Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа
Для своей курсовой работы я выбрала тему «Бизнес - инкубаторы». Актуальность исследования обусловлена тем, что с каждым годом уменьшается число желающих среди подрастающего поколения заняться частным бизнесом, что является результатом отсутствия внятной государственной политики в отношении поддержки предпринимательства. Для содействия развитию малого бизнеса требуется формирование класса частных собственников, заинтересованных в успехе своего дела и несущих полную ответственность за его результаты.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Что такое бизнес-инкубатор?................................................................................................5
2. Функции бизнес – инкубатора………………………………………………………………..8
3. Задачи, решаемые бизнес – инкубатором………………………………………………….11
4. Организационная структура бизнес - инкубатора………………………………………..12
5. Учреждение бизнес - инкубатора…………………………………………………………..13
6. Формирование бизнес – инкубатора………………………………………………………..14
7. Условия аренды в бизнес – инкубаторе…………………………………………………….17
8. Критерии отбора компаний в бизнес-инкубатор………………………………………….18
9. Условия успеха бизнес - инкубатора………………………………………………………..20
10. Бизнес – инкубаторы в Республике Казахстан…………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…………………………………………………………….31
-- поиск заказчиков, ценообразование, заключение контрактов и логистические услуги;
-- проведение
тренингов по таким темам, как
составление бизнес-плана, как
сделать свой бизнес
-- информационные услуги, включая услуги библиотеки, приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам.
В качестве сервисных компаний могут выступать:
-- представительства
действующих консалтинговых
-- индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие квалификацию и регистрационные документы;
-- региональный венчурный фонд, другие венчурные фонды;
-- представительства
различных международных
3. Задачи, решаемые бизнес - инкубатором
Деятельность БИ в основном решает задачи социологического характера, и она направлена на:
--восстановление экономики отстающих областей, повышение благосостояния жителей данной области;
-- развитие экономики сельских регионов, создание разнообразных компаний и
развитие промышленного сектора;
-- повышение занятости населения;
-- создание новых рабочих мест и возможностей для безработных;
--стимулирование
предпринимательских моделей
-- поддержку малого и среднего бизнеса.
Основным фактором,
влияющим на решение об открытии БИ, является именно состояние
экономики региона. Чаще всего БИ создавались
с целью увеличения «социального капитала»,
заполнения пустующих площадей, предотвращения
оттока трудовых ресурсов, стимулирования
предпринимательства. Выяснилось, что
бизнес - инкубирование способствует прямому
расширению базы налогообложения, доходов
населения, притоку инвестиций, увеличению
занятости создает и недостающие компоненты
инфраструктуры, стимулируют создание
дополнительных рабочих мест. Следует
так же отметить, что «бесприбыльные»
инкубаторы оттесняют коммерческими.
Некоторые исследователи предрекают коммерческим
инкубаторам большое будущее. В отличие
от «бесприбыльных», коммерческие инкубаторы
преследуют вполне конкретные цели - заработать
деньги. Это определяет и условия, на которых
БИ оказывают комплекс необходимых, начинающим
предпринимателям, услуг. В обмен они требуют
30-70-типроцентную долю в бизнесе компании.
4. Организационная структура бизнес - инкубатора.
В целом БИ представляет собой довольно большое «предприятие» со штатом из юристов, бухгалтеров, специалистов налоговых органов, консультантов различного профиля - с учетом технической поддержки и хозяйственной службы как минимум около 70 человек. Функциям БИ соответствует и его организационная структура, которая включает:
-- административный отдел;
-- бухгалтерия;
-- финансовый менеджмент;
-- административно-хозяйственный менеджмент:
-- правовой менеджмент.
Отдел технологического бизнес - инкубирования:
-- организация
работы с клиентами
-- организация консалтинговой помощи,
-- организация экспертизы.
Отдел сервисного обслуживания:
-- организация работы с клиентами БИ;
-- лаборатории и сертификационный центр;
-- информационно-выставочная
работа и образовательный
5. Учреждение бизнес - инкубатора.
