Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

Непосредственной целью законодательства о конкуренции является создание и развитие конкурентных отношений.

Файлы: 1 файл

Предпринимательское.docx

— 36.20 Кб (Скачать)

 

Введение

Хотелось бы, приступая  к рассмотрению данного вопроса, обраться к истории. Правовое регулирование конкурентных отношений на товарных рынках Российской Федерации стало формироваться немногим более 10 лет назад.

Важным этапом развития российского  законодательства о конкуренции  явилось принятие Закона РСФСР "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" 1991г. с последующими изменениями и  дополнениями. В числе других важных мер, закон предусмотрел создание в  стране системы антимонопольных органов. Следующим важным шагом явилось принятие Государственной программы демонополизации и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 09.03.94 № 191.1

Непосредственной целью  законодательства о конкуренции  является создание и развитие конкурентных отношений. В правовом регулировании  конкуренции предлагается выделять совокупность мер по: 1) созданию и  развитию конкурентной среды в экономике  в целом и отдельных ее сферах; 2) ограничению монополистической  деятельности и контролю за концентрацией; 3) обеспечению соблюдения правил конкуренции  и применению ответственности за ненадлежащее их выполнение.

Законодательство о конкуренции  может быть определено как законодательные  акты, которые непосредственно регулируют конкурентные отношения (собственно законодательство о конкуренции), и иные акты, содержащие отдельные нормы антимонопольной  и конкурентной направленности.

К последним относятся  частично законодательство о ценообразовании, об иностранном предпринимательстве, налоговое законодательство, законодательство о новых крупных структурах рынка, малом предпринимательстве и  иное законодательство, так или иначе  влияющее на создание и деятельность конкурентоспособных хозяйствующих  субъектов.

Развитию конкуренции  на товарных рынках способствует наличие  малого бизнеса, положительными чертами  которого являются: массовость данного  вида предпринимательства, возможность  создания предприятия в достаточно короткий срок, небольшие затраты  при создании предприятия, гибкое реагирование на запросы потребителей.

Немаловажным для развития конкуренции в российских условиях может стать процесс конверсии  и перепрофилирования предприятий, в результате которого из нерентабельных предприятий, испытывающих сложности  с реализацией производимой продукции, возможно появление конкурентоспособных  хозяйствующих субъектов, продукция  которых пользуется высоким спросом.

Важным фактором развития конкуренции на российском рынке  является правильно выбранная политика в отношении иностранного предпринимательства: прямых инвестиций в российскую экономику, импорта зарубежных товаров.2

Что касается ограничительных  норм, то традиционно запреты в  конкурентном законодательстве делятся  на две группы: запреты на монополистическую  деятельность и запреты на недобросовестную конкуренцию. Запреты на монополистическую  деятельность в свою очередь подразделяются на направленные против соглашений (согласованных  действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, и злоупотреблений  хозяйствующим субъектом своим  доминирующим положением.

Особенностью российского  конкурентного законодательства является то, что помимо запретов на монополистическую  деятельность хозяйствующих субъектов  имеются запреты на связанные  с ней действия органов власти и управления.

Что касается мер ответственности  за нарушения конкурентного законодательства, то предусмотрены санкции административно-правового, гражданско-правового и уголовно-правового  характера. Они могут применяться  как в судебном, так и в административном порядке либо в их сочетании, например, когда штраф налагается в административном порядке, однако при уклонении нарушителя от его уплаты взыскивается общим  или арбитражным судом.

Согласно российскому  законодательству предписания антимонопольного органа являются основным средством  реагирования на нарушения конкурентного  законодательства. Антимонопольные  органы России полномочны давать соответствующие  предписания хозяйствующим субъектам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам  местного самоуправления.3

Предписания представляют собой  запреты на осуществление тех  или иных действий (например, воздержание  от продажи товара по монопольным  ценам) или решения об осуществлении  мер по восстановлению условий конкуренции.

При невыполнении предписаний  антимонопольные органы имеют право  налагать штраф. Вместе с тем штраф  налагается не только за неисполнение предписаний антимонопольных органов. За ряд действий предусмотрено наложение  штрафа без предварительной выдачи предписаний.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  признаки монополистической деятельности.

Под монополистической деятельностью  понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность является правонарушением и антиподом  конкуренции.5

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

Разновидностями такой деятельности являются:

1. индивидуальная монополистическая  деятельность, которая проявляется  как злоупотребление со стороны  хозяйствующего субъекта своим  доминирующим положением на рынке,  в отношении которого антимонопольным  органом установлен факт доминирования. 

2. коллективная монополистическая  деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих  субъектов, ограничивающих конкуренцию.  В зависимости от субъектного  состава различают:

а)   соглашения (согласованные  действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке  определенного товара более 35 процентов.

б)   соглашения неконкурирующих  хозяйствующих субъектов, один из которых  занимает доминирующее положение, а  другой является его поставщиком  или покупателем (заказчиком).

Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и  органов местного самоуправления

Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от числа участников также может быть:

1) индивидуальной. Формами ее проявления являются акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления.

2) коллективной, осуществляемой в форме соглашений (согласованных действий). 6

Монополистическая деятельность на рынке финансовых услуг

Термина «монополистическая деятельность» Закон о конкуренции  на рынке финансовых услуг не содержит, однако запрет на ее осуществление (исходя из известного нам содержания данного  понятия) и формы осуществления  определяет. Монополистическую деятельность на рынке финансовых услуг по субъектному  признаку можно разделить на два  вида:

1. Противоправная деятельность, совершаемая финансовыми организациями. 

2. Противоправная деятельность  органов исполнительной власти, Центрального банка РФ, органов  местного самоуправления.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые противоречат положениям законодательства. Признаки недобросовестной конкуренции:

а) осуществляться только активными  действиями; б) данные действия будут  рассматриваться как правонарушения; в) субъектами недобросовестной конкуренции  могут быть лишь хозяйствующие субъекты; г) целью является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности; д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Недобросовестная  конкуренция.

Конкурентная борьба, связанная  с нарушением принятых норм и правил конкуренции, противоречащая положениям действующего законодательства, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости: неправомерное  получение, использование и разглашение  конфиденциальной информации, распространение  лажных сведений, сокрытие важной для  потребителя информации и т.д.

Недобросовестная конкуренция  представляет собой направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые и могут причинить  или причинили убытки другим хозяйствующим  субъектам-конкурентам либо нанести  ущерб их деловой репутации. 7

К ним, в частности, относятся: демпинг; распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных  причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его  деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами других хозяйствующих  субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним  средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца; установление контроля над  деятельностью конкурента с целью  прекращения конкуренции; злоупотребление  господствующим положением на рынке; внедрение  дискриминационных цен или коммерческих условий; установление зависимости  поставок товаров и услуг от принятия ограничений в отношении производства и распределения конкурирующих  товаров; введение ограничительных  условий в агентские соглашения; тайный сговор на торгах и создание картелей; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и  условий поставок товаров и услуг.

Обычно такая конкуренция  запрещается положениями законодательства по борьбе с ограничительной деловой  практикой, по охране прав потребителей, по контролю над монополиями, а также, гражданским и уголовными кодексами.

Прежде чем установить факт недобросовестной конкуренции, антимонопольный  орган и/или суд при рассмотрении дела обязаны установить наличие  конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами (заявителем жалобы/истцом и ответчиком). 8

Если же факт конкуренции  не установлен, привлечение лица к  ответственности становится невозможным.

Хотелось бы привести пример, касающийся данного вопроса:

В антимонопольный  орган обратились с заявлением три  компании - производители и поставщики противогазов. После проверки заявления  в отношении ЗАО «К» было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о конкуренции (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 135-ФЗ) в связи с распространением ложных, неточных или искаженных сведений в отношении потребительских  свойств и качества производимого  и реализуемого товара заявителей, производителей и поставщиков противогазов, а также в связи со сравнением в некорректной форме товаров  заявителей с противогазами, производимыми  ОАО «С», ОАО «Э» и ОАО «Т». Это могло причинить убытки заявителям либо нанести ущерб их деловой  репутации.

Антимонопольный орган затребовал и изучил доказательства, в т.ч. учредительные документы  сторон, и установил отсутствие конкуренции  между компаниями-заявителями и  ЗАО «К». Как оказалось, последнее  общество не производит и не продает  противогазов, т.е. заявители и ЗАО  «К» осуществляют деятельность на разных товарных рынках и не являются конкурентами.

Одновременно  выяснилось, что учредителями ЗАО  «К» являлись три указанные выше ОАО. Эти общества были конкурентами компаний-заявителей. При рассмотрении дела комиссия антимонопольного органа установила, что по договорам со своими тремя акционерами «ЗАО «К»  обязалась оказать ряд услуг, в т.ч. содействовать продвижению  производимых ими товаров, распространять рекламные материалы и представлять продукцию, консультировать потребителей этой продукции и пр.

При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что информацию о качестве, характеристиках  и потребительских свойствах  продукции компаний-заявителей ЗАО  «К» распространило в порядке  собственной инициативы (доказательств  обратного не нашлось) и что акционеры  ЗАО «К» не уполномочивали общество распространять информацию о качестве, характеристиках и потребительских  свойствах продукции конкурентов.

Производство  по делу о нарушении законодательства о конкуренции антимонопольный  орган прекратил, но материалы в  соответствии с решением комиссии УФАС были направлены в прокуратуру для  принятия мер прокурорского реагирования.

          Как мы видим форм недобросовестной  конкуренции очень много, и  существует масса наглядных примеров  по каждой из них, однако  в рамках своей контрольной  работы это не представляется  возможным. 

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательскому праву"