2. Проведение правовой
экспертизы документов осуществляет
регистрирующий орган в целях
установления соответствия документов
требований законодательства как по
форме, так и по содержанию.
Государственная регистрация
осуществляется в срок не более чем
5 рабочих дней со дня представления
документов в регистрирующий орган.
По итогам экспертизы государственный
служащий ФНС РФ составляет заключение
о соответствии (несоответствии) документов
установленным требованиям.
3. Принятие решения о
государственной регистрации юридического
лица является основанием внесения
соответствующей записи в государственный
реестр, которое осуществляется
путем присвоения организации
очередного номера в журнале
регистрации поступающих документов,
проставления специальной надписи
(штампа) с наименованием регистрирующего
органа, номером и датой на
первой странице учредительных
документов, скрепляемой подписью
должностного лица, ответственного
за регистрацию.
4. Выдача заявителю документа
(регистрационного свидетельства),
подтверждающего факт внесения
записи в государственный реестр
осуществляется в срок не позднее
одного дня с момента государственной
регистрации юридического лица.
В соответствии со ст. 23 Федерального
закона «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» отказ в государственной
регистрации допускается в случае:
а) непредставления необходимых
для государственной регистрации
документов;
б) представления документов
в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) в иных случаях, указанных
в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального
закона № 129-ФЗ).
Отказ в государственной
регистрации юридического лица по мотивам
нецелесообразности не допускается.
Решение об отказе в государственной
регистрации должно быть принято
не позднее срока, установленного для
государственной регистрации (5 рабочих
дней) и должно содержать основания
отказа.
3.Организационно-правовые формы
коммерческих предприятий
3.1. Хозяйственные товарищества
К хозяйственным товариществам
согласно гражданскому кодексу
относятся полное товарищество
и товарищество на вере. Полное
товарищество является одной
из организационно-правовых форм
юридического лица, отличающихся
от других соединением личного
участия и имущества его членов
для совместной организации предпринимательской
деятельности. Характерной особенностью
полного товарищества является
то, что по его обязательствам
отвечает не только оно собственным
имуществом, но и все входящие
в его состав участники принадлежащим
им имуществом.
Полное товарищество
может состоять из двух или
более лиц. Согласно п. 4 ст. 66 ГК
участниками полных товариществ
могут быть индивидуальные предприниматели
и (или) коммерческие организации. К
участнику полного товарищества – физическому
лицу предъявляется требование его регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя.
Документом, определяющим
внутреннюю организацию и порядок
деятельности полного товарищества,
является учредительный договор.
Личное участие членов во всех
делах полного товарищества предполагает,
что каждый из них активно
участвует в управлении им. Возникающие
между товарищами разногласия
могут решаться, если подобное
предусмотрено учредительным договором,
по большинству голосов.
Основаниями ликвидации
полного товарищества могут служить: 1)
решение его участников, в том числе в
связи с истечением срока, на который создано
полное товарищество; 2) достижение цели,
для которой оно создано; 3) решение суда
в случае, если полное товарищество осуществляло
деятельность без лицензии, а также деятельность,
запрещенную законом и иными законодательными
актами или же с грубыми их нарушениями;
4) признание полного товарищества несостоятельным
(банкротом); 5) наличие в товариществе
единственного участника после выхода
остальных. Наступление всех вышеперечисленных
обстоятельств имеет своим следствием
обязательное прекращение деятельности
товарищества.
Основными признаками
товарищества на вере являются:
1) предпринимательский характер
деятельности товарищества;
2) осуществление предпринимательской
деятельности от своего имени;
3) разная ответственность
по обязательствам товарищества
вкладчиков и полных товарищей.
Создание и порядок
деятельности товарищества на
вере определяются в учредительном
договоре. Управление делами товарищества
на вере составляет право и
обязанность только полных товарищей.
Вкладчики, не участвуя в управлении
делами товарищества, не имеют
права оспаривать действия полных
товарищей.
Обязанности вкладчика
товарищества на вере ограничиваются
внесением вклада в складочный
капитал, что удостоверяется свидетельством
об участии, выдаваемым вкладчику
товариществом. Поскольку вкладчик
не принимает личного участия
в делах товарищества, его вклад
носит исключительно имущественный
характер.
Основаниями ликвидации
товарищества на вере помимо
выбытия всех вкладчиков признаются
основания, по которым ликвидируется
полное товарищество. Эти основания
установлены ст. 61 и п. 1 ст. 76 ГК.
3.2. Хозяйственные общества
К хозяйственным обществам
можно отнести общества с ограниченной
ответственностью, общество с дополнительной
ответственностью и акционерное
общества.
Общества с ограниченной
ответственностью относится к
категории коммерческих организаций,
основанных на объединении капиталов.
Учредительными документами общества
при необходимости на участников
могут возлагаться определенные
обязанности личного участия
в деятельности общества. От общества
по общему правилу не требуется публиковать
сведения о результатах ведения его дел
(см. п. 5 ст. 91 ГК).
Участниками ООО могут быть
граждане и юридические лица.
ООО действует на
основании двух учредительных
документов – учредительного
договора и устава. Исключение
составляет общество, учрежденное
одним лицом, действующее на
основании только устава, поскольку
заключение учредительного договора
в этом случае невозможно.
В соответствии с
п. 1 ст. 87 ГК ООО имеет уставный
капитал, который разделен на
доли определенных учредительными
документами размеров. Размер доли участника
общества определяется в процентах или
в виде дроби и должен соответствовать
соотношению номинальной стоимости его
доли и уставного капитала общества.
