Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. Так, понятие рынка в распространенных на Западе теориях экономике хотя и является ключевым, но имеет весьма поверхностное определение и не привлекает особого внимания. В рамках этой парадигмы рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т. д.), требующая ответа на вопрос: не что это такое, а как он устроен, как функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3

1. Правовое положение субъектов малого предпринимательства……. 4

2. Правовое положение рынка …………………………………………..10

Заключение ………………………………………………………………...16

Список использованной литературы………………………………….....17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.18 Кб (Скачать)

 

 Посредством разделения  труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник  определенного вида конкретного  труда получает возможность пользоваться  продуктами любого другого конкретного  вида труда.

 

 Второе условие –  экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных  в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную  продукцию). Эта обособленность исторически  возникает на базе частной  собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т. е. с государственным участием, и т. д.).

Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т. д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

 

 Для эффективного функционирования  рынка необходимо и четвертое  условие – самостоятельность  производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное  регулирование хозяйства неизбежно  в любой системе, однако чем  меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития  рыночных отношений. Свободный обмен  позволяет сформироваться свободным  ценам, которые укажут производителям  ориентиры наиболее эффективных  направлений их деятельности.

 

 Правовое понятие товарного  рынка содержится в ст. 4 Закона  о конкуренции. Товарный рынок - сфера  обращения товара, не имеющего  заменителей, либо взаимозаменяемых  товаров на территории Российской  Федерации или ее части, определяемой  исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Понятие товарного рынка содержится и в иных нормативных актах (например, в ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие рынка товаров). Как представляется, данные определения имеют прикладное значение и зависят от сферы отношений, регулируемых тем или иным нормативным актом.

 

 Следует отметить, что  в антимонопольном законодательстве  представлено комплексное понятие  товарного рынка, фактически отражающее  основные подходы, применяемые в  рамках экономической теории  к исследованию сущности рынка ("объектный", "территориальный").

 

 При анализе состояния  конкурентной среды на федеральных  и региональных товарных рынках  применяется Порядок проведения  анализа и оценки состояния  конкурентной среды на товарных  рынках, утвержденный Приказом ГКАП  от 20 декабря 1996 г. N 169. Данным нормативным  актом установлены этапы определения  параметров товарных рынков, при  этом в качестве исходной информации  о рынках используется достаточно  широкий круг данных, в том  числе сведения, получаемые от  продавцов, покупателей, конкурентов, органов государственной власти, экспертов, информационных центров. Представляемые сведения, например, характеризуют объем производства  и реализации отдельных видов.

 

 Охарактеризуем каждый  из этапов оценки состояния  конкурентной среды на товарном  рынке1. Определение продуктовых границ товарного рынка. Продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров. На этом этапе происходит определение товара (его потребительских свойств), взаимозаменяемых товаров и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

 

 Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный  для продажи, обмена или иного  введения в оборот. В основе  определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей, подкрепленное данными товароведческой экспертизы о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).

 

2. Определение состава  продавцов и покупателей. Выявляются  все фактически действующие продавцы  в пределах установленных продуктовых  границ товарного рынка и все  группы покупателей, приобретающих  товар у конкретного продавца; желательно выявление потенциально  возможных продавцов и покупателей.

 

3. Определение географических  границ товарного рынка. Географические (территориальные) границы товарного  рынка - территория, на которой покупатели  приобретают или могут приобрести  изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности  за ее пределами. На установление  географических границ влияют  экономические, технологические, административные  барьеры, ограничивающие возможность  участия покупателей в приобретении  данного товара на рассматриваемой  территории (значительные транспортные  расходы, потеря товаром его потребительских  свойств в процессе транспортировки и др.).

 

 Определяемые географические  границы товарного рынка не  обязательно совпадают с административными  границами территорий субъектов  и федеральных округов Российской  Федерации, а могут устанавливаться, например, в пределах нескольких  населенных пунктов.

 

4. Определение объема  товарных ресурсов рынка и  доли хозяйствующего субъекта  на рынке. Объем товарных ресурсов  рынка устанавливается в стоимостных  и (или) натуральных показателях, исходя  из общего объема реализации (поставки) товара всеми продавцами в  географических границах рынка  определенной группе покупателей. Доля хозяйствующего субъекта-продавца  на рассматриваемом товарном  рынке определяется как отношение  реализованной им на рынке  товарной продукции к общему  объему реализации (поставки) товара.

5. Определение количественных  показателей структуры товарного  рынка. Количественными показателями  являются: численность продавцов, действующих  на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на этом  рынке; показатели рыночной концентрации (коэффициент рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации  Герфиндаля-Гиршмана).

