Банкротство индивидуальных предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Индивидуальный предприниматель, как известно, действует на свой страх и риск. Естественно, он осознает как потенциальную, так и реальную опасность для своего дела. Он не всегда может предвидеть, добьется ли успеха и получит ли прибыль. Законодатели установили порядок возбуждения дела о несостоятельности в рамках института банкротства на случай, если предприниматель станет неплатежеспособным.

Оглавление

Введение
Глава Ι. Не состоятельность банкротства. Общее теоритический анализ.
1.1 Понятия, признаки банкротства.
1.2 Процедура признания банкротства. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде.
Глава ΙΙ. Стадии банкротства.
2.1 Наблюдение.
2.2 Финансовое оздоровление.
2.3 Внешнее управление.
2.4 Конкурсное производство.
Глава ΙΙΙ. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 64.26 Кб (Скачать)

 

Глава ΙΙ. Стадии банкротства.

2.1 Наблюдение.

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности  имущества должника, проведения анализа  его финансового состояния, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов

По российскому Закону о банкротстве процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры  банкротства как таковой, является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит  в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов или исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления  о банкротстве. Введение такой процедуры  позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а  с другой, сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения  дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления  должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление  необходимости проверки требований кредитора либо уполномоченного  органа в специальном судебном заседании  позволит в определенной степени  исключить возможность необоснованного  ограничения прав должника, которое  допускалось ранее действовавшим  Законом о банкротстве.

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. К их числу  можно отнести:

1) имущественные требования  к должнику могут быть предъявлены  только с соблюдением порядка,  предусмотренного Законом о банкротстве:  с момента принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника банкротом кредиторы  не вправе обращаться к должнику  в целях удовлетворения их  требований в индивидуальном  порядке;

2) по ходатайству кредитора  приостанавливается производство  по делам, связанным с взысканием  с должника денежных средств  и иного имущества должника;

3) приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям с должника;

4) запрещаются удовлетворение  требований участника должника  — юридического лица о выделе  доли (пая) в имуществе должника  в связи с выходом, из состава  его участников, выкуп должником  размещенных акций или выплата  действительной стоимости доли (пая);

5) запрещается выплата  дивидендов и иных платежей  по эмиссионным ценным бумагам;

6) не допускается прекращение  денежных обязательств должника  путем зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается  очередность удовлетворения требований  кредиторов.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение  об этом направляется в банки и  иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского  счета, в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту  нахождения должника, в налоговые  и иные уполномоченные органы.

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения — обеспечении  сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом  решения по существу дела возлагается  на временного управляющего.

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям — во-первых, это контроль за действиями руководства  должника; во-вторых, изучение финансового  состояния должника с целью определения  возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Временный управляющий действует  параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление  рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, которые продолжают осуществлять свои полномочия.

Вместе с тем временному управляющему предоставлено право  в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (п. 1 ст. 66).

В целях защиты интересов  кредиторов и сохранности имущества  должника Закон наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, он вправе предъявлять иски о  признании сделок должника недействительными  и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд  с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности  имущества должника (не предусмотренных  п. 2 ст. 64 Закона), в том числе о  запрете должнику совершать без  его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и  иного имущества на хранение третьим  лицам и т. д.;

Временный управляющий имеет  также право получать любую, в  том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право  обеспечивается в Законе о банкротстве  правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в  арбитражный суд об отстранении  руководителя должника от выполняемых  функций.

Одной из основных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния  должника. В процессе наблюдения временный  управляющий на основе детального анализа  финансового состояния должен представить  собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков  банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме того, именно в  процессе проведения анализа финансового  состояния должника временный управляющий  имеет возможность установить наличие  признаков фиктивного или преднамеренного  банкротства.

При проведении наблюдения, как правило, осуществляется анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а  также анализ бухгалтерской отчетности должника.

Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является установление размера требований кредиторов.

Установление размера  требований кредиторов необходимо главные  образом для определения числа  голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов. Размер требований устанавливается на основании заявлении кредиторов, предъявляемых ими в течение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным.

Закон о банкротстве не содержит указаний относительно формы  и содержания предъявляемых кредитором требований. Однако судебно-арбитражная  практика исходит из того, что требование кредитора оформляется в свободной, но обязательно письменной форме  с указанием долга по денежным обязательствам и обязательным платежам

Впоследствии процесс  установления требований кредиторов не отнесенных первоначально к числу  установленных, может быть осуществлен  двояким образом: во-первых, путем  рассмотрения требований самим должником; во-вторых, путем рассмотрения требования арбитражным судом в случае наличия  возражений должника.

Обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кредиторов также возложена законодателем  на временного управляющего.

Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания  арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности (банкротстве), должен провести первое собрание кредиторов как минимум  за десять дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона).

Управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа  финансового состояния должника с изложением перспектив возможности  или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

Вместе с тем кредиторами  на первом собрании могут быть приняты  следующие решения:

1) о введении финансового  оздоровления и об обращении  в арбитражный суд с соответствующим  ходатайством;

2) о введении внешнего  управления и об обращении  в арбитражный суд с соответствующим  ходатайством;

3) об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства;

4) о заключении мирового  соглашения;

5) об избрании комитета  кредиторов и определении его количественного состава и т.д.5

С момента введения финансового  оздоровления, внешнего управления, признания  арбитражным судом должника банкротом  и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

 

2.2 Финансовое  оздоровление

Процедура финансового оздоровления является совершенно новой для российского  законодательства о несостоятельности (банкротстве). Она осуществляется с  целью проведения восстановительных  мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника несостоятельным (банкротом).

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества  должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или  третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника. Размер такого обеспечения  должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Однако следует заметить, что арбитражный суд может  ввести финансовое оздоровление и в  противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения  исполнения обязательств должника будет  предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет  выдана банковская гарантия, также  должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Закон устанавливает достаточно жесткие требования в отношении  сроков и порядка погашения задолженности  перед кредиторами: во-первых, графиком погашения задолженности должно предусматриваться начало погашения  задолженности не позднее чем  через месяц после введения финансового  оздоровления, во-вторых, требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры, в-третьих, требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления, в-четвертых, погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Исполнение должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может  быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или  муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. Вместе с тем в качестве предмета обеспечения  не могут выступать имущество  и имущественные права, принадлежащие  должнику на праве собственности  или праве хозяйственного ведения. Кроме того, исполнение должником  обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п. 1 ст. 79 Закона).

С моментом введения финансового  оздоровления Закон связывает наступление  определенных правовых последствий:

• отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

• аресты на имущество должника и иные ограничения должника в  части распоряжения принадлежащим  ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

• запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе  должника в связи с выходом  из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных  акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

• запрещается выплата  дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и т.д.6

В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая  осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами. Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов совершать  сделки, в отношении которых у  него имеется заинтересованность или  которые связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Закона).

Вместе с тем Закон  устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без  согласия административного управляющего. К их числу следует отнести  сделки, которые влекут за собой  увеличение кредиторской задолженности  должника более чем на 5% суммы  требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение  займов (кредитов) и т.д. (п. 4 ст. 82).

Одновременно с вынесением определения о введении финансового  оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон  устанавливает общие требования к порядку выдвижения и утверждения  его кандидатуры (ст. 45).

Информация о работе Банкротство индивидуальных предпринимателей