Основные признаки и виды правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие понятия правовых отношений.
К задачам исследования можно отнести следующее:
1) Проанализировать правоотношения, их виды и основные признаки;
2) Раскрыть сущность видов правовых отношений;
3) Охарактеризовать субъектов, объекты и участников правовых отношений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Правоотношения…………………………………………….……4
1.1.Общее понятие правоотношения………………………………….….4
1.2.Признаки правоотношений……………………………………….…..7
Глава 2.Виды правоотношений……………………………………….….12
2.1.Классификация по отраслям……………………………………..…..12
2.2.Классификация в зависимости от функционального назначения...22
2.3.Классификация по степени определенности сторон………………..23
2.4.Классификация в зависимости от количества сторон……………...24
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы………………………………….…27

Файлы: 1 файл

право семестровка.docx

— 57.16 Кб (Скачать)

     3. Сознательно-волевой характер правоотношений. Этот признак подчеркивает то, что в правоотношения вступают, как правило, дееспособные лица, то есть индивиды, способные осознавать свое поведение и руководить им. Оно возникает, изменяется и прекращается только по воле самих субъектов права и на основе норм права, в которых закрепляется воля государства. Другими словами, правоотношения представляют собой такой вид общественных отношений, участники которого реализуют юридические права и обязанности посредством своих сознательно-волевых действий. При этом они могут придерживаться морального аналога правовой нормы, или действовать по привычке. Главное, чтобы поведение было осознанным и волевым.

     4.Взаимное наделение правами и обязанностями участников правоотношений."Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав", - утверждает один из важных принципов права. Его общий смысл заключается в том, что если один субъект правоотношений наделен правом, то на другого возлагается юридическая обязанность. Как правило, наделение правами и обязанностями является взаимным.

     Субъективные  права и юридические обязанности  являются инструментом реализации устремлений  субъектов общества, своего рода механизмом правоотношения.

     В совокупности с реальными действиями, направленных на их использование и осуществление, субъективные права и юридические обязанности составляют содержание правоотношения.

     В научной и учебной литературе иногда акцентируется внимание не на содержании правового отношения  как таковом, а лишь на его юридическом  содержании. Под ним понимается совокупность субъективных юридических прав и  юридических обязанностей участников данного правоотношения.

     Юридическое право - это предоставляемая и охраняемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов, предусмотренных объективным правом.

     Объявляя, что граждане России и их объединения  «вправе иметь в частной собственности  землю», Конституция Российской Федераций  устанавливает, что владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами осуществляются их собственниками «свободно, если это; не наносит ущерба окружающей среде  и не нарушает прав и законных интересов  иных лиц». «Условия и порядок пользования  землей определяются на основе федерального закона» (ст. 36).

      Провозглашая, что основные права  и свободы человека неотчуждаемы и «принадлежат каждому от рождения», Конституция Российской Федерации  одновременно устанавливает пределы  их осуществления путем указания на то, что «не должно нарушать права  и свободы других лиц» (ст. 7). Кроме  того, Конституция указывает на возможные  ограничения субъективных прав и  свобод в целях защиты, основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства» (ч. 3 ст. 55).

     В случае незаконного ограничение  прав и свобод граждан, или их объединений  должны следовать меры правового  воздействия «а в отношении виновных лиц и организаций. Конституция  Российской федерации особо декларирует, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями (или бездействием) органов  государственной власти или их должностных  лиц (ст. 53). Это же касается возмещения вреда, причиненного противоправными  действиями одних лиц, в отношении  других.

     Аналогичные положения содержатся в конституциях других стран. Помимо всего прочего, они свидетельствуют о том, что  субъективное право проявляется  в виде не только возможности положительного поведения того или иного управомоченного лица - носителя субъективных прав, но и возможности управомоченного лица требовать от другого, обязанного лица такого поведения, которое определялось бы кругом его законных интересов и вытекало из обязанностей последнего. [12]

     . Охраняется государством, обеспечивается мерами государственного воздействия. В большинстве случаев субъективные права и юридические обязанности осуществляются без применения мер государственного принуждения. В случае необходимости заинтересованная сторона может обратиться в компетентный государственный орган, который выносит решение (акт применения права) с четким определением прав и обязанностей сторон. Возможность государственного принуждения создаёт режим социальной защищенности, безопасности, законности. [13]

     6.Участниками  правоотношений могут быть только  лица, обладающие правоспособностью

     7.Основой  правоотношения выступает юридический  факт Правоотношение возникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т. д.[14] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Виды правоотношений.

