1.Основные форматы изданий.
Форматы изданий принято указывать сокращенно.
Например, выражение 60x90/16 обозначает,
что формат книги составляет 1/16 долю листа
бумаги размером 60x90 см. Для книг,
брошюр и журналов ГОСТом 5773-76 установлены
форматы, приведенные в таблице, которые
можно назвать основными (для ориентировки
мы условно разделили их на пять групп).
Группа форматов
по величине |
Формат бумаги,
см,
и доля листа |
Формат издания,
после
обрезки с трех сторон, мм |
Отношение высоты
к ширине |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Только
для изданий с большим количеством
иллюстраций или с очень крупными
иллюстрациями, фотографиями, чертежами
или с громоздкими таблицами
и формулами.
Формат 60x90/16 достаточно велик
для хорошего размещения текста при объеме
книги до 30—40 листов. Вместе с тем длина
строки в этом формате составляет 6 1/4—6
3/4 кв., что превышает оптимальную для шрифта
кг. 10 (около 5 кв.). В изданиях для медленного
чтения такое превышение не имеет очень
большого значения. Поэтому формат 60x90/16
подходит и широко применяется для научных,
учебных, производственно-инструктивных
изданий, если в них есть сложные формулы,
таблицы и иллюстрации или если общий
объем материала велик.
В формате 60x90/16 выходит и часть изданий,
предназначенных для беглого чтения, например,
некоторые издания художественной и массовой
политической литературы; в отдельных
случаях такое применение рассматриваемого
формата может быть оправдано (в частности,
при очень большом объеме литературного
произведения и нецелесообразности деления
его на два тома), но, как правило, признать
его желательным нельзя.
Формат 84x108/32 тоже подходит и широко
применяется для учебной, научной, производственно-инструктивной
литературы, но при менее сложном материале
(при отсутствии громоздких формул, таблиц
и иллюстраций) и при небольшом или среднем
объеме. Нормальная для этого формата
длина строки 5 1/2—6 кв. при шрифте кг. 10
близка к оптимальной. Особенно широко
применяется формат 84x108/32 для изданий
художественной и массовой политической
литературы. Однако для книг беглого чтения,
в особенности при объеме не больше среднего,
желателен несколько меньший формат.
Рассмотрим еще формат
из группы средних — 60x84/16. Книга
в этом формате имеет такую же ширину,
как в формате 60x90/16 и такую же высоту, как
в формате 84x108/32. Таким образом, в этом
формате соединяются слабые стороны обоих
упомянутых: длина строки слишком велика
для изданий, рассчитанных на беглое чтение,
а высота книжной полосы недостаточно
велика для хорошего размещения многочисленных
и сложных таблиц, формул, иллюстраций.
В силу этого формат 60x84/16 применяется
гораздо реже, чем остальные средние форматы,
хотя для отдельных изданий и серий в самых
различных видах литературы он в какой-то
мере может оказаться подходящим.
Из группы форматов
меньше средних отметим два удлиненных:
70x90/32 и 75x90/32. При таких форматах книга
вполне портативна — она умещается в кармане,
при чтении ее без большого усилия можно
долгое время держать в руке. Вместе с
тем нормальная для этих форматов длина
строки — приблизительно 4 1/2 кв.— оптимальна
для шрифта не только кг. 10, но и кг. 9, хороша
и для шрифта кг. 8. Поэтому при выпуске
книг в этих форматах целесообразно пользоваться
шрифтами кг. 9/10, 9 и 8, что дает большую
экономию бумаги и соответственно уменьшает
объем печатных и брошюровочных работ;
кроме того, увеличение емкости сравнительно
небольшой полосы набора дает возможность
выпускать в этих форматах более крупные
по объему литературные произведения.
В силу всего сказанного оба формата очень
хороши для книг, рассчитанных на беглое
чтение, в особенности для художественной,
массово-политической, отчасти научно-популярной
литературы. Они подходят и для портативных
производственно-инструктивных и справочных
изданий.
Форматы 70x90/32 и 75x90/32 близки по размеру.
Они равны по ширине, да и по высоте разница
между ними составляет всего 12 мм. Однако
это незначительное увеличение дает формату
75x90/32 несомненные преимущества. Емкость
полосы набора, а следовательно, и емкость
печатного листа увеличивается, улучшаются
экономические показатели (при одном и
том же объеме литературного произведения
уменьшается объем в печатных листах,
а следовательно, и количество печатных
и брошюровочных работ), появляется возможность
выпускать в данном формате более крупные
произведения, не опасаясь сделать книгу
слишком объемистой.
