Международная практика совместного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Совместное предпринимательство означает целый комплекс форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.

Файлы: 1 файл

1 (17) Международная практика совместного предпринимательства.docx

— 35.86 Кб (Скачать)

17. Международная практика  совместного предпринимательства

 

Совместное предпринимательство  означает целый комплекс форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.

Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства  является необходимость согласовать  экономические интересы всех участников такого рода связей, так как в  основе партнерства лежит конфликтная  ситуация нестыковки их позиций (по кадровой, производственной и торговой политике, способам управления, оплате труда), и  обеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к потребителям.

В современной практике мирового хозяйствования понятие "совместной предприятие" трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения по ВЭД фирмами, включающие требования об участии в акционерной капитале совместного предприятия, так и  соглашения, не включающие такие требования. Поэтому в мировую практику были введены понятия:

акционерное совместное предприятие;

контрактное (договорное) совместное предприятие.

 

Формы совместного предпринимательства

 

В основе совместного  предпринимательства лежит объединение  усилий, финансовых средств, материальных ресурсов и участие в прибыли, в риске.

Совместное предпринимательство  осуществляется в следующих формах:

• консорциум;

• акционерное общество;

• международные экономические  организации;

• свободные экономические  зоны;

• совместные (российско-иностранные) предприятия.

Консорциум (от лат. - соучастие, сотоварищество) - временное добровольное объединение для решения конкретных задач (например, реализация крупных целевых программ и проектов). Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.

Участники консорциума сохраняют  свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в деятельности других консорциумов, ассоциаций и совместных предприятий. Консорциум пользуется и распоряжается имуществом, которым его наделяют учредители, средствами, выделенными на осуществление соответствующей целевой программы или поступающими из других источников.

Консорциум, как правило, осуществляет свою деятельность на бесприбыльной основе. Юридическим лицом консорциум не является.

Организация консорциума  оформляется соглашением. Действия всех участников консорциума координирует лидер консорциумов, получивший за это отчисления от других участников. Лидер представляет интересы консорциума, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов. Каждый участник консорциума готовит предложения на свою долю поставок, из которых затем комплектуется общее предложение.

Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

Международные экономические  организации - это межправительственные и межгосударственные экономические организации, международные хозяйственные организации и объединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между их учредителями.

Основной функцией межгосударственной экономической организации является координация действий стран - партнеров  по сотрудничеству в производственной, научной и других сферах деятельности.

Основной функцией международной  хозяйственной организации является совместная хозяйственная и координационная  деятельность в научно-производственной сфере.

Совместное предприятие - предприятие, созданное совместно  разными странами, в том числе  с участием российского и иностранного капитала.

В современной практике мирового хозяйствования понятие "совместное предприятие" трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так и  соглашения, не включающие таких требований.

Поэтому в мировую практику были введены понятия:

• акционерное совместное предприятие;

• контрактное (договорное) совместное предприятие.

Акционерное совместное предприятие  создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала.

Контрактное совместное предприятие  не предполагает создание новой фирмы  для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем договоров. Рассматривая совместные предприятия, важно учитывать положение потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремится получить источник финансирования, является в основном малым предприятием. Она вступает в партнерские отношения с крупной фирмой, которая имеет большие финансовые и операционные возможности. Операционные возможности для малого партнера, стремящегося расширить объем своей деятельности, иногда более важны, чем деньги.

Крупная фирма-партнер, участвуя в совместном предпринимательстве, заинтересована не столько в деньгах, сколько в каком-то конкретном товаре, производимом партнером, в сегменте рынка. Поэтому она вкладывает свой капитал не в рядовой пакет акций, а в совместное предпринимательство.

Создание нового действующего предприятия (фирмы) для осуществления  определенной производственной деятельности является основной отличительной чертой совместного предпринимательства, рассматриваемого как партнерство, в котором каждый партнер активно участвует в процессе выработки решений этого предприятия.

Европейской экономической  комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного предприятия:

1. наличие соглашения между  участниками об общих долгосрочных  целях предпринимательской деятельности;

2. объединение участниками  для достижения этих долгосрочных  целей активов в форме денежных  средств, основных фондов, опыта  управления, права на интеллектуальную  собственность и прочих средств;

3. рассмотрение и оценка  объединенных активов как капиталовложений  участников;

4. создание самостоятельных  органов управления, чья деятельность  направлена исключительно на осуществление этих совместных целей;

5. участие сторон в прибылях  от достижения согласованных  целей и разделение связанных с этим рисков, определяемых процентом участия каждого партнера в совместных капиталовложениях.

