Закономерности возникновения права и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Вопросам происхождения права и государства всегда уделялось и уделяется большое внимание. Изучение этого процесса во все времена имело в основном политико-практический, а не только познавательный характер. Его изучение позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, с помощью него становиться возможным, проанализировать причины и условия их возникновения и развития.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Общие принципы и закономерности возникновения государства права . . . . . .4
Причины многообразия теорий о происхождении государства и права. . . . . . . 7
Теории происхождения государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Патриархальная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Теологическая (божественная) теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Теория насилия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Органическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Классовая теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Экономическая теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Теории происхождения права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Примирительная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Теологическая (божественная) теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Классовая теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Теория естественного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Теория насилия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

К.Р.Политология, ТГП.docx

— 43.97 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине Политология

на тему:

«Закономерности возникновения права и государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Карасёва Т. П.

Студентка гр.9124, НиН

Проверил:

Беленко М.П.

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2010

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Общие принципы и закономерности возникновения государства права . . . . . .4
  2. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права. . . . . . . 7
  3. Теории происхождения государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
    1. Патриархальная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
    2. Теологическая (божественная) теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
    3. Теория насилия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
    4. Органическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
    5. Классовая теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
    6. Экономическая теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
  4. Теории происхождения права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
    1. Примирительная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
    2. Теологическая (божественная) теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
    3. Классовая теория. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
    4. Теория естественного права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
    5. Теория насилия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Введение

Вопросам происхождения  права и государства всегда уделялось  и уделяется большое внимание. Изучение этого процесса во все времена имело в основном политико-практический, а не только познавательный характер. Его изучение позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, с помощью него становиться возможным,  проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

В мире всегда существовало и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения  и развития государства и права, потому что каждая из них отражает взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс.

Меня тоже заинтересовал  вопрос: взаимосвязаны ли процессы происхождения государства и права? И я попытаюсь в нем разобраться.

  1. Общие принципы и закономерности возникновения государства и права 

 

История человеческого общества начинается с первобытнообщинного  строя. Основой организации того общества была община - род, племя, их объединения. Родовая община - это объединение  людей на основе кровного родства. Люди в нем объединялись не по территориальному признаку, они могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась. Власть носила сугубо общественный характер, она исходил от рода. Роды входили  в племя, которые могли объединяться в союзы. Общими делами руководил  совет, в который входили старейшины и военачальники. В то время действовали  определенные правила поведения - социальные нормы. Такими нормами были - обычаи. Они регулировали отношения индивидов  в процессе труда, быта и семейных отношениях. С совершенствованием орудий труда и навыков - повышалась производительность, культура, нравственность, интересы членов общества становились разнообразней  и противоречивей. Дальнейшее разделение труда и его совершенствование  привело к появлению избыточного  продукта труда, что в свою очередь  привело к возникновению частной  собственности и еще более  разнообразило и усложнило общественные отношения. В новых экономических  условиях родоплеменная организация  и обычай в качестве регулятора общественных отношений оказались бессильны. Требовалась другая организация  общества и нормы регулирования  общественных отношений. Такой организацией выделившейся из общества стало государство. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы, классы людей, объективно порождает такую  организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих. Опираясь на труды Моргана, Энгельс писал, что  благодаря государству экономически господствующий класс становился и  политически господствующим. Государство - это особая общественная организация, которая в отличие от организации  власти в первобытном обществе состоит  из специальных органов, постоянно  занимающихся управлением.

Первой формой государства  явилось рабовладельческое государство. Структура государства соответствовала  уровню развития самого общества. Существует множество теорий происхождения  государства (естественно-правовая или  договорная, органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория о которой говорилось выше).                Но, что является основной закономерностью это то, что государство - продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой. Право, как и государство, является продуктом общественного развития. С развитием обществ обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходили на задний план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Под правом понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения. Существует множество взглядов на происхождение и сущность права: право - это мера свободы, право - это согласование произвола одного с произволом другого, право - это государственный интерес и т. д. Но что, несомненно: право - результат общественного развития. Древнейшие правовые системы были тесно вязаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый государством и жрецами. Например, в Древней Индии основным источником права были и остаются до сих пор религиозные книги - веды. Большую роль в становлении права сыграли судебные органы, на заре цивилизации ими были жреческие организации либо верховные правители. Становление государственности требовало более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы права получили закрепление в законах верховной власти - царя, короля, князя, народного собрания и т. д. (в каждом обществе по-разному). С помощью законов стало возможно разрешение споров и предупреждение междоусобиц в обществе.

Таким образом, закономерным является то, что право является продуктом общественного развития, возникает в государственно-организованном обществе как основной нормативный  регулятор общественных отношений.

  1. Причины многообразия теорий о происхождении государства и права.

Вопрос о закономерностях  образования государства, которые  едины для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На этот счет существует множество теорий. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

  1. “Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний.
  2. Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием.
  3. Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали это так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. То есть, мыслили односторонне.
  4. Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. И в этом нет ничего плохого, ведь каждый из них ребенок своего времени”1.

 

И далее в качестве объяснения приведенных выше причин я хочу рассмотреть  несколько теорий происхождения  государства и права.

  1. Теории происхождения государства.

    1. Патриархальная теория.

Данную теорию основали Платон2 и Аристотель3, развил Фильмер4.

Создатели этой теории ориентировались  на Древнюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле  Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увеличилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди обратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное - море давало возможность вступать в отношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа.

Согласно патриархальной теории, государство – это продукт  разросшейся семьи. Являясь первоначальной формой организованного общения, семья  естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но т.к. в людях  заложена естественная потребность  в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью  исторического прошлого.

В этом ряду социальных превращений  момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается  власть, лишенная семейной основы.

“Собственно государственная  власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха”5.

 

3.2   Теологическая (божественная) теория.

Это одна из первых теорий, возникшая  для объяснения происхождения государства. Ее представителями были многие религиозные  деятели Древнего Востока, средневековой  Европы (Фома Аквинский6 - XIII в.), идеологи ислама и современной католической и православной церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.).

Смысл этой теории заключается  в следующем: государство – это  результат «божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать  волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно эта идея звучит в учениях религиозных  деятелей. Так, католический богослов Ф. Аквинский писал, что правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось.

 

    1. Теория насилия.

А. Теория внешнего насилия.

Ее авторами считаются  Каутский7, Гумплович8.

Государство возникает в  результате завоевания одного племени (народа) другим. Оно обусловлено  необходимостью применения насилия  не только в ходе завоевания, но и  после, для того чтобы не было постоянной войны между ними.

 

 «Племя победителей, - отмечал Каутский, - подчиняет себе племя побе­жденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство».9

Возникновение государства  представляется как реализация принципа: слабый подчиняется сильному. В результате войн племена превращаются в касты, сословия, классы.

По мнению представителей этой теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого  воздействия на них, государство  становится мощным средством защиты от возможных посягательств со стороны  других сильных племен, а также  определяет с некоторой точностью  объем предъявляемых к ним  требований и дает им возможность  устроиться в пределах сохраненных  за ними прав. Победителям же государство  дает «спать спокойно» и пользоваться выгодами своего положения. Именно с  помощью насилия образовались государство  лангобардов, вестготов, новое английское королевство и др.

Информация о работе Закономерности возникновения права и государства