Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: показать принципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезных ископаемых.
Задачи работы:
- рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых;
- дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых
1.1 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых
1.2 Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых
2. Методические аспекты налогообложения добычи полезных ископаемых
2.1 Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых
2.2 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе
3. Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования налога
3.1 Анализ поступлений в доходную часть бюджета России и бюджета Курской области
3.2 Проблемы и пути совершенствования налога
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Исчисление и уплата налога на добычу полезных ископаемых в организации..docx

— 86.37 Кб (Скачать)

3)  полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Не признаются объектом налогообложения:

1)  общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

2)  добытые (собранные) минералогические. Палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

3)  полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;

4)  полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

5)  дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений[1].

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в  соответствии с законодательством  РФ[1].

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика  налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование в соответствии с законодательством РФ в течении 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр[1]. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному  ископаемому[1].

Количество добытого полезного  ископаемого определяется прямым (посредством  применения измерительных средств  и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены  различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с  учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке[1].

Оценка стоимости добытых  полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих  способов:

1)  исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2)  исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3)  исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговым периодом признается календарный месяц[1].

       

Сумма налога по добытым  полезным ископаемым исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма  налога исчисляется по итогам каждого  налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог полежит  уплате по месту нахождения каждого  участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в  общем количестве добытого полезного  ископаемого, соответствующего вида.

Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного  сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность представления  налоговой декларации у налогоплательщика  возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая  добыча полезных ископаемых. Налоговая  декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Декларация представляется не позднее  последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом[1].

Определенные особенности  исчисления и уплаты налога установлены  при выполнении соглашений о разделе  продукции.

Налогоплательщиками в данном случае являются инвесторы по соглашениям  о разделе продукции, за исключением  тех случаев, когда выполнение работ  по соглашению о разделе продукции, в том числе добычу полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению. В этих случаях исчисление и уплата налога должны производиться оператором, который выступает в качестве уполномоченного представителя  налогоплательщика.

Налоговая база определяется в общеустановленном порядке, т. е. как стоимость добытых полезных ископаемых, но с учетом особенностей, которые установлены в соглашении о разделе продукции для определенной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом стоимость определяется по каждому соглашению о разделе  продукции и деятельности, не связанной  с выполнением соглашения о разделе  продукции.

При выполнении соглашения применяются установленные налоговые  ставки, но с коэффициентом 0,5. При  этом они не могут изменяться в  течении всего срока действия соответствующего соглашения. Кроме того, НК РФ введена оговорка, в соответствии с которой при выполнении соглашений, заключенных до вступления в действие налога на добычу полезных ископаемых, применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные в соглашении о разделе продукции, с учетом норм российского законодательства о налогах и сборах, действовавших на дату подписания соответствующего соглашения[20,с. 214-216].

 

2.2 Роль налога на добычу  полезных ископаемых в налоговой  системе

Налог на добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую  систему в 2001г и вступил в  действие с 1 января 2002г. Впервые за годы существования налоговой системы  с принятием гл. 26 НК РФ была упорядочена  система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. Условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядке функционирования платы за пользование недрами с включением в ставку налога половины ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ставку акциза за сырую нефть. Данный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере. Поэтому одновременно с введением этого налога отменена действовавшая плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ.

Кроме того, введение налога на добычу полезных ископаемых позволяет  в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования  для целей налогового контроля, в  том числе трансфертных цен в  нефтяном секторе экономики. Дело в том, что сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяла в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности, за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации. Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задач экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны были стать основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды. Изменение порядка налогообложения недропользования позволяет обеспечить снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказываться на создании благоприятного инвестиционного климата[20,с. 224-227].

До принятия специальной  главы второй части НК РФ вопросы  платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшее  положение налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов  налогообложения при исчислении налогов, взимаемых при пользовании  природными ресурсами. При этом все  важнейшие элементы налогообложения  природопользования, в том числе  определение объекта обложения, налоговая база, ставка налога, налоговые  льготы и некоторые другие, устанавливались  межведомственными инструкциями. По отдельным же платежам, например таких, как плата за пользование недрами, ставка налога регулировалась в лицензионных соглашениях, т. е. определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиком. Вместе с тем, согласно ст.17 части первой НК РФ, вступившей в силу с 1 января 1999г, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены законодательно налогоплательщики и все элементы налогообложения. Таким образом, налоги, связанные с использованием природных ресурсов, три года фактически являлись незаконными.

Кроме того, законодательство о недропользовании допускает внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, т. е. добытыми полезными ископаемыми, что также противоречит основным положениям НК РФ.

С принятием Закона о налоге на добычу полезных ископаемых все  фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования возросло[11,с. 15-16].

Доходы от налогообложения  добычи полезных ископаемых в настоящее  время остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Налог на добычу полезных ископаемых поступает в доходную часть федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации. Сумма налога по всем добытым полезным ископаемым. За исключением углеводородного  сырья и общераспространенных полезных ископаемым, распределяются следующим образом:

- 40% - в доходы федерального  бюджета;

- 60% - в доходы бюджетов  субъектов Федерации.        

 Налог на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) распределяется  следующим образом:

- 95% суммы налога –  в доход федерального бюджета;

- 5% суммы налога – в  доходы субъекта Федерации.

При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доходную часть  бюджета субъекта Федерации.

Если же добытие любых полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами российской территории, на территориях, находящихся под российской юрисдикцией или же арендуемых у иностранных государств, то вся сумма налога зачисляется в федеральный бюджет[20,с. 319].

 

3 Динамика поступления  налога на добычу полезных  ископаемых в доходную часть  бюджета России, проблемы и пути  совершенствования

3.1 Анализ поступления  налога на добычу полезных  ископаемых в доходную часть  бюджета России и бюджета Курской  области за 2007-2009гг.

Открытое акционерное  общество «Стройматериалы», находящееся  в г.Курске занимается производством и продажей белого кирпича строительного. Эти строительные материалы предприятие производит из добываемых полезных ископаемых, таких как мел и песок. ОАО является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Налоговым периодом для налога является календарный месяц. Из помесячных деклараций составлены декларации по налогу за 2007г, 2008г и 2009г, они приведены в Приложении А. Проанализируем начисление налога на предприятии за 2007-2009г (Таблица 2 Приложение Б). Как видно из таблицы предприятием в 2007г было начислено 4554,2 тыс рублей налога на добычу полезных ископаемых, в 2008г – 4404,3 тыс руб. в 2009г – 4682,1 тыс руб. В 2008г по сравнению с 2007г было начислено налога меньше на 149,9 тыс руб, что в долях составляет 0,97, так как предприятие стало выпускать меньше продукции из за снижения спроса на продукцию. В 2009г предприятие стало наращивать свое производство и налога по сравнению с 2008г было начислено на 277,8 тыс руб больше (1,06).

Информация о работе Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования налога