Предмет и метод предпринимательского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:25, реферат

Краткое описание

Предпринимательское Право - комплексная отрасль законодательства (законодательный массив), регулирующего предпринимательскую деятельность. Основу этого законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.67 Кб (Скачать)

Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении  частных интересов с государственным  властным воздействием там, где это  диктуется публичными интересами, а  также учет рекомендаций компетентных органов -это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права.

Предмет и метод  правового регулирования являются классификационными признаками деления  системы права на отрасли. Именно по предмету и методу отрасли отграничиваются  одна от другой, и именно наличие  самостоятельного предмета и специфического метода дает возможность говорить о  самостоятельности отрасли.

Следует отметить, что вопрос о предпринимательском  праве как самостоятельной отрасли  права является весьма дискуссионным. Впрочем, спор о разграничении отраслей права становится уже традиционным для советского, а теперь российского  правоведения.

В научной и  учебной литературе представлено несколько  концепций регулирования предпринимательских  отношений. Представители предпринимательского (хозяйственного) права как самостоятельной  отрасли, занимая монистическую  позицию, полагают, что данные отношения  должны регулироваться одной отраслью права. Дуалистическая концепция рассматривает  эти отношения, главным образом, с позиций гражданского и административного  права, полагая, что горизонтальные отношения равноправных субъектов  в сфере товарно-денежного оборота  должны регулироваться гражданским  правом, а вертикальные отношения - административным правом и нормами  примыкающих к нему отраслей. Данная позиция, в частности, представлена авторами Гражданского кодекса РФ. Высказываются мнения и о комплексности  данной отрасли, нормы которой призваны урегулировать разнородные отношения.

Безусловно, каждый имеет право высказывать свою точку зрения и формировать самостоятельное  отношение по данному спорному вопросу. Однако следует учесть теснейшее  переплетение и взаимосвязь самых  различных общественных отношений, отсутствие подчас резкой грани между  близлежащими их видами. Поэтому и  грань между отраслями права  весьма подвижна, сама система права никогда не пребывает в статике, что соответствует развитию общества. Происходит преобразование прежних отраслей права и становление новых, падение значения одних отраслей и рост влияния других. Переход России к рыночным отношениям порождает развитие предпринимательской деятельности, а отсюда объективная необходимость ее всестороннего регулирования. Нормы по правовому регулированию хозяйственной деятельности существуют в любом государстве. В одних странах эти нормы, составляя предпринимательское законодательство, являются составной частью гражданского права (Италия, Нидерланды), в других составляют особую отрасль (Франция, Германия, Испания, Португалия). Для обозначения этой отрасли применяются различные термины: торговое право, коммерческое право, предпринимательское право. Различная терминология определяется условиями развития и историческими традициями того или иного государства. В ряде государств, таких как Франция, Германия, Испания, Япония и других наряду с Гражданским кодексом, приняты и действуют Торговые кодексы (торговые уложения). В этом случае говорят о дуализме частного права. Несмотря на эти различия, для всех государств характерен единый подход к правовому регулированию предпринимательской деятельности: соответствующие правовые нормы создаются и выделяются в особую сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить развитие предпринимательской деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы предпринимателей, так и публичные интересы государства и общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наука предпринимательского права

Наука предпринимательского права — это система знаний о предпринимательском праве, это  представления ученых о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, месте  в системе отраслей. Влияние различных  факторов объективного и субъективного  характера с неизбежностью предопределило тот факт, что эти представления  менялись на разных этапах существования  нашего государства.

К сожалению, узкие  рамки пособия не позволяют заглянуть  вглубь веков и проследить все  этапы становления науки предпринимательского, хозяйственного, а ранее торгового  права России. Приходится довольствоваться лишь весьма кратким экскурсом.

В дореволюционной  России развивалось международное  и частное торговое право. Существование  частного торгового права явилось  результатом возникновения внутри государства между частными лицами по поводу торговли многочисленных и  сложных юридических отношений. Торговое право определялось как  совокупность норм частного права, имеющих  ближайшее соприкосновение с  торговым оборотом1. В качестве источников русского торгового права можно назвать Устав Торговый, Устав о Промышленности, Устав Кредитный, Устав о векселях, Общий Устав Российских Железных дорог, Положение о государственном промысловом налоге. Устав Судопроизводства Торгового1.

