Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. Так, понятие рынка в распространенных на Западе теориях экономике хотя и является ключевым, но имеет весьма поверхностное определение и не привлекает особого внимания. В рамках этой парадигмы рынок берется как некая данность (как человек, воздух, земля и т. д.), требующая ответа на вопрос: не что это такое, а как он устроен, как функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием для утверждений, будто до сих пор никому неизвестно, что такое рынок.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3

1. Правовое положение субъектов малого предпринимательства……. 4

2. Правовое положение рынка …………………………………………..10

Заключение ………………………………………………………………...16

Список использованной литературы………………………………….....17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.18 Кб (Скачать)

Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства

и  права» в г.Новосибирске

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Предпринимательское право»

 

 

 

 

 

 

                                                                        Направление: Юриспруденция

 

                                                                 Студент: Спиридонова Т.А

 

                                                               Шифр зачетной книжки:

 

                                                                           Преподаватель: Гладышев А.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            НОВОСИБИРСК

                                                       2014 год

 

Оглавление

 

 Введение …………………………………………………………………….3

 

1. Правовое положение  субъектов малого предпринимательства……. 4

 

2. Правовое положение  рынка …………………………………………..10

 

 Заключение ………………………………………………………………...16

 

 Список использованной  литературы………………………………….....17

 

Задача………………………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 Основные проблемы, с  которыми сталкивается отечественный  бизнес, в первую очередь связаны  с той политикой, которую проводит  государство.

 Субъекты малого предпринимательства  играют все более заметную  роль в экономической и общественной  жизни общества.

 Подобный процесс ставит  перед государственными органами  задачу формирования адекватного  механизма их правового регулирования, направленного на создание благоприятных  условий существования и развития. Однако такой механизм немыслим  без четкого определения самого  понятия субъекта малого предпринимательства, его качественных и количественных  характеристик.

 

 Рынок – одна из  самых распространенных категорий  в экономической теории, одно  из основных понятий хозяйственной  практики и экономической теории. Зачастую понятие "рынок" применяется  как всем известное и не  требующее каких-либо пояснений. Так, понятие рынка в распространенных  на Западе теориях экономике  хотя и является ключевым, но  имеет весьма поверхностное определение  и не привлекает особого внимания. В рамках этой парадигмы рынок  берется как некая данность (как  человек, воздух, земля и т. д.), требующая  ответа на вопрос: не что это  такое, а как он устроен, как  функционирует. В действительности, имеются самые различные толкования  рынка у нас и за рубежом, что и послужило основанием  для утверждений, будто до сих  пор никому неизвестно, что такое  рынок.

 

 Целью настоящей работы  является рассмотрение правового  положения субъектов малого предпринимательства, правового положения рынка.

 

 

 

 

1. Правовое положение  субъектов малого предпринимательства

 

 Во Франции к малым  предпринимательским структурам  относят организации численностью  до 9 человек. В Италии предприятия  с количеством работников от 1 до 19 причисляются к мельчайшим, от 20 до 29 - к мелким. Комиссия Европейского союза использует следующие критерии: для малых предприятий оборот не должен превышать 5 млн. евро, а сумма собственного капитала предприятия - 2 млн. евро.

Согласно Ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

 

 1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

 

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого предпринимательства  до ста человек включительно  для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются  микропредприятия - до пятнадцати человек;

 

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства. В  соответствии с Постановлением  Правительства от 22 июля 2008 г. N 556 предельные  значения выручки от реализации  товаров (работ, услуг) за предшествующий  год без учета налога на  добавленную стоимость для категорий  субъектов малого предпринимательства  устанавливаются для микропредприятий - 60 млн. рублей; для малых предприятий - 400 млн. рублей.

В отличие от ранее действовавшего Федерального Закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), который относил к субъектам малого предпринимательства только коммерческие организации, к ним теперь относятся и некоммерческие организации - потребительские кооперативы. Более четко обозначена организационно-правовая форма коммерческих организаций - субъектов малого предпринимательства. Буквальное толкование Ст. 3 прежнего Закона позволяло относить к субъектам малого предпринимательства лишь хозяйственные общества. Согласно Ст. 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся все организационно-правовые формы коммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий. В понятии малых предприятий особо обозначены крестьянские (фермерские) хозяйства.

 

 В отличие от Закона N 88-ФЗ в новом Законе средняя  численность работников малого  предприятия не зависит от  сферы их деятельности. Кроме  того, Закон N 209-ФЗ вводит новый  качественный критерий.