В ООО управление
осуществляется его органами: высший
орган – общее собрание участников
и исполнительный орган. В соответствии
с п. 2 ст. 32 Закона об ООО уставом
общества может быть предусмотрено
образование совета директоров (наблюдательного
совета) общества.
Вопросы добровольной
реорганизации и ликвидации общества
относятся к исключительной компетенции
общего собрания участников (см.
п. 3 ст. 91 ГК). Решение о реорганизации или
ликвидации общества считается принятым,
если за него единогласно проголосовали
все участники ООО.
По своему правовому
статусу общество с дополнительной
ответственностью отличается от
ООО условием о дополнительной
ответственности участников общества
по его долгам. Указание на
дополнительную ответственность
участников должно содержаться
в фирменном наименовании общества.
АО относится к категории
коммерческих организаций, основанных
на объединении капиталов. Коммерческий
характер общества полагает основной
целью деятельности общества
получение прибыли и возможность
ее распределения между акционерами,
а также определяет характер
правоспособности общества.
АО может быть образовано
(создано) путем его учреждения
вновь, а также путем реорганизации
существующего юридического лица.
Уставный капитал представляет
собой величину (цифру), которая фиксируется
в денежном выражении в учредительных
документах общества и показывает
минимальную стоимость имущества,
которым общество гарантирует
интересы контрагентов, вступающих
в отношения с обществом.
Общее собрание акционеров,
совет директоров и исполнительный
орган общества являются органами
управления обществом. Вопросы
добровольной реорганизации и
ликвидации общества относятся
к исключительной компетенции общего
собрания участников.
3.3. Производственные кооперативы
Производственный кооператив
– добровольное объединение прежде
всего людей, а не капиталов. Основные
признаки производственных кооперативов
состоят в следующем:
1) производственный кооператив
– это добровольное объединение
на основе членства преимущественно
граждан для совместной производственной
и иной хозяйственной деятельности;
2) член кооператива –
гражданин, как правило, обязан
в нем работать, находиться с
кооперативом в трудовых отношениях,
либо обеспечить иное участие
в его деятельности, выражающееся,
в частности, в финансировании
кооператива, обеспечении его
материальными ресурсами, помещениями,
транспортом;
3) обязанность членов
кооператива состоит также в
формировании его имущественной
базы путем внесения имущественных
паевых взносов. В совокупности
паевые взносы составляют паевой
фонд кооператива;
4) члены кооператива несут
субсидиарную ответственность по
его долгам.
5) все члены кооператива,
как граждане, так и юридические
лица, обладают одним голосом
при принятии решений на общем
собрании членов кооператива.
ГК предоставляет кооперативу
возможность осуществлять любые
виды деятельности. В частности,
кооперативы вправе осуществлять
свою деятельность в промышленности,
сельском хозяйстве, торговле, бытовом
обслуживании, оказывать иные услуги.
Единственным учредительным
документом кооператива является
его устав. Органы управления,
обязательные для каждого кооператив.
К первым относятся высшие
и исполнительные органы управления
кооперативом, ко вторым – наблюдательный
совет, который может быть создан
при числе членов более 50.
Управление в кооперативе
осуществляется на основе утвердившихся
в мировой практике кооперативного
движения демократических принципов.
Общее собрание состоит из
всех членов кооператива, является
его высшим органом управления.
Исполнительными органами производственного
кооператива являются его правление
и (или) председатель.
Реорганизация кооператива
осуществляется по правилам, предусмотренным
ст. ст. 57 – 60 ГК.
Ликвидация кооператива
может быть добровольной и
принудительной. Решение о добровольной
ликвидации кооператива принимается
общим собранием членов кооператива.
Ликвидация кооператива по требованию
иных государственных органов
или органов местного самоуправления
возможна только в том случае,
если такое право предоставлено
данным органам законом.
3.4. Государственные и муниципальные
предприятия
Унитарное предприятие
– это коммерческая организация.
Иными словами, это объединение
лиц, состоящее из руководителя
предприятия и коллектива рабочих
и служащих. Унитарное предприятие
является субъектом гражданского права,
в качестве объекта права выступают предприятия,
входящие в состав имущества, принадлежащего
хозяйственным товариществам и обществам,
производственным кооперативам. Предприятие
как имущественный комплекс продолжает
свое существование и при создании унитарного
предприятия. Но в этом случае оно одновременно
становится объектом двух вещных прав:
права собственности субъекта, создавшего
унитарное предприятие, и производного
от него вещного права, принадлежащего
самому унитарному предприятию.
Второй признак: унитарное
предприятие не является собственником
закрепленного за ним имущества.
Собственником такового остается
субъект, создавший унитарное
предприятие.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона
об унитарных предприятиях в
Российской Федерации создаются
и действуют унитарные предприятия,
основанные на праве оперативного
управления: федеральное казенное
предприятие, казенное предприятие
субъекта РФ, муниципальное казенное
предприятие.
Потребительскому кооперативу,
отнесенному ГК к некоммерческой
организации, свойственны признаки,
характерные для кооперативов
любых видов и отличающие кооператив
от других предусмотренных ГК
юридических лиц. К таким признакам
относятся: членство, являющееся
организационной основой формирования
кооператива, демократические принципы
управления кооперативами (в частности,
один участник – один голос);
внесение членами кооператива
имущественных паевых взносов;
удовлетворение материальных и
иных потребностей членов кооператива
как основная цель объединения
граждан и юридических лиц
в кооператив.