К форматам меньше средних
относится и 70x108/32. Это — широкий
формат. По сравнению с двумя предыдущими
он не так портативен; если при чтении
держать книгу в руках, то широкие страницы
прогибаются и часть текста плохо видна,
строки длиннее и поэтому хуже читаются.
Все же этот формат может подойти для стихотворных
произведений с длинной строкой, для популярных
изданий по искусству с широкими иллюстрациями
и тому подобных.
Малые форматы — 60x90/32 и 60x84/32 — предназначены
в основном для различного рода карманных
справочных изданий — уставов, памяток,
словарей, транспортных справочников,
путеводителей и т. п.,— а также для отдельных
произведений художественной литературы
в особом (или улучшенном) оформлении.
При улучшенном оформлении карманные
форматы, очень удобные для читателя, могут
быть использованы и шире. Так, издательство
«Современник» в 1980 г. выпустило в формате
70x108/64 Собрание сочинений Л. Н. Толстого
в двенадцати томах на тонкой словарной
бумаге, которое получило высокую оценку
на конкурсе искусства книги. Но для массовых
изданий в обычном оформлении пользоваться
такими форматами надо с большой осторожностью.
Издание малого формата очень легко может
быть испорчено не достаточно хорошим
полиграфическим исполнением: при пониженном
качестве печати удобочитаемость мелкого
шрифта (при малых форматах часто пользуются
шрифтами кг. 8 и мельче) резко снижается,
а при недостаточно аккуратной фальцовке
издание не только приобретает неряшливый
вид, книгой становится неудобно пользоваться.
Форматы больше средних, как видно
из таблицы, весьма различны по пропорциям.
Широкие форматы — 70x90/16 и 75x90/16 — нужны,
главным образом, для изданий с крупными
или многочисленными иллюстрациями (например,
для изданий по искусству, для научных
и учебных изданий, где иллюстрации вынесены
в отдельную колонку), с крупным шрифтом
(главным образом, для детских книг).При
обилии громоздких таблиц, формул и крупных
иллюстраций, в особенности если к тому
же объем книги очень велик, более целесообразен
слегка расширенный формат 70x100/16 или удлиненный
формат 70x108/16, так как на более длинной
книжной полосе легче разместить сложный
материал.
Книги больших форматов громоздки,
но и такие форматы необходимы. Во-первых,
они нужны для изданий особенно большого
объема, предназначенных для выборочного
чтения: энциклопедий, капитальных словарей,
объемистых телефонных справочников и
т. п. Текст в таких изданиях набирается
в две и даже три колонки. Во-вторых, они
нужны для изданий с крупными иллюстрациями,
например для книг по изобразительному
искусству, по начертательной геометрии
и черчению, для детей дошкольного возраста,
промышленных и торговых каталогов, для
некоторых произведений художественной
литературы в особом, улучшенном оформлении.
Для такого рода изданий подходят, главным
образом, широкие форматы — они позволяют
хорошо расположить и текст (в две или
три колонки), и иллюстрации самых различных
размеров. Но и удлиненные форматы—60x84/8
и 84x108/8— могут найти применение для подобных
изданий. В большом формате 84x108/16 издаются
и произведения художественной литературы,
выпускаемые в журнальном оформлении
(типа «Роман-газеты»). Такой формат неудобен
для читателя, вследствие частого сгибания
книги быстро изнашиваются. На протяжении
какого-то времени такой формат придется
сохранить, так как он облегчает и удешевляет
полиграфическое исполнение подобных
изданий (резко уменьшается объем брошюровочных
работ). Но при дальнейшем совершенствовании
отечественной полиграфической промышленности
станет возможным перевод этих изданий
на более удобный для читателя формат.
Если
при наборе драматических произведений
имена действующих лиц выключаются
отдельными строками, то реплики начинают
без абзацного отступа. В стихотворных
драматических произведениях строки стихотворений,
относящиеся к разным репликам, должны
быть набраны способом ступенчатой (связной)
выключек. Если в драматических произведениях
ремарки оформлены «в красную строку»,
то все строки ремарки должны быть набраны
на полный формат без абзацного отступа,
а последняя выключена по центру формата.
При наборе текста на иностранных языках
с подстрочным переводом перевод, как правило,
должен быть набран шрифтом уменьшенного
кегля и выключен точно по центру тех слов
или группы слов, к которым относится перевод.
Обращают внимание на следующие специфические
требования: имена действующих лиц, набранные
отдельными строками, отбиваются от основного
текста подобно рубрикам, при этом размер
строки с именами действующих лиц и отбивка
должны быть кратны кеглю шрифта основного
набора. Ремарки, помещаемые среди речи
действующих лиц отдельными строками,
отбиваются от текста на 2-4 п сверху и снизу
(одинаково). При наборе с увеличенным
интерлиньяжем (на шпоны) отбивка увеличивается
на соответствующий размер. Полосу нельзя
заканчивать строкой с именем действующего
лица и ремаркой, а текст переносить на
другую полосу; ремарка должна закрываться
минимально двумя строками. Реплика, перенесенная
на другую полосу, также должна быть закрыта
не менее чем двумя строками. Нельзя начинать
полосу ремаркой, расположенной среди
речи действующего лица, ремарку в этом
случае следует подверстать внизу предыдущей
полосы.
