику оказался упущенным. Официально проводимая приватизация, основой которой стал принцип ваучерного дележа государственных имуществ «на равных» между всеми согражданами, в действительности вылилась в тотальный захват госимущества партхозноменклатурой и не привела к сколько-нибудь существенным преобразованиям собственности в России.

Одна  из глобальных проблем российской рыночной системы - теневая экономика, которая существовала и существует всегда и во всех государствах. У нас в России она приобрела особый характер и проявляется в таких значительных размерах благодаря тому, что в течение многих десятилетий действовал принцип «все запрещено». После 1986-89 годов наша традиционная теневая экономика раздвоилась: частично, меньшей своей частью она стала заниматься наркобизнесом, торговлей оружием, игорным бизнесом. Но большая часть теневой экономики как бы перешла в легальную сферу. Сегодня не существует чистой, легальной, «белой» экономики. Произошла тотальная криминализация всей экономики. В сфере бизнеса невозможно работать не нарушая закон: долги приходится «выбивать»; взятки давать по любым случаям - всегда при получении в аренду помещения, при получении разрешения на эксплуатацию этих помещений, а также - таможенной службе, для получения льготного кредита в банке и т. д. Другой вид преступной деятельности, без которой не обойтись - это сокрытие доходов. При сегодняшних налоговых ставках до 80-85 %, а иногда и выше, ни одно предприятие, ни один бизнесмен не может работать, не укрывая налоги. Причем эта уголовно наказуемая деятельность обязательно сочетается с дачей взяток налоговой инспекции, потому что налоговая инспекция прекрасно знает об укрывательстве доходов, а предприниматели знают, что налоговая инспекция об этом знает.

Но это  еще не все. Сегодня практически  все коммерческие и большинство  государственных структур в сфере  бизнеса, торговли, производства и т. д. находятся «под крышей» преступных организаций мафиозного типа. Многие предприниматели говорили о том, что находиться под такой опекой гораздо надежнее, чем под защитой  правоохранительных органов.

Сегодняшний рэкет тоже представлен как минимум  на двух уровнях. Во-первых, это обычный  «черный рэкет», который собирает дань с мелких торговцев. Но существуют более сложные формы рэкета в  отношении солидных предпринимателей, когда с мафиозными структурами  заключаются договоры на обслуживание, на охрану, на оказание маркетинговых  услуг, на совместную деятельность. Здесь  представители «крыши» официально вводятся в руководящие органы коммерческих структур, включая банковскую систему.

На сегодняшний  день все процессы приватизации «схвачены» преступными организациями. Сегодня  можно говорить о тотальной криминализации всей экономики в нашей стране.

Наконец, наша «пестрая» экономика основана на фальсификации всего и вся. На фальсификации товаров, услуг, фальсификации  денег и ценных бумаг. Это начинается с продажи фальсифицированной водки, или французского «Наполеона», который  производится в Польше, или прекрасной пшеничной водки, которая в Петербурге производится на свиноферме.

Информация о работе Предпринимательская деятельность в России: её особенности и значение