Государственный
контроль за предпринимательской
деятельностью.Контроль - одно из средств
государственного регулирования экономики
и предпринимательской деятельности.
Поскольку государственный контроль осуществляется
государственными органами, его следует
рассматривать как одну из форм реализации
государственной власти.Государственный
контроль в сфере предпринимательской
деятельности представляет собой систему
проверки и наблюдения за соблюдением
коммерческими и некоммерческими организациями
требований нормативных актов при осуществлении
предпринимательской деятельности.Разновидностью
контроля является надзор, который
подразделяется на общий надзор прокуратуры
за соблюдением Конституции РФ и исполнением
законов, действующих на территории Российской
Федерации, в том числе в сфере хозяйственной
деятельности, и административный надзор.Согласно
науке административного права, отличие
контроля от надзора сводится к следующим
наиболее характерным чертам:а) органы
надзора (в том числе прокурорского) выполняют
свои функции и полномочия в отношении
тех объектов, которые им организационно
не подчинены; органы контроля - в основном
в отношении организационно подчиненных
и в некоторых случаях в отношении неподчиненных
объектов;б) в процессе контроля могут
применяться меры дисциплинарного воздействия
в отношении виновных лиц; в процессе же
административного надзора применяются
меры административного воздействия к
физическим и юридическим лицам;в) органы
контроля занимаются проверкой различных
сторон деятельности подконтрольных объектов;
органы административного надзора проверяют
соблюдение специальных правил на поднадзорных
им объектах.Виды контроля различаются
в зависимости от оснований его классификации.
Так, объем проверяемой деятельности позволяет
выделить общий контроль и специальный
контроль. К специальному может быть отнесен,
например, валютный контроль, налоговый
контроль, бюджетный контроль и др.В зависимости
от стадии контроля и цели проверки выделяют
предварительный, текущий и последующий
контроль. Предварительный контроль имеет
своей целью предупреждение и профилактику
соблюдения параметров предпринимательской
деятельности. Текущий контроль преследует
цель оценки реально осуществляемой предпринимательской
деятельности. Последующий контроль предполагает
проверку исполнения тех или иных решений
государственных органов в сфере предпринимательской
деятельности и соответствующих результатов.В
зависимости от того, кем осуществляется
контроль и характера полномочий контролирующих
органов, выделяются: контроль Президента
РФ; контроль органов законодательной
(представительной) власти; контроль органов
исполнительной власти; контроль органов
судебной власти.Все виды контроля так
или иначе влияют на предпринимательскую
деятельность.
формы
государственного контроля
за предпринимательской
Представляется,
что под формами государственного
регулирования предпринимательской
деятельности следует понимать закрепленные
в правовых нормах и осуществляемые
в рамках законодательства конкретные
меры экономического, правового и
организационного воздействия на предпринимательскую
деятельность.Что касается методов государственного
регулирования предпринимательской деятельности,
то вполне достаточно будет указать на
три основных метода, используемых в предпринимательском
(хозяйственном) праве: метод автономных
решений (метод согласования), метод обязательных
предписаний, метод рекомендаций. Все
названные методы присущи и адекватны
отношениям, складывающимся в процессе
регулирования хозяйственной деятельности
и охватываемым предметом предпринимательского
(хозяйственного) права. Выделение других
методов государственного регулирования
предпринимательской деятельности представляется
искусственным.Как и направления (сферы)
государственного регулирования предпринимательской
деятельности, формы такого регулирования
многообразны. В целом их можно подразделить,
соответственно мерам государственного
регулирования экономики, на экономические,
правовые и организационные .Экономические
формы в условиях рыночного хозяйства
должны занимать одно из ведущих мест.
Экономические формы государственного
регулирования экономики можно охарактеризовать
как меры, заключающиеся в определении
направлений и стратегии развития экономики
в целом или ее отдельных сфер и видов
хозяйственной деятельности, а также меры
стимулирования (а в необходимых случаях
и дестимулиро-вания) определенных сфер
экономики, видов и субъектов хозяйственной
деятельности.Экономической формой государственного
регулирования предпринимательской деятельности
является, в первую очередь, налоговое
регулирование, поскольку без налогов
невозможна реализация публичных интересов.
К экономическим формам относятся также
таможенное и валютное регулирование.
Кроме того, одной из важнейших форм государственного
регулирования предпринимательской деятельности
является прогнозирование и программирование
социально-экономического развития. Разумеется,
что налоговое, валютное и таможенное
регулирование невозможно осуществлять
без использования некоторых элементов
организационных форм регулирования,
таких как мероприятия по контролю. Кроме
того, НК РФ например, устанавливает определенные
меры государственной поддержки предпринимательства.