Авторский текстовой
оригинал может включать следующие элементы:
- титульный лист издания по ГОСТ 7.4,
- основной текст с заголовками, таблицами,
формулами, подрисуночными подписями,
иллюстрациями и ит. П., включая авторское
предисловие, введение;
- библиографические списки по ГОСТ 7.1;
- содержание по ГОСТ 7.5;
- аннотацию и (или) реферат по ГОСТ 7.9.
- Авторский текстовой
оригинал издания должен быть подписан
автором титульном листе с указанием даты.
- Страницы должны быть пронумерованы
простым карандашом в правом верхнем углу
без пропусков номеров и литерных добавлений.
В сплошную нумерацию должны быть включены
все элементы конкретного авторского
оригинала.
- На титульном листе при визировании должно
быть указано общее число страниц, количество
вставок и выкладок, а также иллюстаций.
- Авторский текстовой
машинописный/электронный оригинал должен
быть представлен с размером шрифта по
высоте не менее 2 мм для строчных литер.
В издательство представляют два экземпляра
оригинала, выполненного на одной стороне
листа писчей бумаги белого цвета ГОСТ
18510 формата А4 или близкого к нему формата.
Для разворотных таблиц допускается
формат А3. Все тексты авторского оригинала
должны быть отпечатаны строчными и прописными
буквами в соответствии с правилами орфографии.
- Авторский текстовой машинописный/электронный
оригинал должен соответствовать следующим
требованиям:
1. В одной строке должно быть (60 плюс минус
2) знаков, при этом каждый пробел между
словами считают за знак;
2. Абзацный отступ должен быть одинаковым
и равен трем ударам на пишущей машинке,
допускается отступ в пять ударов по всему
оригиналу;
3. На одной странице сплошного текста
должно быть (29 плюс минус 1) строк (для
словарей – 20 строк).
4. Текст необходимо печатать через два
интервала, головки в таблицах допускается
печатать через один интервал.
Оригиналы
полутоновые, изготовленные фотографическим
способом, должны сопровождаться паспортом.
На рисованные и штриховые оригиналы паспорт
не составляется.
- На
оригиналах должны отсутствовать
дефекты, мешающие воспроизведению
изображения и (или) искажающие
его (например, царапины, пятна, проколы,
ненужные надписи, загибы, фальцы,
трещины, загрязнения любого происхождения
и т.п.).
Указания на оборотной стороне
оригинала (написанные или сделанные
при помощи штампа) не должны
быть заметны на лицевой стороне
оригинала. Допускаются царапины на подложке
прозрачных оригиналов, не влияющие на
качество изображения при его воспроизведении.
Формат оригинала и масштаб его воспроизведения
должны соответствовать техническим возможностям
оборудования и требованиям настоящего
стандарта. Масштаб воспроизведения оригиналов
следует указывать в процентах, а форма
г. - в миллиметрах.
Для прозрачных многоцветных оригиналов,
предназначенных для изготовления плакатов,
которые рассматривают на расстоянии
более 1м, допускается устанавливать масштаб
более 800%.
Формат оригиналов для иллюстраций,
которые будут располагаться
в издании «под обрез», должен
соответствовать с учетом масштаба
репродуцирования формату печатной
продукции до обрезки. Детали изображения
на оригиналах должны быть визуально резкими
с зоной размытого перехода в масштабе
репродукции не более 100 мкм, для оригиналов
с произведений искусства — не более 50
мкм, если нерезкость не требуется специально.
Не допускаются выворотные тексты с шириной
штриха менее 0,5мм, для которых в многокрасочных
репродукциях необходимо оставлять пробелы
более чем в одной печатной форме. К непрозрачным
оригиналам, которые монтируют при подготовке
к репродуцированию в единую композицию
в условиях типографии, следует приложить
оригинал-макет, на котором должно быть
указано точное расположение всех частей
сборного оригинала. -
Отдельные оригиналы, монтируемые в сборный
оригинал, должны иметь одинаковое градационное
и цветовое содержание, одинаковую минимальную
и максимальную оптическую плотность.
Допустимые отклонения: в светах ±0,05 Б,
в тенях ±0,2 Б; допустимое отклонение интервала
оптических плотностей оригиналов ± 0,1
Б.