Государственные и муниципальные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Государственные и муниципальные предприятия являются активными субъектами предпринимательской деятельности, они отражают одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий представляется актуальной задачей.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положения о признании и защите государственной, муниципальной, частной форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое

Оглавление

Введение....................................................................................................................................................3
Глава 1. Правовая природа государственного унитарного предприятия..............................5
1.1. Понятие и общая характеристика унитарного предприятия............................................5
1.2. Государственная собственность как основа возникновения унитарного предприятия................................................................................................................................10
Глава 2. Теоретические основы создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.................................................................................................................................14
2.1. Создание и управление унитарным предприятием...........................................................14
2.2. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия....................................................17
Глава 3. Виды государственных унитарных предприятий....................................................20
3.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения................20
3.2. Федеральное казенное предприятие...................................................................................26
Заключение...................................................................................................................................35
Список использованных источников................

Файлы: 1 файл

курсовая_Журавлевой.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения[23].

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

В пунктах 1 -3 статьи 8 Закона об унитарных предприятиях, регулирующих полномочия органов управления по учреждению унитарного предприятия, необходимо обратить внимание на следующее: казенное предприятие теперь может быть не только федеральным, но и региональным (субъекта Российской Федерации) и муниципальным. ГК РФ ранее допускал создание и функционирование только федеральных казенных предприятий — на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Соответствующие изменения в ГК РФ с принятием Закона об унитарных предприятиях внесены. В данном случае законодательная коллизия не возникла. Однако в законодательные акты, устанавливающие полномочия органов региональной и местной власти (и содержащие перечень функций, выполняемых этими органами), необходимые изменения не вносились.

Таким образом, реализация права на создание казенных предприятий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления откладывается, по меньшей мере, до внесения изменений в федеральные законы, регулирующие их деятельность, и, как максимум, до завершения начавшейся реформы регионального и местного управления.

Казенное предприятие как коммерческая структура должно быть самофинансируемым. Правительством определен порядок финансирования деятельности коммерческих предприятий, в том числе связанной с выполнением плана-заказа и плана развития, за счет собственных доходов. Это должно стать нормой в рыночной экономике. Такая норма тем более достижима при выполнении оборонного заказа, когда возможно гарантирование фиксированного уровня рентабельности по видам продукции, как предусмотрено Законом "О государственном оборонном заказе".

Разумеется, могут быть исключения из этого общего правила, если предприятию действиями государственных организаций (собственников) наносится ущерб вследствие создания нерыночных условий выполнения обязательного задания, а также принудительных экономических или административных ограничений. В таких случаях государство обязано компенсировать ему реальный ущерб независимо от того, достаточно у предприятия доходов для финансирования производства или нет. Средства из бюджета для такой компенсации следует предусматривать в плановом порядке с целью достижения устойчивости финансового положения.

Помимо компенсации убытков, казенное предприятие вправе получать от государства финансовые ресурсы на капитальные затраты, реализацию плана развития, содержание объектов социальной инфраструктуры, однако только в тех случаях, когда у него недостаточно своих средств.

Основным источником ресурсов для обеспечения расширенного воспроизводства и у казенного предприятия являются доходы и прибыль. По этому решающее значение для нормального воспроизводственного процесса имеет порядок распределения последних.
Но этот вопрос остается сложным и запутанным. Гражданский кодекс не вносит в него ясности. Им предусмотрено, что продукциям: доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном. ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управления в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст. 299.2). другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Из сказанного следует сделать два вывода:

— численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;
— применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

В качестве примера федерального казенного учреждения можно привести Государственное юридическое бюро по Республике Карелия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 35, ст. 3615; 2006, N 47, ст. 4906) с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. создано федеральное государственное учреждение "Государственное юридическое бюро по Республике Карелия.

Государственное юридическое бюро является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, необходимые для осуществления деятельности штампы и бланки, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах Федерального казначейства. Государственное юридическое бюро является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме федерального казенного учреждения, являющегося государственным учреждением.

Учредителем Государственного юридического бюро является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества государственного юридического бюро осуществляются в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации. Координация и контроль деятельности Государственного юридического бюро осуществляются Министерством юстиции Российской Федерации.

Государственное юридическое бюро руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства юстиции Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и настоящим Уставом.

Финансовое и материально-техническое обеспечение Государственного юридического бюро осуществляется в пределах сметы расходов на содержание Министерства юстиции Российской Федерации, утверждаемой в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.

Государственное юридическое бюро является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, может приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом и ответчиком в суде[24].

 



2

 

Заключение
 

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются особой разновидностью коммерческих организаций. Унитарные предприятия осуществляют коммерческую деятельность на базе имущества, которое не является их собственностью. Этим они отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их ведении. Этим же обусловлены и особенности унитарных предприятий.

Законодательство в области регулирования деятельности унитарных предприятий определяет права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения унитарных предприятий с другими коммерческими и некоммерческими организациями, органами государственного управления.

Так же надо отметить, что институт юридического лица в гражданском праве постоянно развивается. Необходимость совершенствования и развития связана с вхождением в рынок. Интерес к исследованию и конструированию понятия унитарного предприятия как юридического лица в условиях проявления рыночных отношений приобрел особую значимость. Ведь для правильного разрешения вопросов и споров, возникающих между субъектами хозяйствования в процессе их взаимодействия, требуется само понимание сущности унитарного предприятия, четкая правовая регламентация деятельности унитарных предприятий. 