Какой бы ни была финансовая структура полезно приоритетно определить основные обязанности партнеров, создающих его. Наиболее важные из них, которые нужно отражать в учредительном договоре, приведены ниже:
-- цели и задачи БИ;
-- намерение
создать юридическое лицо, которое
будет управлять инкубатором
или отсутствие такового
-- совместное
участие в этом юридическом
лице и обязательства
-- право акционеров
назначать директоров
-- определение места размещения БИ;
-- условия, на
которых землевладелец
-- обязательства учредителей предоставить (или финансировать) здания и (или) инфраструктуру БИ;
-- обязательства
учредителей предоставить
В случае если юридическое лицо отсутствует, должна быть представлена:
-- структура управляющего комитета, его права и обязанности,
-- представительство в нем учредителей;
-- разрешенные направления использования зданий БИ;
-- критерии отбора
клиентов БИ; процедура возмещения
расходов учредителей и
6. Формирование бизнес – инкубатора.
Максимальный
срок размещения
проектов в инкубаторе - год. Этот срок
является вполне достаточным для того,
чтобы проект смог доказать свою жизнеспособность.
Проектант должен предоставить в течение
данного периода технологические разработки,
опытные образцы или услуги, пригодные
для коммерческой реализации. Ограничения
по сроку пребывания в БИ необходимы для
того, чтобы стимулировать компании и
предпринимателей к быстрому получению
результатов и переходу на самостоятельный
уровень развития, а также для того, чтобы
обеспечить необходимую сменность компаний
и предпринимателей в БИ для повышения
эффективности «селекционной» стадии
в формировании клиентской базы. БИ позволяет
развивать промышленную инфраструктуру,
как с количественной стороны, так и с
качественной - за счет диверсификации
технологической базы. В рамках технологии
бизнес - инкубирования может развиваться
партнерство между крупными и малыми компаниями.
Создание на базе крупных предприятий
и при их поддержке БИ (производственно-
-- развитие новых
технологий для крупных
-- выполнение субподрядных работ;
-- оказание маркетинговых и консалтинговых услуг;
-- оказание сервисных услуг;
-- создание новых производств, с целью создания новых рабочих мест.
Малые предприятия отбираются на конкурсной основе на основании критериев, утвержденных учредителями БИ. Критерии отбора зависят от потребностей крупного предприятия. Вместе с тем, во всех случаях должны отбираться предприятия, доказавшие свою жизнеспособность (либо жизнеспособность бизнес - идеи), предлагающие услуги или товары, необходимые базовому предприятию, либо потребляющие производимое сырье или комплектующие, либо оказывающие услуги работающим. Отношения между малыми и крупными компаниями при организации БИ могут иметь и следующие цели:
-- «выращивание»
новых производственных
-- более эффективное
использование имеющегося
-- более быстрое
и эффективное достижение
Все компании, большие и малые, ставящие перед собой цель развития, должны концентрироваться на разработке новой продукции, поиске новых рынков, создании новых бизнес - возможностей. Такое сотрудничество привлекательно в финансовом плане. Для крупных фирм - это эффективный способ для увеличения инвестиций в развитие бизнеса и сохранение возможности принятия. Для малых предприятий это обеспечивает доступ к финансовой поддержке со стороны крупных предприятий, но также дает возможность привлечения партнеров через сеть контактов крупных предприятий и дополнительное финансирование. Распространенным в Швеции типом БИ является «внутренний» БИ, создаваемый крупной компанией для стимулирования новых идей и проектов. Это способствует развитию духа предпринимательства среди работников. БИ содействуют формированию новых служб и субподрядных отношений в регионе и зачастую создаются именно на базе конкретного промышленного сектора. С точки зрения результативности, БИ являются особенно эффективным инструментом создания фирм и рабочих мест, а также расширения сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями. К числу других важных результатов относятся улучшение имиджа региона, в котором они действуют. В Италии особое внимание оказывается предприятиям, действующим в глубинных районах страны, которые находятся в особо неблагоприятном положении и переживают