Источники
предпринимательского
права
1. Основным источником
предпринимательского права является
Конституция РФ. Она имеет высшую
юридическую силу, прямое действие
и применение на всей территории
РФ. Законы и иные правовые
акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить
Конституции РФ.
Для предпринимательского
права особое значение имеют те конституционные
нормы, которые содержат отраслевые
принципы. Кроме того, в Основном
законе закреплены конституционные
гарантии предпринимательства, конституционные
ограничения.
Конституция разграничивает
компетенцию различных государственных
органов в сфере правотворчества
и в соответствии с этим разграничением
проводит дифференциацию источников права.
Так, в соответствии со ст. 71 в ведении
Российской Федерации находятся, в
том числе, федеральная государственная
собственность и управление ею, установление
основ федеральной политики и
федеральные программы в области
экономического развития, установление
правовых основ единого рынка",
основы ценовой политики, федеральные
экономические службы, включая федеральные
банки, гражданское, гражданско-процессуальное,
арбитражно-процессуальное законодательство.
Отнесение предпринимательского
и гражданского законодательства к
ведению Российской Федерации вполне
обосновано. Только так можно обеспечить
единое правовое регулирование предпринимательской
деятельности в масштабах России,
определить единый порядок регулирования
хозяйственных связей между субъектами
предпринимательства, заключения и
исполнения договоров.
В главе 8 Конституции
РФ установлены основы местного самоуправления.
Так, в ст. 130 сказано, что местное
самоуправление в Российской Федерации
обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного значения,
владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью,
2. Далее в
иерархической структуре источников
права следует назвать Гражданский
кодекс РФ (в настоящее время
приняты и действуют первая
и вторая части). Вопрос о его
месте в системе предпринимательского
законодательства сложен. Дело в
том, что Гражданский кодекс
РФ охватывает своим регулированием
и предпринимательские отношения,
и товарные отношения, направленные
на удовлетворение потребительских
нужд прежде всего граждан. Гражданский
кодекс РФ в том виде, в котором он существует
ныне, следует, по-видимому, рассматривать
как комплексный нормативный акт. Некоторые
его статьи регулируют не только частно-правовые
отношения, но и отношения публичного
характера (например, нормы о конкуренции,
национализации, правила о заключении
договоров в обязательном порядке и др.).
Вместе с тем в ряде случаев Гражданским
кодексом РФ определяются внутрихозяйственные,
внутрифирменные отношения, что также
выходит за границы гражданско-правовой
материи.
Данный акт
содержит множество норм, регулирующих
предпринимательство. Начиная от самого
понятия предпринимательской деятельности,
организационно-правовых форм ее осуществления,
правового режима имущества предпринимателей
и до предпринимательских договоров
- все это представлено в ГК РФ.
Обращает на себя внимание тот факт,
что в некоторых случаях статьи
Кодекса содержат принципиально
различные нормы для предпринимателей
и лиц, такой деятельностью не
занимающихся (например, ст. 401 устанавливает
различные основания ответственности,
ст. 322 — различные нормы о солидарных
обязательствах и др.).
3. Помимо Гражданского
кодекса РФ, ведущую роль в
системе источников предпринимательского
права играют федеральные законы.
Не ставя перед собой задачу
их перечисления, попробуем проклассифицировать
законы, выбрав в качестве критерия
классификации ту сферу предпринимательства,
которая тем или иным актом
регулируется:
а) законы, регулирующее
общее состояние определенного
вида рынка, например Закон РФ «О конкуренции
и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках», Федеральный
закон «О рынке ценных бумаг»;
б) законы, устанавливающие
правовое положение субъектов, действующих
на рынке, например Федеральные законы
«Об акционерных обществах», «О производственных
кооперативах», «О финансово-промышленных
группах» и др.;
в) законы, регулирующие
отдельные виды предпринимательской
деятельности, например Закон РСФСР
«Об инвестиционной деятельности»,
Федеральные законы «О связи», «О рекламе»
и др.;
г) законы, совмещающие
в себе сферы регулирования второй
и третьей группы, то есть устанавливающие
правовое положение субъектов, занимающихся
каким-либо видом предпринимательства,
например Федеральный закон «О банках
и банковской деятельности», Закон
РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»
и др.;
д) законы, устанавливающие
требования к предпринимательской деятельности,
например Федеральный закон «О лицензировании
отдельных видов деятельности», Закон
РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации
продукции и услуг», Федеральный закон
«Об экологической экспертизе» и др.
4. Подзаконные
акты также играют большую
роль в деле регулирования
предпринимательской деятельности.
Среди них мы должны в первую
очередь назвать указы Президента
РФ. Издаваемые Президентом акты
не должны противоречить Конституции
РФ и федеральным законам. Это
требование ст. 90 Конституции РФ определяет
подзаконность правотворческой деятельности
Президента. Гарантией обеспечения законности
нормативных актов Президента является
право Конституционного Суда РФ рассматривать
дела о конституционности этих актов.
Акты, признанные неконституционными,
утрачивают силу и не подлежат исполнению
(ст. 125 Конституции РФ). Однако некоторые
акты Президента, противоречащие законам,
применяются на практике.
Указы как средство
регулирования предпринимательских
отношений призваны восполнить пробелы
в решении законом тех или
иных вопросов. Такую задачу решил,
например, Указ Президента РФ «Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации»
и др.
Постановления
Правительства РФ, изданные в соответствии
с его компетенцией, также относятся
к числу источников предпринимательского
права. Акты Правительства в точном
смысле их регулятивных возможностей
должны издаваться в развитие и во
исполнение законов. Однако этот принцип
не всегда выдерживается. Так, долгое время
основным источником правового регулирования
лицензирования выступало Постановление
Правительства РФ «О лицензировании
отдельных видов деятельности».
