Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:58, курсовая работа
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может, в свою очередь, оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность организационной культуры
1.2 Структура организационной культуры
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Формирование организационной культуры
2.2 Поддержание организационной культуры
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОАО «ЛУКОЙЛ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В этом плане необходимо отметить проблему делегирования ответственности, которая напрямую связана с уровнем развития корпоративной культуры. В наиболее развитых организациях делегирование ответственности производится на те «интеграционные этажи» организации, на которых наиболее явно ощущаются все последствия принятия того или иного управленческого решения. Следует помнить, что делегирование ответственности подразумевает в том числе и делегирование прав.
В соответствии с правилами высокоразвитой корпоративной культуры по данному направлению, предприятия с высокой включенностью персонала имеют минимальные различия в статусах сотрудников. Это может относиться не только к правилам поведения, но и к вопросам оплаты труда.
Например, известен ряд предприятий, которые избегают] конфликтов в течение достаточно большого срока из-за того, что установили «флагман-принцип» определения оплаты. Существует условная единица оплаты труда сотрудников, количественное наполнение которой изменяется в зависимости от успешности деятельности всего предприятия. Все остальные оклады выводятся по отношению к этой базовой единице. При этом существует ряд правил оплаты, которые согласованы со всем коллективом. К примеру, руководитель не может получать сумму, превышающую «единицу» более чем в три раза.
г) Награждение и наказание: разработка системы поощрений за успешное поведение и наказание за неудовлетворительные действия.
Наиболее распространенный механизм контроля этого параметра интеграции - это система оплаты. При этом сотрудники необходимо оплачивать тот объем производственных функций, которые он готов профессионально обеспечивать. Но опять же корпоративная культура может настраивать человека на расширение собственных умений, в том числе вне рамок производственного времени, может заставлять его педантично выполнять только свое задание.
Интегративную функцию можно рассматривать и как психотерапевтическую, когда люди, работая вместе, создают себе такие условия, при которых они чувствуют себя легко и комфортно.
В качестве примера можно привести рассказ одного из российских журналистов, присутствовавших на зарубежном бизнес семинаре.
2. Дифференциация,
которую можно понимать как
уточнение понятия «
Как показывают исследования, главный «укор» руководству со стороны работников фирм относится именно к осуществляемой политики «затыкания управленческих дыр». К примеру, в областных администрациях до 40% рабочего времени руководителя департамента здравоохранения области занимают чисто технические вопросы, к которым непосредственно медицина имеет весьма отдаленное отношение. И эти проблемы делегировались администрацией только потому, что службы, призванные организовать данные направления работы, не справлялись с задачами. При таком подходе делегируется не ответственность, а нежелание работать.
Наиболее ярко понятие дифференциации можно раскрыть на процессе подбора персонала в компанию.
3. Адаптация
как отлаженная функция
Это, во-первых, стабильность выживания организации в изменяющихся условиях (наличие «внутреннего запаса плавучести»), а во-вторых, гибкость, способность к оперативному реагированию на изменения.
Залогом стабильности деятельности организации является четко отлаженная система внутрикорпоративных процессов, в первую очередь информационных и коммуникационных.
2.2 Поддержание организационной культуры
Организация растет за счет привлечения новых членов приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся «вирусы» других культур. Иммунитет организации от подобных «инфекций» зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами:
1) глубиной;
2) той степенью, в какой ее разделяют члены организации;
3) ясностью приоритетов.
Глубина организационной культуры определяется количеством и устойчивостью важнейших убеждений, разделяемых работниками.
Культуры со
многими уровнями убеждений и
ценностей имеют сильное
Признаками сильной (высокой) организационной культуры являются:
- приоритет решения социальных задач;
- готовность
к разумному риску и
- групповые формы принятия решений;
- ориентация на коллективные стимулы;
- высокий уровень самоуправления, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки.
Сильная культура
облегчает координацию и
Слабая организационная
культура связана с регламентацией,
большим количеством
Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на работников организации. Сила организационной культуры определяется, по крайней мере, двумя важными факторами: степенью принятия членами организации основных ценностей компании и степенью их преданности этим ценностям.
Среди методов
поддержания организационной
1. Декларируемые
менеджментом лозунги,
2. Ролевое моделирование,
выражающееся в ежедневном
3. Внешние символы,
включающие систему поощрения
статусные символы, критерии, лежащие
в основе кадровых решений.
Культура в организации может
проявляться через систему
4. Истории, легенды, мифы и обряды, связанные с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами.
Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и мифы, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии.
К обрядам относятся
стандартные и повторяющиеся
мера приятия коллектива, проводимые
в установленное время и по
специальному поводу для оказания влияния
на поведение и понимание
Ритуалы представляют собой систему обрядов; даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важной «культурное» значение, их соблюдение влияет на самоопределение и лояльность работников своей организации (табл. 4.1).
5. Объекты (задачи,
функции, показатели и т.д.), являющиеся
предметом постоянного
6. Поведение
высшего руководства в
7. Кадровая политика
организации. Кадровая
организационная
культура ценность убеждение
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОАО «ЛУКОЙЛ»
Компания «Лукойл» является открытым акционерным обществом. ОАО «Лукойл» является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ.
Уставный капитал Общества составляет 11 352 000 рублей и состоит из: обыкновенных именных акций в количестве: 37840 штук. Номинальная стоимость акции составляет 300 рублей.
«Лукойл» –
вертикально-интегрированная
Компания строит свое будущее на активном и устойчивом росте в основных секторах нефтегазового бизнеса, укреплении лидирующих позиций в отрасли за счет эффективного использования имеющихся активов и новых приобретений
«Лукойл» стремится оставаться социально-ориентированной компанией, соблюдать экологические нормы.
Миссия «Лукойл» состоит в том, чтобы быть устойчивым лидером в секторах разведки и добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов за счет использования внутреннего потенциала компании и приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании и доходов акционеров.
Предприятие состоит из центрального управления и подчиняющихся ему отделений сбыта.
Центральное управление направляет, координирует, планирует и прогнозирует всю работу предприятия.
Центральное управление состоит из отделов и секторов. У каждого отдела есть Заместитель Генерального директора соответствующего отдела. Структура управления компании представлена на рисунке 1.
Президент | ||||
Первый вице-президент | ||||
Разведка
и добыча
Вице-президент |
Маркетинг и
сбыт
Вице-президент |
Финансы
Вице-президент |
Административная
часть
Вице-президент |
Региональные
вопросы
Вице-президент |
Рис 1 Структура управления ОАО «Лукойл»