 

 В зависимости от  значения показателей рыночной  концентрации выделяют три типа  рынков - высококонцентрированные рынки, умеренно концентрированные рынки, низкоконцентрированные рынки.

 

6. Определение качественных  показателей структуры товарного  рынка. Качественными показателями  являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для  потенциальных конкурентов, степень  их преодолимости (анализируются, например, экономические и организационные  ограничения, экологические ограничения  и др.); открытость рынка для  межрегиональной и международной  торговли.

 

7. Определение рыночного  потенциала хозяйствующего субъекта, т. е. возможности хозяйствующего  субъекта оказывать решающее  влияние на общие условия обращения  товара на соответствующем товарном  рынке и (или) затруднять доступ  на рынок другим хозяйствующим  субъектам. Такая возможность не  связана напрямую с долей хозяйствующего  субъекта на товарном рынке. Так, свидетельством наличия рыночного потенциала может явиться постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли, ценовая дискриминационная политика, проводимая хозяйствующим субъектом.

 

8. Итоговая оценка состояния  конкурентной среды заключается  в определении степени развитости (неразвитости) конкуренции на данном  товарном рынке. Исходя из этого показателя устанавливаются направления вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке. Причем мероприятия, проводимые антимонопольными органами, зависят от типа конкретного товарного рынка.

 

 Итоговая оценка состояния  конкурентной среды напрямую  зависит от полноты исследования  всей информации, характеризующей  данный товарный рынок, поскольку, например, неправильное определение  состава продавцов, действующих  на рынке, повлечет и завышение (занижение) доли конкретного продавца. Кроме того, антимонопольный контроль за субъектами, доминирующими на определенном рынке, ограничен территориальными и товарными пределами этого рынка, поэтому верное установление границ рынка предоставляет гарантии хозяйствующему субъекту в реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

 Подводя итоги сказанному, следует отметить, что малые предприятия  существовали при любом общественно-политическом  строе. Они стали весьма существенным  явлением экономической жизни  именно в условиях рыночной  экономики. На современном этапе  малое предпринимательство играет  большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое  экономико-социальное явление.

Институт малого предпринимательства представляет собой комплексный правовой институт отрасли предпринимательского права, сочетающий в себе публично-правовые и частноправовые отношения, регулируемые нормами предпринимательского, гражданского, финансового, налогового, административного права с применением императивного и диспозитивного методов воздействия.

 

 Вместе с тем при  заметном росте малого предпринимательства  государственная поддержка реализуется  не в полной мере, происходит "вымывание" его из системы государственных  заказов.

 

 Очевидна необходимость  совершенствования законодательства  в области малого предпринимательства, расширение возможностей для  малых предприятий по участию  в различных крупных проектах, в том числе путем предоставления  им права выполнения соответствующих  работ и услуг при одновременном  использовании положительного опыта  зарубежных стран в данной  сфере.

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. № 237;

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., № 32, ст. 3301, Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410.

 

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4006.

 

  1. Беляева О. А. Предпринимательское право России. – М., 2011. – 415 с.

 

  1. Быков А. Г. Предпринимательское право – М., 2011. – 325 с.

 

  1. Предпринимательское право / Под ред. Н. И. Клейн. М., 2011. 418с.

 

  1. Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2011. – 458 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Арендатор обратился в арбитражный суд с иском о признаний недействительным дополнительного соглашения к договору аренды, в котором ставка арендной платы была определена сторонами в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.

В обоснование заявленного требования истец ссылался на то, что такое определение размера аренды платы противоречит статье 140 ГК РФ, согласно которой законным платежным средством является рубль, и части 3 статьи 614 Кодекса, так как влечет, по мнению истца, более частое изменение размера арендной платы.

Подлежит ли иск удовлетворению?

Решение:

Арбитражный суд откажет в удовлетворении иска.

 

Принимая решение, суд будет руководствоваться пунктом 2 статьи 317 ГК РФ, в соответствии с которым в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

 

Поскольку такое определение суммы денежного обязательства не означает, что непосредственное исполнение денежного обязательства производится в иностранной валюте, довод истца о нарушении статьи 140 Кодекса является неосновательным.

 

В силу пункта 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

 

В рассматриваемом случае установление ставки арендной платы в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, означает установление механизма ее исчисления.

 

Такое определение размера арендной платы имеет целью устранение неблагоприятных последствий инфляции. Изменение курса иностранной валюты не означает изменения размера арендной платы в соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ.

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства