Малый бизнесс в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:15, реферат

Краткое описание

Япония – это страна сакуры и чайных церемоний, тысячи островов и сакэ. Страна, где самобытная культура самураев и гейш гармонично сочетается с высочайшими технологиями и мировыми достижениями науки. О жизни малых предпринимателей и развитии всемирно известной модели отношений малого и крупного бизнеса в этой стране я попробую вам расказать.

Файлы: 1 файл

малый бизнес в японии.docx

— 20.98 Кб (Скачать)

Малый бизнесс в японии

Япония – это страна сакуры и чайных церемоний, тысячи островов и сакэ. Страна, где самобытная культура самураев и гейш гармонично сочетается с высочайшими технологиями и мировыми достижениями науки. О жизни малых предпринимателей и развитии всемирно известной модели отношений малого и крупного бизнеса в этой стране я попробую вам расказать.

Мощный технико-экономический  прорыв в послевоенные годы вывел  Японию в тройку самых развитых стран  мира. Это было достигнуто благодаря  развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные  компании и концерны по наукоемкому  производству автомобилей, техники, инновационной  продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в  большей степени представлен  в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в  основном лишь крупными компаниями. Это  и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в  малом бизнесе.

Принимаемые правовые акты в  отношении предприятий малого бизнеса  в Японии определяют статус малых  предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное  налогообложение в зависимости  от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.

Японское законодательство довольно жестко регулирует и ограничивает уровень повышения/понижения рыночной стоимости на продукцию. За необоснованные скидки, или наоборот спекулятивные  цены, предприятия и предприниматели  могут лишиться права осуществления  своей деятельности. Причем эти условия  действительны для всех без исключения компаний. Благодаря развитым рыночным механизмам японским властям довольно удачно удается сдерживать необоснованные изменения цен и инфляцию. Таким  образом, ввиду равенства начальных  условий и возможностей, в Японии созданы хорошие предпосылки  для развития малого бизнеса.

Государственным органам  по регулированию осуществления деятельности предприятий малого бизнеса Японии является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней торговли и промышленности. Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса Японии, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.

Для обеспечения механизмов кредитования малого бизнеса и предоставления займов государство предусмотрело  создание Корпорации страхования малого и среднего бизнеса, а также ассоциаций гарантирования кредита (аналогично созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого бизнеса в  Китае, США и др. странах).

Стимулирование предприятий  малого бизнеса в Японии ведется  на всех уровнях, начиная от властей  центрального правительства и заканчивая самостоятельными союзами и объединениями  малых предприятий. Центральные  власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в  создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка.

Субсидии, займы, кредиты  для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели:

  • совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий;
  • разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений;
  • развитие легкой и пищевой промышленности;
  • разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции;
  • создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии.

Япония – это страна частного предпринимательства. В промышленности государству принадлежит только монетный двор. После войны американские оккупационные власти провели в  стране экономические реформы. Тогда, в условиях разрухи, были национализированы  магистральные железные дороги, телефон  и телеграф, но в 80-х годах они  снова перешли в частные руки. В этой стране к малому бизнесу  относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий  – 99% их общего числа. На них работает 88% всех занятых.

 Япония страна очень специфичная и закрытая, каковы особенности ведения малого бизнеса в этой стране, какова специализация?

Вопреки сложившемуся мнению, это страна довольно открытая, и  миф о ее замкнутости в основном основан на том, что иероглифическая  письменность является барьером к получению  информации о ней. На самом деле огромное количество материалов – газеты, журналы, статистические справочники – публикуется  в обычной печати и выходит  в интернет-изданиях в переводе на английский язык. Все это доступно иностранцам.

Предприятий малого бизнеса  больше всего в трудоемких отраслях: в розничной торговле, общественном питании, сфере услуг, строительстве  и машиностроении.

По формам собственности  половина малых предприятий –  индивидуальные, то есть фактически семейные. Но сейчас семьи в Японии маленькие, как во всех урбанизированных странах, население начало сокращаться, и  сокращается число этих предприятий. Коллективные партнерства и акционерные  общества составляют остальную часть.

 Что представляет собой так называемая “японская модель” взаимодействия между малым и крупным бизнесом, которую взяли на вооружение многие развитые страны мира?

Все в Японии устроено мозаично: почти во всех сферах малый и крупный  бизнес сосуществуют. Строительством массового жилья (японцы до сих пор  предпочитают жить в двухэтажных  коттеджах на одну-две семьи) занимается малый бизнес, а строительством дорог, заводов, многоэтажных жилых и офисных зданий и торговых комплексов – крупный. На транспорте то же самое: есть малые предприятия, занимающиеся перевозками, и крупные таксомоторные парки, автобусные корпорации. То есть крупный бизнес предоставляет работу мелкому – аутсорсинг. Что касается машиностроения, то везде, где есть трудоемкие процессы, крупные компании определяют, что им выгоднее – создавать свои производственные мощности или загружать заказами сеть из мелких субподрядчиков. Около 55% малых предприятий в промышленности работает таким образом. Как участники технологических цепочек крупного бизнеса они могут делать мелкие детали, штамповку, агрегаты и т.д.

