Банкротство коммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:49, реферат

Краткое описание

Изначально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской модели, у банкротства противоположная цель — восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………1
2.Признаки несостоятельности (банкротства)…………………………………..2
3.Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий……………………………………………………………………….3
4.Процедуры банкротства………………………………………………………...6
5.Банкротство предприятий и система критериев оценки их неплатёжеспособности…………………………………………………………..12
6. Административная и уголовная ответственность при банкротстве……….14
7. Заключение ……………………………………………………………………15
8. Список используемой литературы…………………………………………...…17

Файлы: 1 файл

Банкротство коммерческих организаций.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     - введение моратория на удовлетворение  требований кредиторов по  денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 95).

     К мерам по восстановлению платёжеспособности должника,которые осуществляются внешним управляющим на основе утверждённого собранием кредиторов плана внешнего управления,в частности, относятся: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника участниками и третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприя должника; замещение активов должника.

     По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего и других материалов дела выносится один из судебных актов: 1)Определение о прекращении производства по делу в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения; 2) определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; 3) определение о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления; 4) определение об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае выявления обстоятельств, препятствующих утверждению отчета; 5) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

     Закон о банкротстве предусматривает  особенности процедуры внешнего управления в отношении отдельных категорий должников, например при банкротстве градообразующих организаций (ст. 171)

     Конкурсное  производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной законом, за счет имущества должника. Конкурсное производство вводится сроком на год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

     Последствия открытия конкурсного производства определены ст. 126 Закона о банкротстве. В частности, срок исполнения возникших  до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается  наступившим;   прекращаются  полномочия  органов  управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, за исключением полномочий по принятию решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника; полномочия по управлению делами должника переходят конкурсному управляющему.

     Основными задачами конкурсного управляющего являются: 1) формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства, 2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований в очередности, предусмотренным  законом.

     Конкурсная  масса — это имущество должника, имеющееся  на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. В конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота; имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, ocнованные на имеющейся лицензии на занятие определенными видами предпринимательской деятельности; иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.

     Формируя  конкурсную массу, в целях ее сохранения конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и его обязательств. Заключительной стадией формирования конкурсной массы является реализация всего имущества, составляющего ее, в целях обращения в денежные средства. Продажа имущества осуществляется, как правило, на открытых торгах, преимущественно в форме аукциона, что позволяет получить максимально возможную в данных условиях цену.

     Одновременно  с формированием конкурсной массы конкурсный управляющий выявляет требования кредиторов, подлежащие удовлетворению, формирует реестр требований кредиторов. После окончания срока для предъявления требований кредиторами конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который отражает размер и очередность удовлетворения их требований (ст. 16, -138 Закона о банкротстве).

     После завершения расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагает документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов путем исполнения обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, участниками должника либо третьими лицами — определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

     Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляется конкурсным управляющим в ФНС  России и является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица — должника.

     Закон о банкротстве определяет особенности  конкурсного производства при банкротстве отдельных категорий должников, например, кредитных организаций (ст. 182), страховых организаций (ст. 186), ликвидируемого должника (ст. 224—226), отсутствующего должника (ст.227—230) и др.

     Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обязательств. Оно может содержать различные условия удовлетворения должником требований кредиторов, не противоречащие закону. В частности, это могут быть условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника, об уступке прав требования должника, об исполнении обязательств должника третьими лицами, о скидке с долга, об обмене требований кредиторов на акции должника.

     Мировое соглашение может быть заключено  только в отношении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (кредиторы  третьей очереди) при следующих условиях: 1) задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очередей погашены полностью (п. 1 ст. 158); 2) за заключение мирового соглашения проголосовало большинство кредиторов третьей очереди, включая всех кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника (п. 2 ст. 150).

     Защищая интересы тех кредиторов, которые  голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участия в голосовании, Закон о банкротстве предусматривает, что условия мирового соглашения для этих кредиторов не могут быть хуже, чем для кредиторов, голосовавших за его заключение.

     Мировое соглашение вступает в силу со дня  его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, кредиторов и третьих лиц, участвующих в нем. С этого момента прекращается производство по делу о банкротстве, должник приступает к погашению задолженности перед кредиторами на условиях мирового соглашения. В случае отмены определения об утверждении мирового соглашения либо его расторжения производство делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Банкротство предприятий и система критериев оценки их неплатежеспособности в России. 

