Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:43, контрольная работа
Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
(федеральный)
II уровень
(областной, краевой,
республиканский)
III уровень
(районный)
Рис. 1. Схема организационного построения
потребительской
кооперации РФ
Потребительская кооперация является
крупной системой, объединяющей около
3000 потребительских обществ, свыше 200 районных
и окружных потребительских союзов, 77
областных, краевых, республиканских потребительских
союзов и Центросоюз РФ.
Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.
Таким образом, потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую организационную структуру системы потребительской кооперации.
Выводы:
1. Потребительская кооперация – это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов.
2. Традиционно сложилась четырехуровневая
организационная структура потребительской
кооперации. В настоящее время количество
уровней системы сокращается до трех.
3. Экономические
основы деятельности потребительской
кооперации
Экономическую основу социально-экономической деятельности граждан и юридических лиц, в том числе потребительских союзов и потребительских обществ, составляет имущество, которое принадлежит им на праве собственности. Собственность-это отношения по присвоению материальных благ (имущества).
В Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации определены следующие основные формы собственности: частная ,государственная, муниципальная.
Собственность потребительской кооперации - это частная коллективная собственность. Первоначально при образовании первых потребительских обществ имущество создавали пайщики (частные лица) путем внесения паевых взносов. В дальнейшем имущество приумножалось на основе экономического участия пайщиков.
В отношениях собственности различают объект и субъект права собственности.
Объект права собственности – это то имущество, которым владеет субъект. Объектами собственности являются здания, сооружения, деньги, ценные бумаги, товары, сырье и другое имущество.
Субъект права собственности- это лицо, которое владеет имуществом.
Имуществом может владеть индивидуальное лицо (гражданин) или юридическое лицо (коллектив).
В потребительской кооперации субъектами являются два вида организаций:
- потребительские общества;
- потребительские союзы.
В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» записано:
- собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо;
- собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо.
Потребительские общества и их союзы являются совместно владеемыми организациями. Право владения ими принадлежит пайщикам. Поэтому по форме права собственности собственность потребительских обществ и их союзов относится к коллективной собственности.
Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов объединяет около 3000 потребительских обществ и 300 союзов потребительских обществ, т.е. в потребительской кооперации много субъектов права собственности. Поэтому собственность потребительской кооперации называется много субъектной. Особенности собственности представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Особенности собственности
потребительской
кооперации
Потребительские общества и потребительские союзы как полноправные собственники наделены законом и уставами всеми необходимыми полномочиями для осуществления социально-экономической деятельности.
Поэтому каждое потребительское общество и каждый союз потребительских обществ выступают как самостоятельный субъект рыночной экономики.
Потребительским обществам и их союзам как субъектам собственности принадлежат объекты собственности: здания, сооружения, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного и социального назначения, продукты интеллектуального и творческого труда. Потребительские общества и их союзы занимаются разными видами хозяйственной деятельности: торговлей, общественным питанием, заготовками, промышленностью, оказанием услуг. Поэтому магазины, столовые, производственные и другие хозяйственные предприятия с их оборудованием, товарами и прочим имуществом являются объектами собственности потребительских союзов.
Необходимо отметить, что имущество потребительских обществ и потребительских союзов накоплено многими поколениями пайщиков потребительской кооперации.
Экономической деятельности
Потребительское общество
Управление собственностью –
это реализация права
Потребительское общество (кооператив) – это организация, совместно владеемая пайщиками.
Чтобы управлять
Правление потребительского
Органы управления, состоящие из
пайщиков и профессиональных
менеджеров, должны руководствоваться
основными принципами ведения
экономической деятельности, изложенными
в примерных уставах
- безубыточность общества;
- демократичность управления;
- ответственность председателя совета общества, членов совета общества, председателя правления общества и членов правления общества за результаты экономической деятельности общества;
- финансовая и хозяйственная дисциплина;
- обязательное
информирование пайщиков
За сохранностью и
В процессе хозяйственной
Если потребительское общество
не выполняет договорных
Если имущество
Потребительское общество
Управление имуществом
Выводы:
1. Собственность организаций потребительской кооперации по социально-экономической природе является частной коллективной собственностью.
2. Экономической основой социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов является имущество, которое принадлежит им на праве собственности.
3. Управление имуществом
4. Управление имуществом
4. Пайщики
- социальная основа
Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации.
Членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.
В соответствии с Законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»:
Пайщик - это гражданин (или юридическое лицо), внесший вступительный и паевой взносы и принятый в члены потребительского общества.
И граждане, и юридические лица могут стать пайщиками при создании или при вступлении в действующее потребительское общество.
При создании потребительского общества граждане или юридические лица выступают учредителями потребительского общества, т.е. они сами его создают. Потребительское общество считается созданным (приобретает статус юридического лица)с момента его государственной регистрации-включения потребительского общества в Государственный реестр организаций Российской Федерации. Только после этого учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками.
Как при создании потребительского общества, так и при вступлении в действующее потребительское общество пайщик уплачивает два вида взносов: вступительный и паевой.
Вступительный взнос - денежная сумма, направляемая в основном на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество.
Паевой взнос – имущественный взнос пайщика, зачисляемый в паевой фонд потребительского общества. На паевой взнос начисляются дивиденды. Этот взнос и дивиденды на него возвращаются пайщику при его выбытии из потребительского общества или передаются наследнику пайщика (в случае смерти последнего).