     2.1.Классификация по отраслям.

В зависимости от отраслевой принадлежности можно различать:

    • Конституционные правоотношения.

     Отношения, возникающее по поводу реализации гражданами и их объединениями конституционных прав, свобод и обязанностей, а также осуществления органами государственной власти конституционной компетенции.

     Элементами, составными частями конституционно-правового  отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

     Субъекты  конституционно-правовых отношений - участники  общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые  по своим особенностям фактически могут  быть носителями юридических прав и  обязанностей и которые приобрели  свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом  конституционно-правовых отношений  называется конституционной правосубъектностью.

     Круг  субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

     1. Народ как исторически сложившаяся  в рамках определенной территории  общность людей, которая является  носителем суверенитета и единственным  источником власти. Народ выступает  в качестве субъекта в отношениях  по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные  отношения. 

     2. Государство и ею территориальные  единицы: Российская Федерация,  республики, края, области, города  федерального значения, автономная  область, автономные округа, муниципальные  образования. 

     3. Государственные органы: федеральные  органы законодательной, исполнительной  и судебной власти; законодательные  (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти. Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией.

       Компетенция государственного органа - это совокупность предметов  ведения (круга вопросов, по которым  данный орган вправе принимать  решения) и полномочий (прав и  обязанностей) государственного органа.

     4. Органы местного самоуправления.

     5. Общественные и религиозные объединения 

     6. Физические лица 

     7. Члены коллегиальных государственных  органов и органов местного  самоуправления - депутаты, члены избирательных  комиссий и др.

     Объектами конституционно-правовых отношений  выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это  социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством  выборов, республиканская форма  правления, федерализм, разделение властей  и т. п.; социально-экономические  блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и  т. д.

     Содержание  конституционно-правовых отношений  распадается на юридическое и  фактическое (материальное). Юридическое  содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические  права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это  фактическое поведение субъектов  конституционно-правового отношения  в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.[15]

    • Административные;

     Административные правоотношения — это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированы нормами административного права.

     Данные правоотношения характеризуются рядом особенностей:

     — они, как правило, являются «властеотношениями», поскольку возникают в результате осуществления государственного управления;

     — обязательным участником административных правоотношений выступает государственный  орган или должностное лицо, наделенное определенными государственно-властными  полномочиями;

     — они возникают по инициативе одной  из сторон, и согласие другой стороны  при этом не нужно.;

     — они, как правило, возникают по принципу «власть — подчинение»;

     —это  управленческие правовые отношения, поскольку  они возникают в связи с  функционированием и деятельностью  органов исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;

     — в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность  наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его  государственных органов или  должностных лиц;

     — спор, возникающий между участниками  административных правоотношений, рассматривается  как в судебном, так и в административном порядке.

     Структура административных правоотношений включает в себя субъекты, объект и содержание.

     Субъектом административных правоотношений могут  быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные  органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации  независимо от форм собственности, общественные организации, политические партии, религиозные  организации и др.).

     Для того, чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектностью, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью  и административной деликтоспособностью.

     Административная  правоспособность — это способность  лица иметь права и обязанности  в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает  с момента регистрации рождения и заканчивается смертью лица. Ее нельзя отнять или передать.

     Административная  дееспособность — это способность  лица самостоятельно реализовывать  свои права и обязанности в  сфере государственного управления.

     Административная  деликтоспособность — это способность  лица нести административную ответственность  за свои поступки.

     Объектом  административных правоотношений является то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериальные блага и др.

     Содержание  административных правоотношений составляют субъективные юридические права  и обязанности. Субъективные юридические  права — это мера дозволенного поведения, которая обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращения и др.). Юридические  обязанности — мера необходимого поведения, обеспечивающаяся государством. При этом, в одних случаях лицо должно воздержаться от совершения некоторых  действий (мелкого хулиганства, невыполнения своих обязанностей, нарушения дисциплины); в других, наоборот, совершить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть  обращение и др.).[15]

Информация о работе Основные признаки и виды правоотношений