Несмотря на существование самостоятельных  источников, торговое право дореволюционной  России было не отраслью, а специальной  частью гражданского права. Торговое законодательство имело основой гражданское законодательство2.

Экономическая и политическая ситуация в стране коренным образом изменились после 1917 года. Начала складываться плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществлялась в основном государственными предприятиями. Возникла необходимость  формирования принципиально нового типа законодательства, адекватного  крайне специфическим социально-экономическим  условиям. Зарождается и получает свое развитие концепция хозяйственного права. Однако наука хозяйственного права неодинаково трактовала правовое регулирование хозяйственной деятельности в разные периоды существования  советского государства3.

В 20-е годы в  период НЭПа берет свое начало «двухсекторная теория». Основоположник этой теории П.И.Стучка считал, что из двух существовавших в нашей экономике секторов - социалистического и частного - первому суждено развиваться и упрочиваться, а второму уготовано скорое отмирание. Данное положение базировалось на известном постулате В.И. Ленина о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»4. В соответствии с этим должно было развиваться хозяйственное право, обслуживающее социалистический сектор-. Поскольку частному сектору было уготовано отмирание, то соответственно должно было отмереть и обслуживающее этот сектор гражданское право. В целом теория правильно оценивала роль хозяйственного права в деле регулирования хозяйственных социалистических отношений. Что же касается гражданского права, то оно ошибочно связывалось лишь с производственными отношениями в частном секторе экономики и переставало рассматриваться в связи с гражданином и его имущественными потребностями.

Поэтому, когда  в 30-е годы, в период уже безраздельного господства социалистического сектора  в экономике, наука стала снова  рассматривать вопрос о хозяйственном  праве и его оформлении, упорядочении, введении в обиход правовых начал  хозяйствования, возникла проблема: куда же поместить гражданина с его  домом, другим имуществом, наймом жилого помещения и наследованием (в  это время уже отказались от упразднения  института наследственного права  как буржуазного). Ведь гражданское право, рассчитанное на НЭПовский период развития общества, как будто закончило свое существование вместе с частным сектором.

Появляется новая  школа единого хозяйственного права, в соответствии с которой гражданин  должен занять место в системе  хозяйственных связей. Все имущественные  отношения, как между гражданами, так и между социалистическими  организациями должны регулироваться нормами единого хозяйственного права, основным источником которого должен стать Хозяйственный кодекс. Основоположники  данной школы Гинцбург Л.Я., Пашуканис Е.Б. считали хозяйственное право специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством. Предлагалось принятие Хозяйственного кодекса1, закона о планировании. Отстаивался также тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право. Хозяйственное право должно было включать в себя гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения2.

Обвинение в  ликвидации гражданского права станет центральным в адрес ученых хозяйственной  школы. Школа закончила свою жизнь  вместе с авторами, Именем Союза  ССР хозяйственная концепция  была объявлена вредительской, а  ее авторы — репрессированы3. Однако ликвидация гражданского права послужила  лишь красивым поводом. Основной причиной гонений явилось то, что хозяйственная  концепция пыталась обосновать необходимость  правовых начал в области экономики, что представляло угрозу административно-командной  системе. Под влиянием лидера правоведения того времени академика А.Я. Вышинского регулирование хозяйственных отношений  в основном было решено рассредоточить в отраслях гражданского и административного  права. Зародился дуалистический подход к регулированию экономики, отголоски  которого слышны и сегодня.

Хозяйственно-правовая мысль возрождается после XX съезда КПСС. В 60-е годы получает развитие третья школа хозяйственного права, концепция  которой была представлена в работах  академика В.В. Лаптева4, действительного члена АН УССР В.К. Мамутова. Преодолев заблуждение предшественников, новая теория «вернула гражданина в лоно гражданского права». Гражданскому законодательству отводилась роль регулирования имущественных отношений с участием граждан. Концепция исходила из необходимости единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся как при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений горизонтального характера), так и при руководстве ею (вертикальные отношения). Фундаментальные предпосылки данной теории состояли в том, что существующие в обществе товарно-денежные отношения находятся под определяющим воздействием планового начала, имеющего властный характер. Поэтому правовое регулирование этих отношений должно представлять синтез начал частного и публичного права и иметь двойственный частно-публичный характер. На этих же началах должен был быть построен Хозяйственный кодекс, проекты которого создавались в Институте государства и права АН СССР. Кодекс, как и другие предлагавшиеся акты, не был принят, так как это не входило в планы бюрократического аппарата. И все же хозяйственно-правовая концепция получила значительное развитие в период проведения экономической реформы 1965 года1, направленной на расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров.