В этом смысле более обосновано появление
среди актов — источников предпринимательского
права Постановления Правительства
РФ от 5 августа 1992 г. «О составе затрат
по производству и реализации продукции
(работ, услуг) и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли».
Большой массив
источников предпринимательского права
- нормативные акты федеральных органов
исполнительной власти, принятые в
соответствии с их компетенцией. Среди
этих актов наибольшее значение имеют
акты органов, действующих непосредственно
в экономической сфере, таких
как Министерство финансов РФ, Министерство
экономики РФ, Мингосимущества РФ,
Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства
и др. В некоторых сферах предпринимательства,
например в сфере бухгалтерского
учета и отчетности, статистической отчетности,
налогообложения, наиболее детальное
регулирование отношений обеспечивается
именно актами данного уровня.
5. В практике
регулирования хозяйственных отношений
встречаются еще Постановления
Верховного Совета РФ. Примером
действующего акта такого рода
может служить Постановление
Верховного Совета РФ от 27 декабря
1991 г. «О разграничении государственной
собственности в РФ на федеральную
собственность, государственную
собственность республик в составе
Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и муниципальную собственность».
6. Нормативно-правовые
акты СССР также продолжают
действовать, если они не отменены
и не противоречат действующему
законодательству Российской Федерации.
Так, применяется, правда с
учетом многочисленных изменений,
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, утвержденный
Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.
7. Мы рассмотрели
систему источников предпринимательского
права федерального уровня. Вместе
с тем в силу федеративного
устройства нашего государства
и в соответствии с Конституцией
РФ многие сферы общественной
жизни регулируются актами субъектов
Российской Федерации. Иерархия
их по юридической силе часто
напоминает федеральную систему.
Так, в Москве среди .источников
предпринимательского права мы находим
и Законы Москвы, и распоряжения Мэра Москвы,
и постановления Правительства Москвы,
и акты департаментов Правительства Москвы.
8. Органы местного
самоуправления также издают
хозяйственно-правовые акты, опираясь
на главу 8 Конституции РФ, Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ». Главные регулирующие
возможности муниципальных образований
и их органов связаны с правом
собственности на принадлежащие
им имущественные фонды.
9. Велика роль
локальных нормативных актов,
принимаемых самими хозяйствующими
субъектами в целях регулирования
собственной предпринимательской
деятельности. Такие акты могут
относиться как к деятельности
предприятий в целом (Устав), так
и к отдельным подразделениям
предприятий, регулировать внутрихозяйственные
отношения (Положение о филиале,
представительстве). Режим коммерческой
тайны в организации устанавливается
локальным нормативным актом.
Локальным актом является приказ
об учетной политике предприятия,
то есть выбранной им совокупности
способов ведения бухгалтерского
учета.
10. Помимо нормативно-правовых
актов, источниками предпринимательского
права являются обычаи делового
оборота. В соответствии со
ст. 5 ГК РФ «обычаем делового
оборота признается сложившееся
и широко применяемое в какой-либо
области предпринимательской деятельности
правило поведения, не предусмотренное
законодательством, независимо от
того, зафиксировано ли оно в
каком-либо документе». Обычаи делового
оборота в качестве источника
права рассчитаны исключительно
на предпринимательские отношения.
Они применяются наряду с законодательством
и при его пробельности, но никак не
вопреки. Правовое значение обычаев состоит
в том, что они по очередности применения
находятся после нормативно-правовых
актов и договора. Обычаи широко применяются
во внешнеторговом обороте, морских перевозках.
11. Составной
частью правовой системы Российской
Федерации являются общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
Российской Федерации, как двусторонние
(о торговле, экономическом сотрудничестве),
так и многосторонние (Конвенция
УНИДРУА о международном финансовом
лизинге, Евразийская патентная
Конвенция). ГК РФ предотвращает
возможные коллизии международного
и национального законодательства,
решая вопрос в пользу первого.
Заключение.
Предпринимательское
право представляет собой совокупность
правовых норм и институтов, регулирующих
на основе сочетания публичных и частных
интересов общественные отношения по
осуществлению предпринимательской деятельности,
тесно связанные с ними отношения некоммерческого
характера, а также отношения по государственному
регулированию предпринимательской деятельности
в целях защиты прав и законных интересов
граждан и юридических лиц и обеспечения
интересов государства и общества.
Сфера действия
предпринимательского права распространяется
не только на предпринимательскую деятельность.
Условно её можно разделить на
три группы:
- в первую
группу входят отношения, складывающиеся
в процессе осуществления предпринимательской
деятельности её субъектами;
- во вторую
группу входят иные тесно связанные
с осуществлением предпринимательской
деятельности отношения, в том
числе некоммерческого характера;
- в третью
группу следует включать отношения
по государственному воздействию
на предпринимательскую деятельность.
Список
литературы
1. Общая теория
государства и права, В.С. Петров,
Л., 1974.
2. Шершеневич Г.Ф.
Учебник торгового права. М. Спарк, 1994.
3. Источники
русского торгового права: Сборник
извлечений из Свода Законов,
уставов, полисных условий и
договоров. М. 1914.
4. Исаев И.А.
Становление хозяйственно-правовой
мысли в СССР. М. 1986.
5. Мартемьянов
В.С. Хозяйственное право: курс
лекций. Т. 1. М. БЕК, 1994.
6. Лаптев В.В.
Предпринимательское право: понятие
и субъекты. М. Юристъ, 1997.