Предмет и метод предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:25, реферат

Краткое описание

Предпринимательское Право - комплексная отрасль законодательства (законодательный массив), регулирующего предпринимательскую деятельность. Основу этого законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.67 Кб (Скачать)

Источники предпринимательского права

1. Основным источником  предпринимательского права является  Конституция РФ. Она имеет высшую  юридическую силу, прямое действие  и применение на всей территории  РФ. Законы и иные правовые  акты, принимаемые в Российской  Федерации, не должны противоречить  Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные  нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные  гарантии предпринимательства, конституционные  ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных  органов в сфере правотворчества  и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении  Российской Федерации находятся, в  том числе, федеральная государственная  собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области  экономического развития, установление правовых основ единого рынка", основы ценовой политики, федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодательства к  ведению Российской Федерации вполне обосновано. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской  деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования  хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и  исполнения договоров.

В главе 8 Конституции  РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное  самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью,

2. Далее в  иерархической структуре источников  права следует назвать Гражданский  кодекс РФ (в настоящее время  приняты и действуют первая  и вторая части). Вопрос о его  месте в системе предпринимательского  законодательства сложен. Дело в  том, что Гражданский кодекс  РФ охватывает своим регулированием  и предпринимательские отношения,  и товарные отношения, направленные  на удовлетворение потребительских  нужд прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный нормативный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения, но и отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт  содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально  различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает  различные основания ответственности, ст. 322 — различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо Гражданского  кодекса РФ, ведущую роль в  системе источников предпринимательского  права играют федеральные законы. Не ставя перед собой задачу  их перечисления, попробуем проклассифицировать  законы, выбрав в качестве критерия  классификации ту сферу предпринимательства,  которая тем или иным актом  регулируется:

а) законы, регулирующее общее состояние определенного  вида рынка, например Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», Федеральный  закон «О рынке ценных бумаг»;

б) законы, устанавливающие  правовое положение субъектов, действующих  на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О финансово-промышленных группах» и др.;

в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской  деятельности, например Закон РСФСР  «Об инвестиционной деятельности», Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.;

г) законы, совмещающие  в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие  правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон  РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»  и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

4. Подзаконные  акты также играют большую  роль в деле регулирования  предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую  очередь назвать указы Президента  РФ. Издаваемые Президентом акты  не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам. Это  требование ст. 90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, противоречащие законам, применяются на практике.

Указы как средство регулирования предпринимательских  отношений призваны восполнить пробелы  в решении законом тех или  иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся  к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов. Однако этот принцип  не всегда выдерживается. Так, долгое время  основным источником правового регулирования  лицензирования выступало Постановление  Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этом смысле более обосновано появление  среди актов — источников предпринимательского права Постановления Правительства  РФ от 5 августа 1992 г. «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли».

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов  исполнительной власти, принятые в  соответствии с их компетенцией. Среди  этих актов наибольшее значение имеют  акты органов, действующих непосредственно  в экономической сфере, таких  как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогообложения, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике  регулирования хозяйственных отношений  встречаются еще Постановления  Верховного Совета РФ. Примером  действующего акта такого рода  может служить Постановление  Верховного Совета РФ от 27 декабря  1991 г. «О разграничении государственной  собственности в РФ на федеральную  собственность, государственную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев,  областей, автономной области, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга  и муниципальную собственность».

6. Нормативно-правовые  акты СССР также продолжают  действовать, если они не отменены  и не противоречат действующему  законодательству Российской Федерации.  Так, применяется, правда с  учетом многочисленных изменений,  План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.

7. Мы рассмотрели  систему источников предпринимательского  права федерального уровня. Вместе  с тем в силу федеративного  устройства нашего государства  и в соответствии с Конституцией  РФ многие сферы общественной  жизни регулируются актами субъектов  Российской Федерации. Иерархия  их по юридической силе часто  напоминает федеральную систему.  Так, в Москве среди .источников предпринимательского права мы находим и Законы Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного  самоуправления также издают  хозяйственно-правовые акты, опираясь  на главу 8 Конституции РФ, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ». Главные регулирующие  возможности муниципальных образований  и их органов связаны с правом  собственности на принадлежащие  им имущественные фонды.

9. Велика роль  локальных нормативных актов,  принимаемых самими хозяйствующими  субъектами в целях регулирования  собственной предпринимательской  деятельности. Такие акты могут  относиться как к деятельности  предприятий в целом (Устав), так  и к отдельным подразделениям  предприятий, регулировать внутрихозяйственные  отношения (Положение о филиале,  представительстве). Режим коммерческой  тайны в организации устанавливается  локальным нормативным актом.  Локальным актом является приказ  об учетной политике предприятия,  то есть выбранной им совокупности  способов ведения бухгалтерского  учета.

10. Помимо нормативно-правовых  актов, источниками предпринимательского  права являются обычаи делового  оборота. В соответствии со  ст. 5 ГК РФ «обычаем делового  оборота признается сложившееся  и широко применяемое в какой-либо  области предпринимательской деятельности  правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от  того, зафиксировано ли оно в  каком-либо документе». Обычаи делового  оборота в качестве источника  права рассчитаны исключительно  на предпринимательские отношения.  Они применяются наряду с законодательством  и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом обороте, морских перевозках.

11. Составной  частью правовой системы Российской  Федерации являются общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция  УНИДРУА о международном финансовом  лизинге, Евразийская патентная  Конвенция). ГК РФ предотвращает  возможные коллизии международного  и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

 

Заключение.

Предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения по осуществлению предпринимательской деятельности, тесно связанные с ними отношения некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и обеспечения интересов государства и общества.

Сфера действия предпринимательского права распространяется не только на предпринимательскую деятельность. Условно её можно разделить на три группы:

- в первую  группу входят отношения, складывающиеся  в процессе осуществления предпринимательской  деятельности её субъектами;

- во вторую  группу входят иные тесно связанные  с осуществлением предпринимательской  деятельности отношения, в том  числе некоммерческого характера;

- в третью  группу следует включать отношения  по государственному воздействию  на предпринимательскую деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Общая теория  государства и права, В.С. Петров, Л., 1974.

2. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М. Спарк, 1994.

3. Источники  русского торгового права: Сборник  извлечений из Свода Законов,  уставов, полисных условий и  договоров. М. 1914.

4. Исаев И.А.  Становление хозяйственно-правовой  мысли в СССР. М. 1986.

5. Мартемьянов  В.С. Хозяйственное право: курс  лекций. Т. 1. М. БЕК, 1994.

6. Лаптев В.В.  Предпринимательское право: понятие  и субъекты. М. Юристъ, 1997.

Информация о работе Предмет и метод предпринимательского права