 

 Значение введения  критерия выручки от реализации  товаров (работ, услуг) или балансовой  стоимости активов состоит в  следующем. Российская действительность  знает примеры того, как небольшие  с точки зрения количества  занятых компании (например, в сфере  оптовой торговли, экспортно-импортной  деятельности) достигают годового  оборота размером несколько миллионов, а то и десятков миллионов  долларов. Это уже прочно стоящий  на ногах, далеко не малый бизнес, и притом вполне платежеспособный, но тем не менее имеющий по формальным критериям право на предусмотренные законодательством льготы. Нередко крупное производство, например полностью автоматизированный завод, не нуждается в многочисленном персонале.

 

 Планировалось ввести  три критерия: среднюю численность  работников, оборот и балансовую  стоимость активов. Московской торгово-промышленной  палате удалось отстоять в  части последних двух пунктов  формулировку с союзом "или", оставив только два критерия.

В Государственную Думу РФ поступил законопроект, вносящий изменения в Ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Данный законопроект предлагает установить новые требования по численности, увеличив ее:

 

- для малых предприятий - до 120 человек включительно (в настоящий  момент до 100);

 

- для микропредприятий - до 20 человек (в настоящий момент до 15).

 

 По мнению депутатов, это позволит субъектам малого  и среднего предпринимательства  расширить свою коммерческую  деятельность за счет небольшого  увеличения штата, а организациям, отвечающим новым критериям численности, приобрести соответствующий статус  субъекта малого или среднего  бизнеса.

 

 Деятельность малых  предприятий больше всего связана  с удовлетворением нужд населения, что подчеркивает близость данных  субъектов к потребителям и  возможность быстрой адаптации  к изменениям рынка.

 

 В Законе N 209-ФЗ большая  роль в сфере поддержки малого  и среднего предпринимательства  отводится региональным программам  развития субъектов малого и  среднего предпринимательства. Вместе  с тем сам же Закон в данной  сфере стал носить более общий  характер.

 

 Следует отметить, что если организации в силу ранее действующего Закона N 88-ФЗ относились к субъектам малого предпринимательства, а в соответствии с условиями нового Закона N 209-ФЗ не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, то они сохраняли право на предусмотренную ранее поддержку согласно федеральным, региональным и муниципальным программам развития малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 г.

 

 Налоговый Кодекс РФ, устанавливая общий режим налогообложения, предусматривает также возможность  применения отдельными хозяйствующими  субъектами специальных режимов  налогообложения. При этом для  субъектов малого и среднего  предпринимательства наиболее актуальны  такие режимы, как упрощенная  система налогообложения (далее - УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).

На практике субъекты малого предпринимательства часто применяют УСН, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 

 Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает освобождение их от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 

 В соответствии со Ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" малые предприятия, находящиеся на специальном налоговом режиме - УСН, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако, как свидетельствует практика, эту возможность предприятия используют редко по ряду причин.

 

 Во-первых, субъекты малого  предпринимательства, применяющие  УСН, не освобождаются от обязанностей  налогового агента.

 

 Во-вторых, без ведения бухгалтерского учета невозможно получить информацию о состоянии расчетов с покупателями и поставщиками, дебиторской и кредиторской задолженности, отгруженной, но не оплаченной продукции и т. п. Более того, если в течение года доход малого предприятия превысит 15 млн. руб. или предприятие примет решение через год вернуться к обычной системе налогообложения (что на практике встречается часто), бухгалтерский учет придется восстанавливать.

В-третьих, в случае выплаты дивидендов придется определять сумму прибыли и сумму чистых активов, что без учета и выведения остатков по счетам и определения финансовых результатов сделать невозможно. Целесообразно бухгалтерский учет организовать по УСН в соответствии с Методическими рекомендациями для субъектов малого предпринимательства.

 

 Преимуществами УСН  по сравнению с общей системой  являются значительное сокращение  документооборота, снижение затрат  на ведение налогового учета, а в ряде случаев и уменьшение  величины взимаемых налогов.

 

 Упрощение порядка  ведения бухгалтерского и налогового  учета позволяет субъектам малого  предпринимательства уменьшить  затраты на оплату труда работников  за счет сокращения числа бухгалтеров. Как показывает практика, с ведением  бухгалтерского и налогового  учета на микропредприятиях способен справиться один бухгалтер со средним специальным образованием.

 

2. Правовое положение  рынка

 

 Рынок – это обратная  сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без  товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

 

 Существуют три основных  условия, сделавшие рынок объективно  необходимым.

 

 Первое условие –  общественное разделение труда  и специализация. В любом многочисленном  сообществе людей никто из  участников хозяйства не может  жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т. е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую – стадийную (например, прядильная фабрика).

Информация о работе Правовое положение субъектов малого предпринимательства