Права пайщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 41.00 Кб (Скачать)
  1. Правовые  основы создания и деятельности потребительских  обществ и их союзов
 

    Правовые основы потребительских обществ и их союзов – это правовые положения, которые обеспечивают деятельность потребительских обществ и потребительских союзов как равноправных юридических лиц рыночной экономики в единой системе – системе потребительской кооперации.

     Правовые основы потребительской кооперации формировались одновременно с разработкой правовых основ деятельности разных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе кооперативных.

     В настоящее время основой  правового регулирования всех организаций страны, в том числе организаций потребительской кооперации, являются:

- Конституция  Российской Федерации;

- Гражданский  кодекс Российской Федерации;

- другие  законы и иные принятые в  соответствии с ними нормативные  правовые акты общеобязательного  характера: торговое, налоговое,  трудовое право, законодательство  о конкуренции и банкротстве.

     Правовое регулирование кооперативных организаций осуществляется на основе кооперативных законов Российской Федерации:

- «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.);

- «О  производственных кооперативах»  (1996 г.);

- «О  потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской  Федерации» (1997 г.);

- «О  кредитных потребительских кооперативах  граждан» (2001 г.).

     Правовое  регулирование всех организаций, в том числе и потребительской кооперации, осуществляется также на основе законов и других правовых актов субъектов Российской Федерации.

     Важное значение для правового регулирования имеют уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций).

     Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, в том числе кооперативные, законы субъектов Российской Федерации и кооперативные уставы обеспечивают развитие кооперативов и их союзов (юридических лиц) как равноправных субъектов рыночной экономики.

     Важно, что законы гарантируют кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку.

     Таким образом, правовые основы потребительской кооперации формировались одновременно с формированием правовых основ деятельности разных организационно-правовых форм организаций, в том числе кооперативов разных стран.

     Особое значение для потребительской кооперации имеет Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации.

     Значение закона состоит в том, что он наиболее полно определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

     Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительской общества, их союзах) в Российской Федерации» состоит из преамбулы и девяти глав.

     В преамбуле определены цели и задачи потребительской кооперации.

Глава 1 – «Общие положения».

Глава 2 – «Образование потребительского общества».

Глава 3 – «Членство в потребительском  обществе».

Глава 4 – «Органы управления потребительского общества».

Глава 5 – «Имущество потребительского общества».

Глава 6 – «Основы деятельности потребительского общества».

Глава 7 – «Реорганизация и ликвидация потребительского общества».

Глава 8 – «Союз потребительских обществ».

Глава 9 – «Переходные положения».

     Содержание закона. Закон определяет цели и задачи потребительской кооперации, принципы деятельности; регулирует членские, управленческие, имущественные отношения, отношения по созданию, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и потребительских союзов.

     По закону потребительские общества и потребительские союзы являются юридическими лицами и им предоставлены широкие права: право заниматься коммерческой деятельностью (торговой, производственной, заготовительной и др.), направленной на удовлетворение потребностей своих членов; право создавать хозяйственные общества, медицинские и образовательные учреждения, филиалы и представительства, а также и другие права.

     Потребительские общества создают союзы. Союзам дано право осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении потребительских обществ.

     В законе предусмотрено, что отношения между государством и организациями потребительской кооперации строятся на принципе независимости, что определяет самостоятельность и свободу деятельности организаций системы. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития; самостоятельно решают вопросы о расходовании средств, максимальных размерах заработной платы, размерах выплат пайщикам и другие вопросы.  

Примерные и конкретные уставы потребительских обществ

    Устав потребительского общества – это организационно-правовой документ, который в соответствии с законами определяет правовые, организационные, социальные и экономические основы создания и деятельности потребительского общества.              

     В потребительской кооперации  применяются две формы устава потребительского общества:

  1. Примерный устав потребительского общества;
  2. Конкретный устав каждого потребительского общества

     В содержание устава потребительского общества должны включаться следующие положения: наименование потребительского общества; место его нахождения; цели, задачи и принципы деятельности общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество и выхода из него; права и обязанности пайщиков, положения, определяющие управленческие, имущественные и трудовые отношения; другие необходимые положения.

     Каждое потребительское общество с учетом конкретных условий, в которых оно осуществляет свою деятельность, разрабатывает свой устав.

     В уставе потребительского общества более детально, по сравнению с законом, определены права и обязанности пайщиков, органов управления и контроля, порядок распределения доходов и другие отношения.

     Каждый союз потребительских обществ как юридическое лицо имеет свой конкретный устав.

      Выводы:

     1. Развитие законодательства, регулирующую сферу экономики, способствовало формированию правовых основ деятельности кооперативов и их объединений как равноправных юридических лиц в рыночной экономики.

     2. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» регулирует правовые отношения непосредственно в потребительских обществах и их союзов, действующих в единой системе – системе потребительской кооперации.

     3. Качественно разработанные уставы потребительских обществ и потребительских союзов закрепляют правовое положение каждой организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Организационное построение деятельности потребительской кооперации 

     В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение потребительской кооперации:

     Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

     В потребительской кооперации могут создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы.

     Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

     Следует подчеркнуть, что потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.

     Потребительские общества классифицируются на виды:

  1. по территориальному признаку:

    - сельское  потребительское общество – сельпо;

    - городское  потребительское общество – горпо;

    - районное  потребительское общество – райпо;

  1. по социальному или профессиональному составу членов:

    - рабочее  потребительское общество – рабкооп;

    - рыболовецкое  потребительское общество – рыбкооп;

    - студенческое  потребительское общество – студпо;

    - ученическое  потребительское общество – учпо.

     Союз потребительских обществ – это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.

     Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.

     Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру. В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.

     Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольное объединение граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо,горпо).

     Второй уровень системы занимают районные союзы потребительских обществ – добровольные объединения потребительских обществ на территории районов.

     Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ – добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.

    Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации, который является добровольным объединением потребительских обществ страны.

     Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений – это концентрация капиталов, а значит, упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества – это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.

     Райпо, как любое потребительское общество, объединяет пайщиков, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.

     Образование райпо способствует формированию трехуровневой системы потребительской кооперации (рис.1)

III  уровень

Информация о работе Права пайщиков