В 90-е годы в  России начался переход от плановой к рыночной экономике, от одной экономической  системы к другой. Придание законного  статуса предпринимательской деятельности, многообразие форм собственности, в  том числе возрождение частной  собственности, появление различных  организационно-правовых форм предпринимательской  деятельности, возведение в ранг принципов  свободу договора в противовес директивному планированию - все это потребовало  изменения сложившейся ранее  концепции. Основоположником современной  школы хозяйственного (предпринимательского) права стал профессор B.C. Мартемьянов2, в трудах которого нашли отражение отвечающие потребностям времени представления о предмете данной отрасли, ее системе, были разработаны основные институты. 
 
 
 
 
 

Принципы  предпринимательского права

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

1. Принцип свободы  предпринимательской деятельности  получил свое закрепление в  ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый имеет  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной  не запрещенной законом экономической  деятельности»3.

Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя  начинать и вести свое дело в любой  сфере предпринимательства, в любой  из предусмотренных законом форм, с использованием любых (не изъятых  из оборота) видов имущества и  т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства  коммерческих организаций и индивидуального  предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта  свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той  мере, в какой это необходимо в  целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства.

Так, свобода  предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой  лицензирования отдельных видов  хозяйственной деятельности.

2. Конституционный  принцип признания многообразия  форм собственности, юридического  равенства форм собственности  и равной их защиты закреплен  в ст. 8 Конституции РФ: «В Российской  Федерации признаются и защищаются  равным образом частная, государственная,  муниципальная и иные формы  собственности». Согласно данному  принципу законодательством не  могут устанавливаться какие-либо  привилегии или ограничения для  тех или иных форм собственности  для субъектов, ведущих предпринимательскую  деятельность с использованием  имущества, находящегося в государственной,  муниципальной или частной собственности.  В отличие от ранее действовавших  преимуществ в защите права  государственной собственности1, действующее законодательство предусматривает правила защиты для всех субъектов одинаковые.

3. Принцип единого  экономического пространства, то  есть «свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых  средств» на всей территории  Российской Федерации также относится  к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). В соответствии  с данным принципом на территории  Российской Федерации не допускается  установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных  препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых  средств. Ограничения могут вводиться  в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные исполнительные органы власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

4. Принцип поддержания  конкуренции и недопущения экономической  деятельности, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию  (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение  данного принципа - необходимое условие  развития рыночной экономики  и осуществления предпринимательской  деятельности. Важная роль в поддержании  конкуренции, борьбе с недобросовестными  формами ее проявления, монополистической  деятельностью отводится Закону  РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках»  - первому в истории России  антимонопольному законодательному  акту.

5. Принцип государственного  регулирования предпринимательской

деятельности. Государственное  регулирование экономики, предпринимательства  осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем  экономического, социального развития, историческими традициями, национальными  особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования  экономики, замены административных мер  воздействия на экономические. В этом направлении было сделано немало ошибок, не все из которых удалось исправить и сегодня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности - это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип законности. Данный принцип является общеотраслевым  и воплощение его в жизнь  - основа построения правового  государства. Что же касается  законности в предпринимательской  деятельности, то здесь необходимо  обратить внимание на два аспекта.  Во-первых, сама предпринимательская  деятельность должна осуществляться  при строгом соблюдении требований  законодательства. Во-вторых, что не  менее важно, государством должна  быть обеспечена законность правовых  актов, законность деятельности  органов государственной власти  и местного самоуправления, регулирующих  предпринимательство. Некоторые  меры по обеспечению законности  предусмотрены действующим законодательством.  Так, ст. 13 ГК РФ определяет  условия и порядок признания  недействительным акта государственного  органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования  укреплению законности способствует  введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

Информация о работе Предмет и метод предпринимательского права