Для того чтобы подобная система  работала, необходимо, чтобы малые  предприятия располагались поблизости от крупного концерна. К примеру, в  концерне “Тойота” лет двадцать назад часть субподрядчиков располагалась довольно далеко от головного сборочного завода и транспортное сообщение между ними было налажено через тоннель. Но случилась авария в тоннеле, и завод “Тойоты” встал!

Но и здесь есть свои перемены: практически все крупные  концерны построили и ведут сейчас производство и сбыт за рубежом. И  множество малых предприятий  остается без работы. Они или меняют свой профиль, или уходят с рынка.

Престижно ли быть малым предпринимателем в этой стране?

Престижной работой считается  труд в крупных компаниях, но число  рабочих мест в таких корпорациях  ограниченно. Что касается престижа работы в самом малом бизнесе, то тут наиболее привлекательным  для японцев кажется ресторанный  бизнес. Целые семейные династии передают из поколения в поколение эти  рабочие места. Есть традиционные промыслы, к примеру, изготовление тканей для  кимоно. Это дорогая выходная одежда, и работать с ней тоже считается  престижным. В Киото есть целый  район, занимающийся изготовлением  шелковой парчи для кимоно на старинных  деревянных станках. Изготовление и  обслуживание циновок и напольных  покрытий, обеспечение и обслуживание быта – вот самые наиболее уважаемые  направления среди малого бизнеса.

Какие препятствия и трудности  испытывает японский предприниматель?

Крупный заказчик отбирает себе лучших исполнителей и устраивает между  ними конкуренцию. И малые – вынуждены  защищать свое право работать на него. Часто меняются условия работы, меняются требования. Но главный риск, который  испытывает субподрядчик, – это  перевод за границу основного  заказчика и потенциальная потеря рабочего места. Кстати, средняя продолжительность  жизни крупного предприятия около 30 лет, а малого – 10 лет. Хотя есть и  долгожители, и передающийся из поколения  в поколение семейный бизнес.

По каким каналам контролируется японский частный бизнес? Можно ли уклониться от налогов и как это  карается?

Что касается контроля, то, конечно, по лицензии контролируется качество продукции, как везде. Если предприятие  уклоняется от налогов, то виновным полагается лишение свободы на срок до 5 лет  или штраф в 5 млн йен. Фальсификация сведений в налоговой декларации также карается лишением свободы сроком не более 1 года или штрафом до 200 тыс. йен. Контроль над сбором налогов осуществляет районное налоговое управление, но, конечно, при таких драконовских мерах наказания очень немногие из японских бизнесменов захотят рисковать. К тому же сам менталитет японцев не позволяет им идти на подобный обман.

Современная налоговая система  Японии создавалась американской оккупационной  администрацией, ее организовал в 1949–50 годах профессор Карл Шоуп. Он объездил тогда всю послевоенную Японию, спрашивал, как жители относятся к налогам, и понял, что японцы как люди, уважающие порядок, налоги платить желают и будут. Тогда, чтобы дополнительно стимулировать законопослушное население, он ввел систему двух налоговых бланков: белый и голубой. Заполнение белого бланка означало расчет налогов по упрощенной системе, следуя которой предприниматели не несут особых обязательств. Но и льготами не пользуются. Если заполняются голубые бланки, то предприятия обязаны вести бухгалтерские книги с записями всех финансовых и торговых операций, баланс, счет прибылей и убытков. За это им дается право пользоваться налоговыми льготами.

 Кем и как осуществляется  поддержка малого предпринимательства  в Японии? Существует ли стимулирование  его развития?

Существует закон о  предотвращении нарушений субподрядных отношений. К примеру, задержки по оплате, неоплата, необоснованное возвращение  партии товара. Головное предприятие  – монополист для своих мелких исполнителей, но при этом оно не имеет права злоупотреблять своим  монопольным положением. Установлено, что, для того чтобы получить защиту у государства, все договора субподрядчиков с головным предприятием должны заключаться  в письменной форме и копии  должны подаваться в Управление по делам малого бизнеса и в Антимонопольную  комиссию. Если спор доходит до суда, эти ведомства выступают защитниками  малого предприятия.

Также для малого бизнеса  предусмотрена ускоренная льготная амортизация оборудования, зданий и  сооружений. Льготы даются малым предприятиям, чтобы им было выгодно покупать новое  оборудование, обновлять свой парк.

 Есть ли в Японии организация,  представляющая интересы мелких  предпринимателей?

Существуют ассоциации малого бизнеса на местном уровне. Они  поддерживаются местными торгово-промышленными  палатами, а центральная торгово-промышленная палата Японии (частная) является их координирующим центром.

Ассоциация торговцев  на определенной улице имеет выборные органы, которые поддерживают порядок  в своих рядах, представляют свои интересы перед муниципалитетом. Например, есть в Токио небольшой торговый ряд возле вокзала Уэно, и это тоже ассоциация! И ее защищает местная торгово-промышленная палата.

Японские власти всегда относятся  к малому бизнесу покровительственно, поскольку для них это элемент  социальной поддержки, и они стараются  не давать ему разоряться.

 


Информация о работе Малый бизнесс в Японии