Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 00:25, реферат
Цивилизованный предприниматель должен обладать рядом характерных качеств для эффективного осуществления им своей деятельности. Этими специфическими характеристиками являются в основном как деловые, так и нравственные качества человека.
Несомненно, для успешного ведения бизнеса необходимо присутствие таких деловых качеств как ум, образованность, коммуникабельность, трудолюбие, в большей степени организаторские способности, смелость для принятия риска.
Введение.........................................................................................................3
1. Понятие «личности» в психологии..........................................................5
2. Структура личности предпринимателя...................................................6
3 Личностные качества предпринимателей................................................8
3.1 Личностные качества, способствующие успеху в бизнесе.................8
3.2 Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе.................13
4. Коммуникабельность................................................................................15
5. Нравственные качества предпринимателя..............................................22
Заключение.....................................................................................................27
Литература......................................................................................................
Указанный пример иллюстрирует влияние, которое коммуникационный климат может иметь на взаимоотношения между руководителем и подчиненным. Эти взаимоотношения формируются в зависимости от того, как каждый действует по отношению к другому в различных взаимодействиях и информационных обменах. От позитивной или негативной окрашенности возникающих при этом ощущений будут зависеть частота контактов двух людей и стиль сообщения, который каждый изберет по отношению к другому в будущем. Предприниматель-руководитель, не созидающий позитивно окрашенный климат в отношениях с другими, получит в дальнейшем урезанный обмен информацией с сотрудниками. Со временем может сложиться обстановка недоверия, антагонизма и самозащиты. Согласно исследованиям в атмосфере доверия растут информационные поток и точность информации в обмене ею между людьми в организации. В одном из исследований установлено, что, если руководители открыты и честны со своими сотрудниками, последние в обмене информации отвечают первым тем же самым. Чем выше открытость одного или обоих людей, участвующих в обмене информацией, тем ощутимее удовлетворение от контакта.
Семантические барьеры.
Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым при этом символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе коммуникации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
Семантика изучает способ использования слов и значений, передаваемые словами. Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, т.к. во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Руководитель, говорящий подчиненному, что отчет представляется «адекватным», может иметь в виду, что он полон и отвечает цели. Однако подчиненный может декодировать слово «адекватный» в том смысле, что отчет зауряден и требует значительного улучшения.
Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое мы ему придали.
Семантические затруднения могут быть также обусловлены расхождением способов, которыми люди приписывают значение группам символов. Этот момент имеет огромное значение для коммуникации. К примеру руководитель сообщает: «Обязательно свяжитесь со мной, если возникнут какие-нибудь проблемы», не ясно что именно понимается под «проблемами». Здесь дополнительное усложнение создается тем, что у подчиненного возникает ощущение, словно бы существование проблем – это плохо. В результате он может не вступить в контакт с руководителем когда проблемы действительно возникнут.
Для эффективного обмена информацией с работниками нужно прийти к пониманию истинного значения используемых ими слов и добиться понимания ими значения, которое вкладывает в слова сам руководитель.
Также семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде, и серьезно затруднять деловые переговоры, обусловленные культурными различиями.
Невербальные преграды.
Хотя вербальные символы являются основным средством для кодирования идей, предназначенных к передаче, также используются и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, улыбка и гримаса неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд – все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения.
Одна из разновидностей невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеется в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи. То как мы произносим слова, может существенно менять их смысл. Так фраза «У вас есть какие-нибудь идеи?» произнесенная резким авторитарным тоном с раздражением может означать: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».
Значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.
Во многих случаях невербальные символы полностью подавляют вербальные, поэтому нужно добиваться, чтобы используемые для передачи невербальные символы соответствовали идее. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение.
Плохая обратная связь.
Другим ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного сообщения. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Существует множество причин, по которым сообщение, переданное, в полном соответствии с идеей, может быть не понято.
Неумение слушать.
Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая необходима, т.к. существующая система образования подчеркивает важность чтения, письма и умения общаться с числами, при этом почти не уделяется вниманию развитию слушать. Слушать это не только означает вести себя спокойно и дать другому человеку говорить – это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного, сосредоточенного слушания.
При сообщении о задании, новых приоритетах в работе, изменении рабочих процедур, проблемах, связанных с работой, или новых идеях, способных повысить эффективность отдела или организации, важно услышать конкретные излагаемые вопросы, при этом мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам.
5. Нравственные качества предпринимателя
Недоверие к частному предпринимательству распространено на всем постсоветском пространстве. Конечно, это явление во многом результат "социалистического" воспитания. Однако подобные тенденции в свое время были сильны во всех государствах Западной Европы и в других странах, которые мы нынче называем промышленно развитыми. Сегодня там уже сформировались иные ценности и общество приветствует и поддерживает частную инициативу и частный капитал. Подобная переоценка, похоже, постепенно происходит и в России.
Любой социологический опрос показывает, что разные группы населения неоднозначно относятся к предпринимательской деятельности. Естественно, результат опросов зависит от репрезентативности выборки: если опросить представителей старшего поколения, да еще выбрать наименее образованную его часть, то отзывы "мироеды", "эксплуататоры", "спекулянты" и новомодное - "олигархи" покажутся еще самыми мягкими. При опросах же молодежи, получившей хорошее экономическое образование, будут звучать совсем другие оценки: "двигатели прогресса", "новаторы", "профессионалы", "организаторы". Что же касается отношения нашего государства к предпринимательству, то на словах его развитие всячески приветствуется, постоянно раздаются обещания оказывать всемерную поддержку малому и среднему бизнесу. На деле же несовершенное или неработающее законодательство, различного рода бюрократические преграды, чрезмерный контроль со стороны массы организаций, открывающий широчайшие возможности для произвола, высокие налоги и всякого рода поборы: на проведение посевной и уборочной кампаний, на библиотеку и т.д., отнюдь не способствуют развитию предпринимательской активности. Создается впечатление, что у многих чиновников на самом высоком уровне само слово "негосударственный" до сих пор вызывает классовую ненависть.
