Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:49, реферат
Изначально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской модели, у банкротства противоположная цель — восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал.
1.Введение…………………………………………………………………………1
2.Признаки несостоятельности (банкротства)…………………………………..2
3.Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий……………………………………………………………………….3
4.Процедуры банкротства………………………………………………………...6
5.Банкротство предприятий и система критериев оценки их неплатёжеспособности…………………………………………………………..12
6. Административная и уголовная ответственность при банкротстве……….14
7. Заключение ……………………………………………………………………15
8. Список используемой литературы…………………………………………...…17
-
введение моратория на
К мерам по восстановлению платёжеспособности должника,которые осуществляются внешним управляющим на основе утверждённого собранием кредиторов плана внешнего управления,в частности, относятся: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника участниками и третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприя должника; замещение активов должника.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего и других материалов дела выносится один из судебных актов: 1)Определение о прекращении производства по делу в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения; 2) определение о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; 3) определение о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления; 4) определение об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае выявления обстоятельств, препятствующих утверждению отчета; 5) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры внешнего управления в отношении отдельных категорий должников, например при банкротстве градообразующих организаций (ст. 171)
Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной законом, за счет имущества должника. Конкурсное производство вводится сроком на год, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
Последствия открытия конкурсного производства определены ст. 126 Закона о банкротстве. В частности, срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, за исключением полномочий по принятию решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника; полномочия по управлению делами должника переходят конкурсному управляющему.
Основными задачами конкурсного управляющего являются: 1) формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства, 2) выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований в очередности, предусмотренным законом.
Конкурсная масса — это имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. В конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота; имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, ocнованные на имеющейся лицензии на занятие определенными видами предпринимательской деятельности; иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество.
Формируя конкурсную массу, в целях ее сохранения конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и его обязательств. Заключительной стадией формирования конкурсной массы является реализация всего имущества, составляющего ее, в целях обращения в денежные средства. Продажа имущества осуществляется, как правило, на открытых торгах, преимущественно в форме аукциона, что позволяет получить максимально возможную в данных условиях цену.
Одновременно с формированием конкурсной массы конкурсный управляющий выявляет требования кредиторов, подлежащие удовлетворению, формирует реестр требований кредиторов. После окончания срока для предъявления требований кредиторами конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который отражает размер и очередность удовлетворения их требований (ст. 16, -138 Закона о банкротстве).
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагает документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов путем исполнения обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, участниками должника либо третьими лицами — определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства представляется конкурсным управляющим в ФНС России и является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица — должника.
Закон о банкротстве определяет особенности конкурсного производства при банкротстве отдельных категорий должников, например, кредитных организаций (ст. 182), страховых организаций (ст. 186), ликвидируемого должника (ст. 224—226), отсутствующего должника (ст.227—230) и др.
Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обязательств. Оно может содержать различные условия удовлетворения должником требований кредиторов, не противоречащие закону. В частности, это могут быть условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника, об уступке прав требования должника, об исполнении обязательств должника третьими лицами, о скидке с долга, об обмене требований кредиторов на акции должника.
Мировое соглашение может быть заключено только в отношении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (кредиторы третьей очереди) при следующих условиях: 1) задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очередей погашены полностью (п. 1 ст. 158); 2) за заключение мирового соглашения проголосовало большинство кредиторов третьей очереди, включая всех кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника (п. 2 ст. 150).
Защищая интересы тех кредиторов, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не принимали участия в голосовании, Закон о банкротстве предусматривает, что условия мирового соглашения для этих кредиторов не могут быть хуже, чем для кредиторов, голосовавших за его заключение.
Мировое
соглашение вступает в силу со дня
его утверждения арбитражным судом
и является обязательным для должника,
кредиторов и третьих лиц, участвующих
в нем. С этого момента прекращается производство
по делу о банкротстве, должник приступает
к погашению задолженности перед кредиторами
на условиях мирового соглашения. В случае
отмены определения об утверждении мирового
соглашения либо его расторжения производство
делу о банкротстве возобновляется, в
отношении должника вводится процедура,
в ходе которой было заключено мировое
соглашение.
Банкротство
предприятий и система
критериев оценки их
неплатежеспособности
в России.
С 1 марта 1993 г. был введен в действие Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. Было немало прогнозов о том, что охвативший страну в то время глубокий экономический кризис приведет к массовым банкротствам предприятий, однако эти прогнозы не оправдались. Так, к концу 1994 г. банкротами было объявлено всего лишь несколько десятков предприятий, а в арбитражных судах России было рассмотрено всего 85 дел о признании предприятий несостоятельными, что составляло менее 0,09% от общего числа рассмотренных споров в сфере предпринимательства. Здесь сказались и неблагоприятный для правовой деятельности общий экономический фон, когда кризис неплатежей коснулся почти всех предприятий-производителей и предпринимателей, и невозможность зачастую получить информацию об экономическом положении партнеров, и недостаточность правовой базы, и нехватка квалифицированных специалистов (особенно арбитражных и конкурсных управляющих) и многие другие причины.
Тем не менее, существует множество предпосылок, делающих сегодня перспективу банкротства для многих отечественных предприятий-производителей весьма вероятной.
Кризис в отечественной промышленности характеризуется, как. уже упоминалось выше, резким падением производства и ростом неплатежей предприятий. Если в 1992 г. дебиторская задолженность предприятий многих отраслей превышала кредиторскую, то сегодня ситуация изменилась. По данным Госкомстата, к началу мая 1998 г. кредиторская задолженность по предприятиям составляла 658,9 млн руб., а дебиторская — 502,6 млн руб., причем 48% из нее — 242 млн руб.—просроченная.
По состоянию на 1 декабря 1999г. средства промышленных предприятий по отношению к просроченной задолженности поставщикам составляют в среднем 20,7%, в то же время в нефтедобывающей промышленности — 69,1%, в пищевой промышленности — 38,4%, в нефтепереработке — 23,2%, в машиностроении — 18,7%, в угольной промышленности — 8,4%, в электроэнергетике — 6,7%, в газовой промышленности — 1,2%. При этом превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило в целом по предприятиям промышленности 208,7% к денежным средствам предприятий. Поскольку невозможность производить обязательные платежи есть основной признак надвигающегося банкротства, ,то кризис неплатежей и проблема банкротства для российских предприятий тесно взаимосвязаны и стоят в ряду вопросов, требующих неотложного решения.
Процессы, происходящие в экономике России, имеют свою специфику по сравнению с аналогичными процессами на Западе. Процессы банкротства — не исключение. Примером тому является факт, что по западным критериям 80% предприятий России можно признать банкротами. Так, по данным Федеральной, службы России по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению, более 1600 российских предприятий, в которых доля государственной собственности в капитале превышает 25%, были признаны к середине марта 1997 г неплатежеспособными и подверглись процедурам санации.
Вслед за оборонными предприятиями с точки зрения финансовой несостоятельности следует нефтяной комплекс (9%), сельское хозяйство (8%), автомобильный, воздушный и водный транспорт (5%). Всего в реестр потенциально неплатежеспособных предприятий включены свыше 7000 государственных предприятий.
Хотя
банкротство сопряжено с
АДМИНИСТРАТИВНАЯ
И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПРИ БАНКРОТСТВЕ.
Раздел 8 Уголовного кодекса (УК) предусматривает наказание за преступления в сфере экономики. К таким преступлениям относятся: преступления против собственности (кража, мошенничество, присвоение, растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, уничтожение или повреждение имущества, умышленное или по неосторожности), преступления в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, отмывание денежных средств или иного имущества, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения, заведомо ложная реклама, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, обман потребителей и др.), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.).