Несмотря на свою относительную новизну, институт унитарных предприятий успел зарекомендовать себя как оптимальная форма управления и распоряжения муниципальным имуществом в том случае, когда возникает необходимость обеспечения потребности муниципалитета в наиболее значимых товарах и услугах, производство и предоставление которых не может быть отдано на откуп иным частным организациям.

Нисколько не уменьшая роль частных коммерческих юридических лиц в современной российской экономике, необходимо признать, что зачастую существование муниципального сектора в экономике просто жизненно необходимо. Форма унитарного предприятия в этом случае остается наиболее эффективным рычагом управляющего воздействия государства и муниципальных образований в лице его уполномоченных органов на соответствующее имущество, опосредуя директивные полномочия через руководство предприятия.

 



2

 

Список использованных источников:

1.       Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

2.       Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

3.       Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012)

4.       Артеменков С.И. «Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий» / «Законность». 2007. - №5. - С. 7-12.

5.       Басаганов Д.А., Шайдуров С.А. «Комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (постатейный). «Деловой двор», 2009. - 208 с.

6.       Бородина Р.М. «Создание унитарных предприятий» / Учет в бюджетных учреждениях. 2010. - №2. С. 23.

7.       Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова). - "Контракт": "ИНФРА-М", 2006 г. -496 с.

8.       Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева Изд-во ПРОСПЕКТ, 2006. - 358 с.

9.       Гражданское право. Часть первая: Учебник. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 536 с.

10.   Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Издательство БЕК, 2004. - 816 с.

11.   Горина Е. «Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» / Финансовая газета. 2009, №12. С. 34.

12.   Городняя А. В. Правовое регулирование деятельности государственных унитарных предприятий : дис. канд. юрид. наук : 12.00.03 : Казань, 2004.- 140c.

13.   Модин Н.А. «Предприятие как объект муниципальной собственности» / Законодательство и экономика. 2006, №10. С. 86.

14.   Муниципальное право: Учебник для вузов (Под ред. A.M.Никитина). Изд-во «ИНФРА-М». 2008. – 295с.

15.   Муниципальное право России: Учебник для вузов (под ред. Костюкова А.Н.) Изд-во «ИНФРА-М». 2006. – 174с.

16.   Муниципальное право. Учебник для вузов. Под ред. Игнатюк Н.А. 2005 г. ЗАО Юстицинформ, 2005. - 405 с.

17.   Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. «Основы организации муниципального управления». Учебное пособие. «Форум». 2009. – 213с.

18.   Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: научное издание / Д. В. Петров; Ред. В. Ф. Яковлева ; Ассоциация юридический центр. - СПб. : Юридический Центр Пресс, 2002. - 359 с.

19.   Фролова А.В. Правовое положение унитарного предприятия: дис. канд. юрид. наук. — М., 2006.-185 с.

20.   Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/Power/Office/vedom_reg.html

21.   Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.rg.ru/2011/06/22/yurburo-site-dok.html

22.   Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:  www.minfin.ru

 



[1] Модин Н.А. «Предприятие как объект муниципальной собственности» / Законодательство и экономика. 2006, №10. С. 86.

[2] Наумов С.Ю. «Основы организации муниципального управления». Учебное пособие. «Форум». 2009. – 213с.

[3] Там же.

[4] Наумов С.Ю. «Основы организации муниципального управления». Учебное пособие. «Форум». 2009. – 213с.

[5] Бородина Р. «Создание унитарных предприятий» / Учет в бюджетных учреждениях. 2010. - №2. С. 23.

[6] Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

[7] Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:  www.minfin.ru

[8] Гражданское право. Часть первая: Учебник. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - с. 436.

[9] Бородина Р. «Создание унитарных предприятий» / Учет в бюджетных учреждениях. 2010. - №2. С. 23.

[10] Там же.

[11] Артеменков С.И. «Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий» / «Законность». 2007. - №5. - С. 10.

[12] Артеменков С.И. «Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий» / «Законность». 2007. - №5. - С.11.

[13] Муниципальное право России: Учебник для вузов (под ред. Костюкова А.Н.) Изд-во «ИНФРА-М». 2006. – с 231.

[14] Фролова А.В. Правовое положение унитарного предприятия: дис. канд. юрид. наук. — М., 2006.- с 87.

[15] Фролова А.В. Правовое положение унитарного предприятия: дис. канд. юрид. наук. — М., 2006.- с. 91.

[16] Городняя А.В. Правовое регулирование деятельности государственных унитарных предприятий : дис. канд. юрид. наук : 12.00.03 : Казань, 2004.- c. 65.

[17] Там же.

[18] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

[19] Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/Power/Office/vedom_reg.html

[20] Артеменков С.И. «Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий» / «Законность». 2007. - №5. - С. 7-12.

[21] Артеменков С.И. «Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий» / «Законность». 2007. - №5. - С. 7-12.

[22] Фролова А.В. Правовое положение унитарного предприятия: дис. канд. юрид. наук. — М., 2006.-  с 140.

[23] Фролова А.В. Правовое положение унитарного предприятия: дис. канд. юрид. наук. — М., 2006.- с. 146.

[24] Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.rg.ru/2011/06/22/yurburo-site-dok.html


Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия