Выборы, типы избирательных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:56, реферат

Краткое описание

Во все времена политология оказывает важное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она непрерывно связана с самыми глубокими основами человеческой жизни. Политические знания нужны сегодня любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности, т.к. живя в обществе он неизбежно взаимодействует с другими людьми и государством.
Политология – наука о политике, которая занимается исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3
1. Понятие и сущность избирательной системы............................................ 5
2.Типы избирательных систем.................................................................... 11
3. Избирательная система России............................................................... 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................................. 19

Файлы: 1 файл

докдад готовый.docx

— 46.64 Кб (Скачать)

К числу положительных  свойств мажоритарной системы относится  то, что в ней заложены возможности  формирования эффективно работающего  и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства. Основные недостатки мажоритарной системы:

1)        значительная  часть избирателей страны (иногда  до 50%) остается не представленной в органах власти;

2)   партия, получившая  на выборах меньше голосов,  чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

3)   две партии, набравшие  одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов (не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата).

Таким образом, мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.

Пропорциональная система  означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу поданных голосов. Эта система распространена в современном мире более широко. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. Она используется в Бельгии, Швеции и во многих других странах. Пропорциональная система имеет, две разновидности:

- пропорциональная избирательная  система на общегосударственном  уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются);

- пропорциональная избирательная  система по многомандатным округам (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).

К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в  сформировавшихся с ее помощью органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, что способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Основные недостатки пропорциональной системы:

1)        сложности  в формировании правительства  (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами и, как следствие, нестабильных);

2)        непосредственная  связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;

3)   независимость депутатов  от своих партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов).

          В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995гг.

          В последние десятилетия некоторые  организации (ООН, партии, «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е - 4, за 3-е - 3, за 4-е - 2, за 5-е - 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

Ориентируя субъектов  политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.

 

3. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Избирательная система в  России имеет сравнительно непродолжительную  историю - около 90 лет, считая с закона о выборах в первую Государственную думу от 11 декабря 1905 г. Закон, который поставил во главу угла куриальную систему, трудно назвать демократическим, так как он обеспечивал неравное представительство разным слоям населения. Еще хуже был закон 1907 г., просуществовавший до самого конца дореволюционной Думы.

В советскую эпоху выборы приобрели чисто формальный характер. Лишь в 1989 г. положение начало радикально меняться. Но и тогда при выборах  народных депутатов часть мест была наперед зарезервирована за «общественными организациями» (с указанием «кому - сколько), что, в сущности, являлось модификацией все той же куриальной системы. Такой порядок год спустя отвергли как антидемократический.

Каждая страна организует выборы по-своему. В России основным элементом организационной структуры избирательного процесса является система избирательных комиссий: Центральной, окружных, территориальных, участковых. Их главная задача провести выборы в соответствии с действующим законодательством и обеспечить контроль его исполнения.

Принятая в России избирательная  процедура включает назначение выборов  на определенный срок, определение границ избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижение и регистрацию кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, обнародование результатов голосования, проведение в случае необходимости повторного голосования или повторных выборов. Процедура выборов включает также контроль за ходом голосования и подсчета голосов, взаимодействие со СМИ, юридическое сопровождение. Для проведения процедуры голосования организуют избирательные участки.6

Процедурная сторона предоставляет  органам власти большие возможности  влиять на результаты голосования практически на любом из этапов. С одной стороны, выборы являются средством контроля народа над государством. С другой стороны, само это средство находится под контролем государства. Мировой опыт показывает, что основными направлениями «цивилизованного» государственного контроля над выборами являются манипуляции структурой избирательной системы (например, соотношением ее мажоритарных и пропорциональных компонентов), составом электората, границами избирательных округов и участков. Применяются и более грубые средства: фальсификация подсчета голосов, устранение нежелательных конкурентов (правовыми и не правовыми методами) и т. п. Наличие выборных механизмов и процедур само по себе не гарантирует контроля общества над государством: общество должно быть готово ими эффективно пользоваться. Только при этом условии избирательным технологиям власти могут реально противостоять избирательные технологии претендентов на власть.

