Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:05, контрольная работа
Вопросам происхождения права и государства всегда уделялось и уделяется большое внимание. Изучение этого процесса во все времена имело в основном политико-практический, а не только познавательный характер. Его изучение позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, с помощью него становиться возможным, проанализировать причины и условия их возникновения и развития.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Общие принципы и закономерности возникновения государства права . . . . . .4
Причины многообразия теорий о происхождении государства и права. . . . . . . 7
Теории происхождения государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Патриархальная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Теологическая (божественная) теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Теория насилия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Органическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Классовая теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Экономическая теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Теории происхождения права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Примирительная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Теологическая (божественная) теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Классовая теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Теория естественного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Теория насилия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Б. Теория внутреннего насилия.
Авторство этой теории принадлежит немецкому философу Дюрингу10.
Суть теории. Дюринг считал,
что основой общественного
Две человеческие воли вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство не возможны. Но равные люди могут спорить по определенным вопросам. Как быть тогда? Дюринг предлагал привлечь третьего человека, так как без него нельзя принять решение большинством голосов и разрешить спор не представляется возможным. Без подобных же решений, т.е. без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государство. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.11
Создателем этой теории, а также главным её представителем является Г. Спенсер12.
Данная теория возникла в XIX в., и появление ее было обусловлено успехами в развитии естествознания. Г. Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции. «Эволюция есть переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной однородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи»13. Появление общества, а затем и государства - это результат такой эволюции. Появление общества, а затем и государства - это результат такой эволюции.
В государстве - «живом теле» все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга (это он называл регулирующей системой в общественном организме), используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы.
Низшие классы, занимающиеся
в основном земледелием, ремеслами,
реализуют внутренние функции организма,
обеспечивают его жизнедеятельность
(это - система органов пищеварения).
Есть в организме и
Ее создателями являются К.Маркс14 и Ф.Энгельс15. Наиболее полно эта теория изложена Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Классовую теорию безоговорочно поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин.
Согласно марксистской концепции
государство возникло в силу экономических
причин: общественного разделения труда,
появления прибавочного продукта и
частной собственности, а затем
раскола общества на классы с противоположными
экономическими интересами. Именно этими
экономическими изменениями был
взорван родовой строй и
Ф. Энгельс подчеркивал, что государство никоим образом не представляет собой силы, навязанной обществу.
«Государство есть
продукт общества на известной
ступени развития; государство есть
признание, что это общество
запуталось в неразрешимом
А чтобы эти
И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.
Так как государство возникло
из потребности держать в узде
противоположность классов; так
как оно в то же время возникло
в самих столкновениях этих классов,
то оно по общему правилу является
государством самого могущественного,
экономически господствующего класса,
который при помощи государства
становится также политически
Авторами теории признаются Платон17 и Сен-Симон18. Она имеет много сторонников. Взяв эту теорию за основу, Маркс и Энгельс, сделали «свою пристройку» и сформулировали классовую теорию происхождения государства.
Согласно этой теории государство - это результат исторического прогресса. Ведущим звеном человеческого прогресса, его ядром являются экономические преобразования. Именно изменения в области экономики приводят к образованию государства. Сен-Симон считал, что человеческое общество закономерно развивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к другой, оно стремится вперед к «золотому веку».
Яркими сторонниками этой теории являются английский ученый Г. Берман и шведский ученый Э. Аннерс. Пристрастие к этой теории у западных исследователей обуславливается тем, что западные страны развивались эволюционным путем, причем социальные институты там создавались «снизу», т.е. по мере выявления потребности люди начинали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности.
Согласно этой теории право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Конфликты же между родами являлись делом обычным. Ведь у родовых групп были свои особенные интересы. Причины их кроются в биологически заложенном желании человека выжить, т.е. в желании, содержащем некую стихийную готовность к возмездию. Именно из этого и родилась сама идея кровной мести, уносившая жизнь многих древних людей.
“Именно из договоров о перемирии, заключаемых с помощью совета старейшин, возникло примирительное право. Со временем договор примирения постепенно перерос в правила, правовые нормы, в соответствии с которыми все больше увеличивалась сумма штрафа за различные противоправные действия.”19
Ярким представителем и одним
из главных разработчиков
Ф. Аквинский эту идею развил в стройное учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле.
По тому же иерархическому
принципу организовано и общество:
подданные подчиняются царям
и светским властям, рабы должны подчиняться
господам.
К. Маркс и Ф. Энгельс представили свой взгляд не только на происхождение государства, но и на возникновение права.
Маркс и Энгельс отмечали, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы.
Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного. Но само право, так же, как, впрочем, и другие формы общественного сознания (например, мораль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни общества и должно соответствовать экономической структуре общества. Таким образом, общественное бытие определяет общественное сознание, а не наоборот. Именно способ производства материальных благ детерминирует общий характер социальных, политических, правовых и духовных процессов жизни человека.
Виднейший представитель этой теории Г. Гроций20 утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал.
Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек.
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е.Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского21 и других.
Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.
Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.22
При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально- экономические последствия.
Заключение.
В своей контрольной работе я рассмотрела теории происхождения права и государства, и попыталась выяснить, закономерен ли процесс их происхождения, и теперь я с полной уверенностью могу сказать, что это закономерный процесс, ведь закономерность — это совокупность устойчивых зависимостей между явлениями и предметами. Эти устойчивые взимосвязи мы можем видеть в теориях происхождения этих явлений – они практически одинаковы. Это говорит о том, что эти явления возникали параллельно, как необходимость дополнения друг друга.
Ведь с одной стороны: государство и право зависимы друг от друга, а с другой они сохраняют определенную самостоятельность. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления обязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Государство официально устанавливает право, обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер.
Список литературы:
Информация о работе Закономерности возникновения права и государства