 

Таблица 1 – Стратегия  и мотивы создания совместного предприятия

Стратегия

Мотивы

Повышение эффективности производства

Сокращение объема затрат капитала при создании новых мощностей  и производств;

Повышение эффективности действующего производства, маркетинга и сбыта  продукции;

Доступ к более дешевым факторам производства (сырье, рабочая сила, энергия);

Повышение рентабельности за счет экономного расходования ресурсов в результате использования новой технологии и организации труда;

Упрощение обмена патентами, лицензиями, ноу-хау

Расширение операций

Проникновение на новый потребительский  рынок;

Вступление в новую сферу  деятельности;

Приобретение новой производственной базы или новых каналов сбыта;

Расширение или диверсификация существующего производства путём выпуска новых товаров, выхода в другие секторы экономики

Уменьшение риска

Получение необходимой информации и дополнительных инвестиций;

Расширение возможностей реализации товаров, услуг за счет выхода на новый рынок;

Применение уже ранее испытанных методов производства, управления реализацией

Развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации

Получение дополнительных средств, капитала;

Получение новой технологии;

Приобретение управленческого  опыта;

Расширение экспорта;

Замещение импорта;

Обучение и подготовка квалифицированных  кадров;

Привлечение квалифицированных работников


 

Мотивы объединения усилий участников создания совместного предприятия могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:

• стратегия на повышение  эффективности производства;

• стратегия на расширение операций;

• стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов  продукции;

• стратегия на развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации для подъема отстающих  отраслей или сфер деятельности (табл.1).

 

 

Совместное предпринимательство с иностранными партнерами

 

Виды совместного предпринимательства:

  • прямые производственные и научно-производственные связи;
  • смешанные общества;
  • совместные предприятия;
  • свободные экономические зоны.

 

Под прямыми связями понимается непосредственное сотрудничество предприятий, организаций и объединений России с аналогичными партнерами из других стран в производственной, научно-технической  и других областях деятельности. Отличительной  чертой сотрудничества на основе прямых связей является самостоятельность  предприятий в принятии экономических  решений и их осуществлении, но при  этом должны соблюдаться следующие  основные условия:

• сотрудничество налаживается на основе имеющихся у предприятий  ресурсов и возможностей при соблюдении принципов полного хозрасчета,

• объемы сотрудничества устанавливаются, исходя из имеющихся у предприятий экспортных ресурсов и валютных фондов;

• установление прямых связей не должно вести к удорожанию конечной продукции для потребителя, если это не связано с ростом технического уровня и качества продукции.

Чтобы выбрать наиболее выгодные условия прямых связей, предложение  о сотрудничестве следует направлять нескольким возможным партнерам  в одной или разных странах. Предложение должно содержать четко сформулированные цели и условия сотрудничества.

Экономическая целесообразность прямых связей всегда должна рассматриваться с точки зрения соблюдения интересов, как предприятий - участников сотрудничества, так и всего народного хозяйства. После того, как технико-экономическое обоснование (ТЭО), составленное с учетом предварительных переговоров между потенциальными партнерами, покажет целесообразность сотрудничества, участники могут приступать к ведению окончательных переговоров и подписанию документов о прямых связях.

Договоренность  об установлении прямых связей фиксируется  в хозяйственном (гражданско-правовом) договоре, контракте и протоколе, причем в законодательном порядке не установлено, при каких условиях сотрудничества составляется тот или иной документ.

Все контракты, заключаемые  при прямых связях, должны включать цены на все виды продукции и услуг, или должен быть оговорен способ их определения. В рамках прямых связей при обмене товарами следует применять общемировые цены, которые в наибольшей степени обеспечивают эквивалентность обмена, но могут применяться и договорные цены, база которых может рассчитываться на основе среднемировых цен, действующих в странах партнеров оптовых и розничных цен, калькуляций себестоимости продукции и услуг.

Расчет мировых цен  и базы договорных цен необходимо осуществлять по методикам, применяемым  во внешнеторговых организациях. Если к моменту заключения контракта  не удалось получить конкурентные материалы  для определения базы договорной цены, допускается применение временных цен, о чем должно быть указано в контракте.

Для создания условий стабильного  развития прямых связей вся выручает экспорта остается в полном распоряжении участников. Конечная продукция, произведенная  в результате прямых связей, реализуется  на внутреннем рынке по оптовым или  договорным ценам.

Важным достоинством прямых связей является то, что оплата услуг  осуществляется между партнерами не валютой, а кооперированной продукцией. Однако часто кооперированная продукция оказывается неконкурентоспособной на рынках, что затрудняет взаиморасчет.

 

К смешанным обществам (СО) относят созданные за границей фирмы  с участием средств российских организаций  и капитала иностранных партнеров. Это фирмы в основном торгового  и торгово-производственного профиля.

Созданные на территории России предприятия с участием российских зарубежных партнеров для выпуска продукции и предоставления услуг называются совместными предприятиями (СП). Они в основном являются организациями производственно-торгового профиля.

Создание СО может осуществляться разными способами.

Первый способ состоит  в организации общества как впервые  учрежденного. Преимуществом такого способа является то, что учредители свободны от догм, обязательств и кредиторов. Однако для создания СО в этом случае требуется продолжительное время на выполнение процессуальных формальностей, а также подыскание земельных участков и строительство на них зданий (или аренду готовых зданий) для создания материально-технической базы СО. Деятельность впервые учреждаемого СО затруднена из-за отсутствия персонала, клиентов и агентов.

Информация о работе Международная практика совместного предпринимательства