17 марта 1991 г. состоялся  первый в истории страны всенародный  референдум, а 12 июня того же года - первые в истории России президентские выборы.

Нынешняя избирательная  система России определяется новой  Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и федеральными законами «О выборах президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» (1995).

В Конституции провозглашается (ст. 32): «Граждане Российской Федерации  имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Активное избирательное  право граждане Российской Федерации  получают с 18 лет, пассивное - право  быть избранными в Государственную  думу - с 21 года (на пост президента - с 35 лет, при условии 10-летнего постоянного проживания на территории Российской Федерации). При этом участие в выборах объявляется делом добровольным, осуществляемым на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В Государственную думу избираются 450 депутатов, из них 225 - по одномандатным округам (1 округ - 1 депутат) и 225 - по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками.

 В первом случае  избирается личность, во втором - партия, блок партий или иное  общественное объединение.

В Российской Федерации действует  смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

В федеральном округе отбор  ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, блоков и т. п., которые перешагнули 5 %-й барьер, т. е. получили не менее 5 % голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал этой цифры, теряет свои голоса, а также и право на представительство в Думе.

Нынешняя российская избирательная  система опирается на опыт ряда государств, как имеющих богатые правовые традиции, так и лишь недавно приступивших к строительству правового государства. Разумеется, многое в ней подлежит проверке и коррекции, возможно, весьма основательной, но важно то, что избирательный механизм в нашей стране создан и работает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В демократическом государстве  при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда,  кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы- это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных компаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнение меньшинства или отдельных политиков.

Выборы, таким образом, это  своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся  обрести справедливое правление.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     http://www.need4stud.ru/dir/nauka_i_obrazovanie / А.Л.Костин Ю.В. Политология.   Учеб.пособие. ОрелГТУ, 2001г.- 328 с.

2.    «Чистые» и «грязные» технологии выборов: Росийский опыт / Максимов А.А. - М.: Изд-во «Дело», 1999.- 446 с.

3.     Политология:  Учебник / Отв.ред. В.С.Коморовский. – М.: Издательство РАГС, 2002г. – 520 с.

4.     Политология.  Учеб.пособие для техн.вузов / М.А.Василин, И.П.Вишнякова-Вишнецкая, Ю.Г.Вилунас и др., Под ред М.А.Василина. – 4-е изд., перераб., доп. Издательство: Астрель, Пионер, АСТ. СПБ, 2001г. - 400 с.

5.     Россия в  избирательном цикле 1999-2000 годов/ М. Макфол, Н. Петров, А. Рябов –

М., 2000г. – 274с.

6.     Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. / Соловьев А.И. - М.: Аспект Пресс, 2000г. - 559 с.

1 Политология. Учеб.пособие для техн.вузов / М.А.Василин, И.П.Вишнякова-Вишнецкая, Ю.Г.Вилунас и др., Под ред М.А.Василина. – 4-е изд., перераб., доп. Издательство: Астрель, Пионер, АСТ. СПБ, 2001г. - 112 с.

2 Политология. Учеб.пособие для техн.вузов / М.А.Василин, И.П.Вишнякова-Вишнецкая, Ю.Г.Вилунас и др., Под ред М.А.Василина. – 4-е изд., перераб., доп. Издательство: Астрель, Пионер, АСТ. СПБ, 2001г. - 117 с.

3 Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов/ М. Макфол, Н. Петров, А. Рябов –

М., 2000г. – 85с.

4 Политология. Учеб.пособие для техн.вузов / М.А.Василин, И.П.Вишнякова-Вишнецкая, Ю.Г.Вилунас и др., Под ред М.А.Василина. – 4-е изд., перераб., доп. Издательство: Астрель, Пионер, АСТ. СПБ, 2001г. - 132 с.

5 Политология: Учебник / Отв.ред. В.С.Коморовский. – М.: Издательство РАГС, 2002 . – 257с.

6 Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. / Соловьев А.И. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 325 с.

2

3


Информация о работе Выборы, типы избирательных систем