Лицензировании предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Лицензирование предпринимательской деятельности. Общие
положения.………………………………………………………………………...5
1.1.Основные понятия и правила лицензирования
предпринимательской деятельности……………………………………5
1.2.Процедура лицензирования предпринимательской деятельности …...8

Глава 2. Роль органов государственной власти в процессе лицензирования предпринимательской деятельности. Приостановление действия и аннулирования лицензии. Ответственность в сфере лицензирования…………………12
2.1.Лицензируемые органы……………………………………………….12
2.2. Основания и порядок приостановления и аннулирования
лицензии………………………………………………………………15
2.3.Ответственность в сфере лицензирования…………………………...17
Заключение ……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

ккрсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

При этом новый Кодекс об административных правонарушениях, в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР, предусмотрел два вида составов административных правонарушений общего содержания, которые определяют ответственность за безлицензионную деятельность, за деятельность с нарушением условий лицензии безотносительно к конкретному виду деятельности, осуществляемому с подобными нарушениями. Это нормы статей 14.1 и 19.20 КоАП РФ.

Статья 14.1 содержит меры воздействия за два состава лицензионных правонарушений.

Ч. 2 данной статьи предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой: на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Ч. 3 ст. 14.1 определяет, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда: на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, указанная статья признает административным правонарушением осуществление деятельности без лицензии, если она обязательна, либо с нарушением лицензионных требований и условий любого лицензируемого вида деятельности, связанного с извлечением прибыли на систематической основе.

Статья 19.20 предусматривает ответственность за осуществление безлицензионной деятельности или с нарушениями условий лицензии всех прочих видов деятельности.

Так, ч. 1 ст. 19.20 предусматривает, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Ч. 2 указанной статьи гласит, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Введение в состав Кодекса об административных правонарушениях указанных статей сделало невозможным безнаказанное осуществление видов деятельности, лицензирование которых предусмотрено российским законодательством, без лицензий или с нарушением лицензионных требований и условий.

Уголовная ответственность субъектов лицензионного права закреплена в статьях 169, 171, 172, 191, 220, 222 – 225, 228, 231, 234, 235 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовно наказуемые деяния могут совершать как лицензиаты (а также лица, которые должны получать лицензию на осуществление какой-либо деятельности, но этого не сделали), так и должностные лица лицензирующих органов. При этом к уголовной ответственности традиционно привлекаются лишь физические лица.

Основная норма, предусматривающая уголовную ответственность в лицензионной сфере, – норма статьи 171 Уголовного кодекса. Од­нако следует учитывать, что практически нарушение условий лицензирования, т. е. осуществление какого-либо вида деятельности не по правилам, может повлечь ответственность не только по статье 171 УК РФ. Должностные лица, осуществляющие деятельность по выдаче, продлению лицензий и иные операции, свя­занные с лицензионной деятельностью, при соответст­вующих обстоятельствах могут нести уголовную ответ­ственность по статье 169 Уголовного кодекса – «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», если нарушение порядка лицензирования в совокупности с иными действиями (бездействием) не образует иного должностного преступления.[11]

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

В заключении необходимо отметить, что само положение, когда свободные предприниматели получают выход на рынки, которые ранее контролировались исключительно государством, вызывает оптимизм.                                 Государственное регулирование, без сомнения, необходимо, весь вопрос состоит в том, какие формы примет такое регулирование?                                      Наивно было бы полагать, что функционирование столь важных отраслей экономики может обойтись без непосредственного  участия государства, да этого и не требуется. Если ранее государство просто не разрешало какую – либо деятельность, то сейчас регулирование принимает цивилизованные формы – формы лицензирования, что принято во всем мире.                         Воздействие  на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, к которым и относиться необходимость получения лицензии.

В результате выполненной работы можно дать определение лицензированию предпринимательской деятельности: это деятельность лицензирующих органов, выраженная в санкционированном, официальном признании за определенными субъектами права на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что в последние годы сохраняется тенденция закрепления за федеральным центром все большего количества лицензируемых видов деятельности и ослабления позиций субъектов  Федерации в части государственного регулирования экономических отношений путем сокращения перечня видов   деятельности, подлежащих лицензированию исполнительными органами государственной власти субъектов Р.Ф.

Необходимо отметить и то, что в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение безопасности государства.

Из данного определения становится ясно, что лицензирование защищает как публичные, так и частные интересы.

Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал  тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института.

К сожалению, правовые аспекты института лицензирования освещены в литературе в недостаточной мере и достаточно поверхностно.

Тем не менее, лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время- в эпоху рыночной экономики.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список использованной литературы

 

 

1. Конституция Р.Ф.

2. Гражданский кодекс Р.Ф.

3. КоАП Р.Ф.

4. Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятель-

     ности» от 08.08.2001 № 128 – ФЗ.

5. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 "Об

    организации  лицензирования отдельных видов деятельности"

       6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Предпринимательское право.   М.,     

            2002 г.

7. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М.,

    2004 г.

8. Голованов Н.М. Гражданское право. СПб., 2004.

9. Горелов А. Как квалифицировать незаконное предпринимательство? //

    Российская юстиция. 2003. N 12. С. 47.

10. Гражданское право: Практикум. В 2 ч. Ч. 1. 3-е изд., перераб. и доп. /

     под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М., 2003.

       11. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право.

             М., 2005.

12. Ершова И.В. Предпринимательское право: вопросы и ответы. 2-е

      изд., испр. и доп. М., 2002.

13. Котов Б.А. Предприниматель и органы власти: Справочник. М., 2003.

14. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие /

       под ред. А.С. Пелиха. 2-е изд., испр. и доп. М.; Ростов н/Д, 2003.

15. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 /

      Отв. ред. О.М. Олейник. М., 2000.

15. Предпринимательское право РФ / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно.

       М., 2005.

17. Предпринимательское право / Под ред. И.М. Коршунова, Н.Д.

      Эриашвили. М., 2001.

18. Ручкина Г. Ограничения права на осуществление предприниматель  

        ской деятельности // Законность. 2004. N 4. С. 14

19. Свердлык Г.А. Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских

       прав: Учеб. пособие. М., 2002.

        20. Толкачев А.Н. Российское предпринимательское право: Учеб.

       пособие для вузов. М., 2003.

       21. "Порядок приостановления и аннулирования лицензий". Мозговой И.

             "Российская юстиция", 2006, №6.

 

 

     

 

 



[1] Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М.,

    2004 г.

[2]           Голованов Н.М. Гражданское право. СПб., 2004

[3] Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право.

             М., 2005.

 

[4] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Предпринимательское право.   М.,     

            2002 г.

 

[5] Ершова И.В. Предпринимательское право: вопросы и ответы. 2-е

      изд., испр. и доп. М., 2002.

 

[6] Котов Б.А. Предприниматель и органы власти: Справочник. М., 2003.

 

[7]        "Порядок приостановления и аннулирования лицензий". Мозговой  И.  "Рос  сийская юстиция",   2006, №6.

[8] Ручкина Г. Ограничения права на осуществление предприниматель  

        ской деятельности // Законность. 2004. N 4. С. 14

 

[9] Гражданское право: Практикум. В 2 ч. Ч. 1. 3-е изд., перераб. и доп. /

     под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М., 2003.

 

[10] Горелов А. Как квалифицировать незаконное предпринимательство? //

    Российская юстиция. 2003. N 12. С. 47.

 

[11] Свердлык Г.А. Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских

       прав: Учеб. пособие. М., 2002.

 


Информация о работе Лицензировании предпринимательской деятельности