сильный спад. Большой опыт преобразования комбинатов и крупных предприятий, особенно в Восточной Германии. Так, в Дрездене на предприятии микроэлектроники (3300 работающих) была начата процедура банкротства. Чтобы не потерять кадровый потенциал, организовали 40-50 новых малых фирм. Трудоустроили около половины сотрудников. Сейчас здесь работает около 4 тысяч человек, сохранен персонал. Квалификация людей притянула в регион крупную фирму Siemens, которая дает сейчас субподряд для этих малых предприятий, выпуская 15 млн штук микропроцессоров -- 10% всех в мире. Что касается участия в прибылях, то здесь создатели БИ выступают по существу в качестве венчурных капиталистов (при этом БИ является конкретной организационно-экономической формой реализации этого капитала) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В последние годы идея коммерческого бизнес - инкубирования, значительно трансформировалась. Если раньше в БИ привлекались люди с бизнес - идеями, то сегодня подход меняется. Человек с идеями просто нанимает людей и сопровождает их до конечного результата. Одним из первых, кто применил подобную схему, был Билл Гросс. Билл Гросс считается в некотором смысле соперником Билла Гейтса. Он признан одним из самых успешных венчурных капиталистов в Америке. Билл Гросс создал БИ IdeaLab и вывел на рынок 20 компаний. Гораздо продуктивнее опыт British Telecom, который вывел за пределы компании 14 инженеров. Тем ничего не оставалось делать, как искать применение своим способностям. Опыт оказался успешным. В результате было создано 5 новых компаний. Одна из них была приобретена Aлькателем за 117 млн. долларов .Но такого рода бизнес - инкубирование сопряжено с большими трудностями. Это видно на примере технологического инкубатора Intel. Из 15 компаний, созданных в рамках «Технологического инкубатора новых бизнес-инициатив», существуют до настоящего времени. Половина потерпела неудачу еще на стадии «посева». Из оставшихся в живых, 50% не дают коммерческой отдачи.
В Казахстане
в настоящее время действует более 40 бизнес
- инкубаторов. В 2000 году была организована
Казахстанская Ассоциация Бизнес - инкубаторов
и Инновационных Центров (КАБИЦ), объединившая
14 бизнес - инкубаторов и технологических
парков из разных городов Республики.
В ноябре 2002 года создана Центрально-Азиатская
Сеть Бизнес - инкубаторов и Технологических
Парков, координатором которой является
Шымкентский Бизнес-инкубатор СодБи.
7. Условия аренды в бизнес – инкубаторе.
БИ сдает в аренду помещения, производственные площади и офис. Производственные помещения на каждую фирму составляют площадь примерно 150 кв. м., офис - не менее 20 кв. м. Помещение для переговоров, кухня и комната отдыха могут быть общими для всех предпринимателей данного БИ. Не допускается сдача помещений в субаренду. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. БИ не предполагает долговременных или безвременных договоров об аренде. Одним из главных в работе БИ является вопрос об арендной плате. В первый год аренды она должна быть максимально благоприятной для предпринимателя (от 50% до 70% от рыночной цены). Арендная плата, как правило, включает:
-- предоставление всех коммуникаций, подключение телефона;
-- использование совместных помещений (кухни, комнаты для переговоров);
-- предоставление копировальной техники;
-- использование
секретаря и ежедневное
Аренда машин
и технического оборудования оплачивается
дополнительно
в соответствии с установленной платой.
Использование электроэнергии, воды и
отопления тоже оплачивается дополнительно
и, по возможности, в соответствии с индивидуальным
потреблением, принимая во внимание занимаемую
площадь. Договор аренды, предусматривающий
основные правила взаимоотношений, разрабатывается
и утверждается до принятия первого арендатора.
Он содержит четкие условия оплаты, размер
и время платежей, процедуры разрыва отношений
и увеличения стоимости арендной платы;
бухгалтерские процедуры -- регламентации:
важность первого арендатора, правила
-- или исключения; процесс инкубирования
-- формальный или неформальный; бухгалтерский
учет; оплата электроэнергии, телефона,
водоснабжения, выставление счетов; ценовая
политика по аренде; управление зданием;
размер офиса для персонала, мониторинг
арендаторов.