Стойкую неприязнь к предпринимателям, особенно к тем, кто занимается торговлей, часто объясняют длительным воздействием на умы социалистической уравнительной идеологии. Однако социально-психологические корни этой неприязни, очевидно, более глубоки. Гонители торгового бизнеса оказываются в хорошей компании: Ксенофонт, Платон, Аристотель, наконец, сам Иисус Христос, как известно, изгнавший торговцев из храма. Аристотель, в частности, всячески восхваляет экономику - хозяйственную деятельность, производящую необходимые для жизни продукты, в которой обмен ограничен удовлетворением личных потребностей, и порицает хрематистику - деятельность, направленную на накопление богатства. Платон, допуская необходимость существования розничной торговли, оценивает ее как занятие непочтенное, недостойное афинского гражданина, которое следует отдать "пришлым людям".
Католическая церковь также долгое время характеризовала торговую деятельность как недостойную и греховную. Правда, осуждая ее на словах, церковь нередко оказывала купцам свое покровительство и торговала индульгенциями.
Отрицательное отношение к предпринимательству в древности и средневековье может быть объяснено комплексом обстоятельств. Человеку свойственна приверженность к устоявшемуся жизненному укладу и опасение перемен. Поэтому идеал древних - фигура обрабатывающего землю крестьянина, жизнь которого проста и неизменна на протяжении длительного времени. Предприниматель же постоянно находится в поиске новых путей, новых хозяйственных форм, в непрерывном движении. Деятельность его вызывает перемены в общественной жизни.
Далее, крестьянин и ремесленник затрачивают труд и производят осязаемые вещи, продавая которые и получают выгоду. Купец же сам ничего не производит, а только перепродает изготовленные другими товары. Прибыль возникает как бы ниоткуда. Источник его богатства в глазах людей приобретает таинственный, мистический характер, а ко всему непонятному людям свойственно испытывать недоверие, вплоть до сомнений в честности купца. Да в те времена и сами торговцы, многие из которых руководствовались мудростью: "Не обманешь - не продашь", - частенько давали повод к таким подозрениям. Не случайно у древних греков бог Гермес по совместительству выполнял роль покровителя торговцев и воров.
Наконец, не в последнюю очередь причиной отрицательного отношения к предпринимателю является вульгарная зависть как одно из свойств человеческой природы, видение конечного результата - богатства в сопоставлении со своей бедностью и нежелание понять, какие усилия, инициатива и творческая энергия обеспечили его достижение.
По мнению многих исследователей (например, Макс Вебер), реформация, победившая в ряде стран, принесла с собой новую этику, отличную от этики католицизма. Протестанты считали предпринимательство не грехом, а осуществлением божественных предначертаний. Каждый служит Богу на своем месте. Предприниматель призван Богом к руководству, для чего Создатель и наделил его всеми необходимыми качествами. Следовательно, человек может стремиться к получению прибыли с чистой совестью, не испытывая чувства страха или вины. Протестантская этика провозгласила христианские добродетели предпринимателя - честность, умеренность, бережливость.
Оценки предпринимательской деятельности экономических мыслителей нового времени коренным образом отличаются от взглядов древних авторов. Экономический либерализм, провозглашенный классической полит-экономией, требует свободы предпринимательства, свободной конкуренции и невмешательства государства в хозяйственную жизнь. А.Смит писал: "Очевидно, что каждый человек, сообразуясь с местными условиями, может гораздо лучше, чем это сделал бы вместо него любой государственный деятель или законодатель, судить о том, к какому именно роду отечественной промышленности приложить свой капитал". И этот способ деятельности дал потрясающие результаты, не отметить которые не могли К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии": "Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые". (Кстати, наши деятели, воюющие против "торговцев" и прочих посредников, хотя и имеют дипломы советского образца, не особенно усердствовали в изучении наследия классиков марксизма-ленинизма. Между тем в первой части третьего тома "Капитала" Маркс не только не клеймит торговцев за то, что они получают прибыль, ничего не производя, но наоборот, отмечает, что разделение труда между ними и производителями выгодно всему обществу, поскольку позволяет значительно сократить издержки обращения и ускорить оборот всего общественного капитала.)
Классическая политэкономия подчеркивает особую общественную роль предпринимательства. Французские авторы А.Тюрго и Ж.Б.Сэй отмечают такие его функции, как труд, риск, искусство руководства. При этом Сэй считает, что такой талант явление достаточно редкое.
Впоследствии неоклассик А.Маршалл даже выделяет предпринимательство в отдельный фактор производства, способствующий наиболее рациональному соединению всех прочих факторов и имеющий решающее значение для экономического развития общества. А вот мнение немецкого экономиста ХХ в. В.Зомбарта: предприниматель является организатором, обладающим недюжинной изобретательностью; среди людей он мудро отбирает самых способных; среди товаров проницательно отыскивает наилучшие; быстро оценивает свои шансы на успех.
Информация о работе Личностные характеристики предпринимателей