Целевые программы как механизм решения проблем стратегического развития страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:02, доклад

Краткое описание

Разработка стратегии развития страны осуществляется с помощью целевых программ. В основных понятиях программно-целевого управления ключевыми терминами являются категории «программа» и «цель», синтез этих понятий образует в своем единстве категорию «программно-целевая деятельность». Слово «программа» имеет греческое происхождение (programma) и означает краткое изложение того, что должно быть исполнено.

Файлы: 1 файл

целевая программа.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

  Целевые программы  как механизм решения  проблем стратегического  развития страны.  

    Разработка  стратегии развития страны осуществляется с помощью целевых программ. В основных понятиях программно-целевого управления ключевыми терминами являются категории «программа» и «цель», синтез этих понятий образует в своем единстве категорию «программно-целевая деятельность». Слово «программа» имеет греческое происхождение (programma) и означает краткое изложение того, что должно быть исполнено.

    Программа в общем смысле означает совокупность подлежащих последовательному выполнению действий, связанных общностью решаемой задачи. Цель как универсальное понятие означает намеченный результат направленных действий1.

    Порядок разработки ФЦП утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999г. №594. Эта структура считается типовой, при практической разработке обязательным является составление паспорта программы и концептуального обоснования.

    Основными принципами разработки целевых программ являются:

    1. Реализация положений государственной стратегии устойчивого развития, приоритетного решения экономических, оборонных, научных, социальных и других важнейших задач.

    2. Обеспечение координации и согласованности деятельности участников решения крупномасштабных федеральных, региональных, отраслевых проблем.

    3. Участие в программе не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и субъектов экономики, научных и общественных организаций.

    4. Достижение конкретного конечного результата и получение необходимого социально-экономического эффекта.

    5. Взаимная ответственность заказчиков и исполнителей программы.

    Проекты программ разрабатываются в соответствующих  министерствах и регионах.

    Утверждаются  программы органами как законодательной, так и исполнительной власти в  зависимости от их значимости.

    Как следует из теоретических исследований и подтверждено многолетним отечественным  и зарубежным опытом, наиболее удачной  формой реализации программно-целевого метода в управлении социально-экономическими процессами являются целевые программы2.

    Понятие целевая программа представляет собой основную категорию программно-целевого планирования.

    Установленное законодательными актами определение  федеральных целевых программ имеет  следующий вид: Федеральные целевые  программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации3.

    Подобное определение отражает важный признак целевых программ, заключающийся в том, что они представляют комплекс взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих решение различных социально-экономических задач развития.

    Целевые программы призваны стать самым  действенным средством координации деятельности отдельных отраслей, ведомств, организаций при решении комплексных задач, когда достижение цели требует совместных усилий значительного количества разноподчиненных организаций.

     Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти4.

    Разработка  проекта и утверждение целевой  программы включают в себя следующие  основные этапы:

  • разработка проекта концепции целевой программы;
  • принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;
  • разработка проекта целевой программы;
  • согласование проекта целевой программы;
  • экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами;
  • рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;
  • доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;
  • утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации.

     Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках программы. Деление целевой  программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности  решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения5.

    Разделение  целевых программ на группы, виды, классы в соответствии с различными классификационными признаками рассматривалось целым  рядом исследователей программно-целевого управления. Несмотря на это общепринятая классификация целевых программ так и не создана, что обусловлено разнообразием видов программ и характеризующих их признаков.

    Рассмотрим  разделение целевых программ на классификационные  группы в соответствии с их целевой  ориентацией, характером и природой проблем, которые будут решаться в процессе реализации программы. По виду целей, достижению которых призвана служить программа, можно выделить следующие виды программ6:

  • социально-ориентированные программы направлены на решение проблем социальной природы, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, они способствуют росту уровня жизни, изменению характера и облегчению условий труда, улучшению социального обеспечения населения;
  • научно-технические, инновационные программы нацелены на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • инвестиционные программы и крупные инвестиционные проекты программного характера связаны с долговременным, стратегическим вложением капитала с целью обеспечения устойчивого развития, роста экономического потенциала, укрепления положения страны, ее регионов, повышения эффективности функционирования экономики;
  • экологические программы ориентированы на бережное использование природных ресурсов, охрану и недопущение загрязнения окружающей среды, создание условий сохранения природного и растительного мира;
  • программы безопасности направлены на повышение уровня военной и экономической безопасности, предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Подобное  разделение содержит значительные элементы условности, связанные с пересечением, совмещением различных видов  программ. В большинстве случаев  программы имеют смешанный характер7.

    По  признаку временной протяженности  целевые программы принято разделять на три группы:

  • долгосрочные (продолжительность свыше 5 лет);
  • среднесрочные (продолжительность от 3 до 5 лет);
  • краткосрочные (продолжительность до 3 лет).

    Целесообразна классификация целевых программ по признаку уровня их принадлежности или сферы, охватываемой действием программы:

    Рис. 1.1 Укрупненная структура  целевых программ в России

  • уровня субъектов Российской Федерации (региональные программы), призванные решать социально-экономические проблемы регионального уровня;
  • федерального уровня (федеральные программы), направленные на решение народнохозяйственных проблем развития всей экономики страны и социальной сферы;
  • развития крупных городов, территориально-административных образований (муниципальные программы).

    Возможна  классификация программ по объекту действий, на который направлены программные мероприятия:

  • производственные, которые решают задачи увеличения объемов производства;
  • ресурсные, направленные на развитие ресурсного потенциала, освоение нетрадиционных источников ресурсов;
  • отраслевые, решающие задачи развитие определенных отраслей, отраслевых производств;
  • территориальные (региональные), ориентированные на осуществление обширного комплекса действий, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона с учетом сложившейся ситуации;
  • внешнеэкономические, направленные на развитие внешней торговли и углубление мировых интеграционных процессов

    Дадим понятие и определим роль целевых  программ и в социально-экономическом  развитии муниципального образования

    Реализация  текущих и перспективных планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагает разбивку их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования8.

    Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.

    Существует  множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации (рис.1.2).

    По  статусу целевые программы делятся  на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные

    По  назначению различают комплексные  целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные программы9.

    По  срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже — среднесрочными.

    По  направленности решаемых проблем различают  социальные, экологические, экономические, научно-технические, специальные и иные целевые программы. По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.

Рис.1.2 Классификация целевых  муниципальных  программ

    Проблемы социально-экономического paзвития муниципальных образований могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, региональными и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых программ разработана на федеральном уровне. На муниципальный уровень переносятся лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим условиям реализации10.

    Порядок, принципы разработки, утверждения и  реализации федеральных целевых программ определены Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и постановлением Правительства РФ «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"». Министерством экономического развития и торговли России введен Порядок согласования мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов РФ, имеющих федеральное значение, и типовой макет программы экономического и социального развития субъекта РФ.

Информация о работе Целевые программы как механизм решения проблем стратегического развития страны