Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.
Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Лицензирование предпринимательской деятельности. Общие
положения.………………………………………………………………………...5
1.1.Основные понятия и правила лицензирования
предпринимательской деятельности……………………………………5
1.2.Процедура лицензирования предпринимательской деятельности …...8
Глава 2. Роль органов государственной власти в процессе лицензирования предпринимательской деятельности. Приостановление действия и аннулирования лицензии. Ответственность в сфере лицензирования…………………12
2.1.Лицензируемые органы……………………………………………….12
2.2. Основания и порядок приостановления и аннулирования
лицензии………………………………………………………………15
2.3.Ответственность в сфере лицензирования…………………………...17
Заключение ……………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………...25
26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Лицензирование предпринимательской деятельности. Общие
положения.……………………………………………………
1.1.Основные понятия и правила лицензирования
предпринимательской деятельности……………………………………5
1.2.Процедура лицензирования предпринимательской деятельности …...8
Глава 2. Роль органов государственной власти в процессе лицензирования предпринимательской деятельности. Приостановление действия и аннулирования лицензии. Ответственность в сфере лицензирования…………………12
2.1.Лицензируемые органы……………………………………………….12
2.2. Основания и порядок приостановления и аннулирования
лицензии…………………………………………………………
2.3.Ответственность в сфере лицензирования…………………………...17
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектов предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимательской лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии с ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью контроля, избегается создание "фирм-однодневок", не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан. Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности2.
Объектом исследования является лицензируемая предпринимательская деятельность.
Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регламентирующие общие и специальные вопросы лицензирования предпринимательской деятельности, исследования ведущих ученых-юристов в области предпринимательского права.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к Лицензированию предпринимательской деятельности;
2. Выявить основную проблему Лицензирование предпринимательской деятельности в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения Лицензирование предпринимательской деятельности;
4. Обозначить тенденции развития тематики Лицензирование предпринимательской деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов (заключения) и списка литературы.
Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных правоведов как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Среди них следует выделить работы Анохина В.С., Ваниева А.Г., Гандилова Т.М., Дойникова И.В., Ершовой И.В., Евдокимовой В.Н., Шестакова А.В.
Глава 1. Лицензирование предпринимательской деятельности. Общие
положения.
1.1.Основные понятия и правила лицензирования предпринимательской деятельности.
В российском праве понятие «лицензирование предпринимательской деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Несколько позже (25 декабря) общая норма, предусматривающая лицензирование предпринимательской деятельности, появилась в п. 4 ст. 21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Эта норма устанавливала, что отдельные виды предпринимательской деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Предполагалось, что перечень видов деятельности будет определен Правительством РФ или Правительствами входящих в нее республик.
В дальнейшем по мере появления и развития отдельных видов деятельности государство вводило, причем, иногда с большим опозданием и как бы задним числом, их лицензирование. Так произошло с биржами, правило о лицензировании, которых появилось сначала 20 марта 1991 г., а затем было развито в специальном акте 31 мая 1991 г. Далее было предусмотрено специальное или дополнительное лицензирование биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, по поводу которого действует Положение, утвержденное Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг 19 сентября 1997г.
В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.
Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.[1]
Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.[2]
Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны, и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.
В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.
Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности[3]. В уведомлении указываются следующие сведения:
- наименование, организационно-правовая форма и местонахождение - для юридического лица;
- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуальных предпринимателей;
- лицензируемая деятельность;
- номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
- идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
- место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
- дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.
Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, т.е. лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.
В-третьих, лицензия выдается на определенный срок - не менее пяти лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
1.2. Процедура лицензирования предпринимательской деятельности.
Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.
На первом этапе в соответствующий лицензирующий орган представляются необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности". Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
- фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
- лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Ф.З. «О лицензировании отдельных видов деятельности» к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:
- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности").[4]
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
На втором этапе происходит принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
На третьем этапе соискатель лицензии уведомляется о принятом решении о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии; в случае отказа в предоставлении лицензии уведомление направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.
Информация о работе Лицензировании предпринимательской деятельности