Вместе с тем главное предназначение названных
форм регулирования предпринимательской
деятельности видится в применении экономических
мер воздействия.Без организационных
форм государственного регулирования
не может обойтись ни одно развитое рыночное
хозяйство. Организационные формы государственного
регулирования экономики представляют
собой меры управленческого (а в необходимых
случаях и директивного) порядка, применяемые
в пределах, установленных законами, компетентными
государственными органами в отношении
экономики в целом, ее отдельных сфер,
а также видов и субъектов хозяйственной
деятельности. К организационным формам
государственного регулирования предпринимательской
деятельности относятся, например, государственная
регистрация субъектов предпринимательской
деятельности, лицензирование, обязательные
предписания, применение нормативов
и лимитов, установление квот.Организационные
формы государственного регулирования
необходимо отличать от санкций, применяемых
к хозяйствующим субъектам — правонарушителям
в вертикальных хозяйственных отношениях.
Например, приостановление операций по
счетам предприятия и индивидуального
предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является
не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной
санкцией.Государственный контроль за
соблюдением законодательства субъектами
предпринимательской деятельности —
это, по своей сути, одна из организационных
форм государственного регулирования
предпринимательской деятельности.Государственная
поддержка также является одной из форм
государственного регулирования предпринимательской
деятельности. Речь идет о расширении
возможности субъектов хозяйственной
деятельности в определенных сферах экономики.
«Сюда относятся государственная поддержка
субъектов малого предпринимательства...
меры по поддержке агропромышленного
комплекса, по обеспечению деятельности
военно-промышленного комплекса, по защите
отечественных товаропроизводителей».Защита
субъектов предпринимательской деятельности,
как форма государственного регулирования
предпринимательской деятельности, характеризуется
конкретными мерами по восстановлению
или признанию нарушенных или оспариваемых
прав этих субъектов. Формы защиты делятся
на судебные и внесудебные.Поскольку,
как уже отмечалось выше, формы государственного
регулирования предпринимательской деятельности
должны иметь нормативное закрепление
и обеспечение, все они выступают в качестве
правовых мер. Законы и подзаконные акты
являются основными правовыми формами
государственного регулирования предпринимательской
деятельности. Некоторые формы государственного
регулирования предпринимательской деятельности
называются правовыми в соответствующих
нормативных правовых актах. Например,
в Законе о техническом регулировании
говорится, что техническое регулирование
— это правовое регулирование. Кроме того,
выделяются и такие правовые меры регулирования,
как договор, имущественная ответственность
и т.п.
виды
государственного контроля
за предпринимательской
деятельностью
Понятие
«контроль» дословно означает «постоянное
наблюдение, проверка чего-либо». Поэтому
государственный контроль представляет
собой систему проверки и наблюдения
в той или иной сфере осуществления
государственной власти. Государственному
контролю противопоставляется общественный
(негосударственный) контроль. Выделяют
два вида контрольной деятельности:
контроль и надзор. Государственный
контроль, осуществляемый исполнительной
властью, является одной из форм реализации
функций органов исполнительной
власти. Бахрах пишет: «Надзор -
это ограниченный, суженный
контроль». Далее отмечает, что существует
три типа надзора: а) судебный; б) прокурорский;
в) административный. Последний - самый
большой по объему и разнообразию. Его
осуществляют сотни тысяч государственных
служащих, он значительно отличается от
судебного и от прокурорского надзора.
В итоге Д. Н. Бахрах формулирует следующее
определение административного надзора:
«Административный надзор - надведомственный,
специализированный, систематический
контроль государственной администрации
за соблюдением гражданами и организациями
правовых и технико-правовых норм»Административный
надзор обладает своими особенностями.
Во-первых, субъектами надзорной деятельности
являются структурные подразделения государственной
администрации, субъекты исполнительной
власти. Во-вторых, основная цель административного
надзора - обеспечение безопасности граждан,
организаций и общества.В-третьих, административный
надзор всегда специализирован, направлен
на соблюдение специальных правил, а не
на соблюдение законности в целом.В-четвертых,
административный надзор за конкретными
объектами производится систематически.
В-пятых, административный надзор осуществляется,
как правило, субъектами функциональной
власти, наделенными надве-домственными
полномочиями. В-шестых, административный
надзор связан с широким применением мер
административного принуждения3. Таким
образом, государственный контроль (надзор)
в сфере предпринимательства есть система
проверки и наблюдения за соблюдением
субъектами предпринимательской деятельности
и органами государственной власти требований
нормативных правовых актов при осуществлении
предпринимательской деятельности, а
также при ее управлении. В действующем
законодательстве отсутствует общее (универсальное)
определение понятия государственного
контроля и надзора. Существуют различные
виды контроля и надзора в зависимости
от сферы применения. К ним относятся,
в частности: а) банковский надзор;
б) бюджетный контроль; в) валютный
контроль;г) государственный метрологический
контроль (надзор); д) государственный
строительный надзор;е) контроль безопасности
при использовании атомной энергии;ж)
контроль объектов, признаваемых опасными,
а также особо важных и режимных объектов;з)
налоговый контроль;и) санитарно-карантинный,
карантинный фитосанитарный и ветеринарный
контроль; к) страховой надзор; л) таможенный
контроль; м) транспортный контроль; н)
финансовый контроль.