     С 1 марта 1993 г. был введен в действие Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. Было немало прогнозов о том, что охвативший страну в то время глубокий экономический кризис приведет к массовым банкротствам предприятий, однако эти прогнозы не оправдались. Так, к концу 1994 г. банкротами было объявлено всего лишь несколько десятков предприятий, а в арбитражных судах России было рассмотрено всего 85 дел о признании предприятий несостоятельными, что составляло менее 0,09% от общего числа рассмотренных споров в сфере предпринимательства. Здесь сказались и неблагоприятный для правовой деятельности общий экономический фон, когда кризис неплатежей коснулся почти всех предприятий-производителей и предпринимателей, и невозможность зачастую получить информацию об экономическом положении партнеров, и недостаточность правовой базы, и нехватка квалифицированных специалистов (особенно арбитражных и конкурсных управляющих) и многие другие причины.

     Тем не менее, существует множество предпосылок, делающих сегодня перспективу банкротства для многих отечественных предприятий-производителей весьма вероятной.

     Кризис  в отечественной промышленности характеризуется, как. уже упоминалось выше, резким падением производства и ростом неплатежей предприятий. Если в 1992 г. дебиторская задолженность предприятий многих отраслей превышала кредиторскую, то сегодня ситуация изменилась. По данным Госкомстата, к началу мая 1998 г. кредиторская задолженность по предприятиям составляла 658,9 млн руб., а дебиторская — 502,6 млн руб., причем 48% из нее — 242 млн руб.—просроченная.

     По  состоянию на 1 декабря 1999г. средства промышленных предприятий по отношению к просроченной задолженности поставщикам составляют в среднем 20,7%, в то же время в нефтедобывающей промышленности — 69,1%, в пищевой промышленности — 38,4%, в нефтепереработке — 23,2%, в машиностроении — 18,7%, в угольной промышленности — 8,4%, в электроэнергетике — 6,7%, в газовой промышленности — 1,2%. При этом превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило в целом по предприятиям промышленности 208,7% к денежным средствам предприятий. Поскольку невозможность производить обязательные платежи есть основной признак надвигающегося банкротства, ,то кризис неплатежей и проблема банкротства для российских предприятий тесно взаимосвязаны и стоят в ряду вопросов, требующих неотложного решения.

     Процессы, происходящие в экономике России, имеют свою специфику по сравнению с аналогичными процессами на Западе. Процессы банкротства — не исключение. Примером тому является факт, что по западным критериям 80% предприятий России можно признать банкротами. Так, по данным Федеральной, службы России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению, более 1600 российских предприятий, в которых доля государственной собственности в капитале превышает 25%, были признаны к середине марта 1997 г неплатежеспособными и подверглись процедурам санации.

     Вслед за оборонными предприятиями с точки зрения финансовой несостоятельности следует нефтяной комплекс (9%), сельское хозяйство (8%), автомобильный, воздушный и водный транспорт (5%). Всего в реестр потенциально неплатежеспособных предприятий включены свыше 7000 государственных предприятий.

     Хотя  банкротство сопряжено с определенными  потерями капиталов, сокращением производственных мощностей, развалом трудовых коллективов, появлением массы безработных и связанными с этим социальными конфликтами, тем не менее структурная пере стройка и, следовательно, общий экономический рост российской экономики невозможны без «отбраковки» отсталых, неповоротливых предприятий, производящих ненужную, неконкурентоспособную продукцию, расходующих на нее огромное количество дефицитных материальных, сырьевых, топливных и трудовых ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          АДМИНИСТРАТИВНАЯ  И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ БАНКРОТСТВЕ. 

     Раздел 8 Уголовного кодекса (УК) предусматривает  наказание за преступления в сфере экономики. К таким преступлениям относятся: преступления против собственности (кража, мошенничество, присвоение, растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, уничтожение или повреждение имущества, умышленное или по неосторожности), преступления в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, отмывание денежных средств или иного имущества, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, заведомо ложная реклама, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, обман потребителей и др.), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.).

Информация о работе Банкротство коммерческих организаций