Влияние войны на политические настроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Победа в Великой Отечественной Войне открыла новую страницу в истории страны. Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне.

Оглавление

Введение 3

2. Основная часть 4

2.1 Влияние войны на политические настроения 4

2.2 Послевоенная жизнь советских людей 5

2.3 Внутренняя политика государства 10

2.4 Национальная политика государства 19

2.5 Борьба с "западным влиянием" в культуре 21

2.6 Литература 22

2.7 Театр и кино 23

2.8 Музыка 24

2.9 Научные "дискуссии" 25

3. Заключение 27

4. Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.25 Кб (Скачать)

В 1946-1947 гг. по поручению Сталина  велась разработка проектов новой Конституции  СССР и Программы ВКП(б). В них предусматривалось некоторое развитие демократических начал по пути построения коммунизма. Однако из-за политических интриг в верхних эшелонах власти работа над этими проектами вскоре была свернута.11

 

2.4 Национальная политика  государства

Наряду с другими изменениями  война привела к увеличению неподконтрольных "верхам" идейных и политических движений, в том числе и национальных. Особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг., где  борьба против коллективизации и  советизации продолжалась до начала 50-х гг. за участие в них только в

 

 Западной Украине к  1950 г. было депортировано, сослано  или арестовано около 300 тыс.  человек. В Прибалтике депортации  было подвергнуто 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев. Параллельно  здесь шел насильственный процесс сплошной коллективизации, прерванный войной.

 

 Вслед за переселенными в годы войны немцами Поволжья, крымскими татарами, чеченцами, ингушами, калмыками, карачаевцами, балкарами (общее их число составляло около 1,5 млн. человек), в послевоенные годы были подвергнуты насильственной депортации и представители других народов (в частности, молдаване).

 

 Началась ревизия истории  национальных отношений в России  и СССР, в ходе которой любые  национальные движения рассматривались  как реакционные и вредные.  Усилилось и давление на национальные  отряды интеллигенции, традиции  и культуру "малых народов". Так, с 1951 г. началась критика  национального эпоса мусульманских  народов как "клерикального  и антинародного".

 

 Особого размаха национальная  нетерпимость достигла в отношении  представителей еврейской нации.  Еще в годы войны был создан  Еврейский антифашистский комитет  (во главе его стоял выдающийся  актер С. Михоэлс). После войны  он превратился в центр национального  объединения. Представители комитента  в беседах с официальными лицами  предлагали создать еврейскую автономию в Крыму или Поволжье. Это было представлено властями как свидетельство "проамериканского сионистского заговора". Михоэлс в 1948 г. был убит агентами МГБ. С ноября 1948 г. начались аресты членов Антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов, "людей без руду, без племени", обвиненных в "космополитизме". В мае - июле 1952 г. состоялся закрытый судебный процесс, приговоривший лидеров комитета к расстрелу.

 

 Одновременно власти  начали выделять русский народ  в качестве "наиболее выдающейся  нации из всех наций, входящих  в состав Советского Союза". Это было по существу отказом  от прежних положений, когда  русский народ был представлен  первым среди равных.

 

 Откровенный национализм  проявлялся не только в назначении  руководителями многих союзных  и автономных республик русских,  а не национальных кадров, но  и в усиленном "научном"  обосновании исключительной роли  и значения всего русского (в  то время как политические  и культурные достижения других  народов замалчивались).

 

 Все это свидетельствовало  по существу о возврате Сталина  к идеи "автономизации", на началах которой он предлагал создать союзное государство еще в 1922 г. вместе с тем это не могло не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных районах СССР.12

2.5 Борьба с "западным  влиянием" в культуре 

 Война пробудила в  интеллигенции надежды на ослабление  партийно-идеологического пресса. Деятели  культуры рассчитывали, что наметившаяся  в годы войны тенденция к  относительному смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный подход Красной Армии, не только прорвали «железный занавес», но и создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

 

 Однако этим надеждам  не суждено было сбыться. С  лета 1946г. Власти развернули широкое  наступление против «западного  влияния» на развитие отечественной  культуры. По существу речь шла  о наступлении на свободомыслие  и любое проявление творческой  самостоятельности интеллигенции,  о возвращении безраздельного  партийно-политического контроля  над ней.

 

 В августе 1946г. Был  создан новый журнал «Партийная  жизнь», призванный взять под  контроль развитие культуры, которая по мнению партийных чиновников, «страдала идеологической вялостью, проявлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма». Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), отвечающий за идеологию А. А. Жданов.

 

 «Железный занавес»  был окончательно восстановлен  в ходе развернувшейся в конце 1948г. Кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

2.6 Литература 

 Один из первых ударов  был нанесен по отечественной  литературе. В постановлении ЦК  ВКП(б) от 14 августа 1946г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Особой критике подверглись М. М. Зощенко, А. А. Ахматова, названные в постановлении «пошляками и подонками литературы». В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует «гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность» с целью дезориентации советской молодежи, «изображает советские порядки и советских людей в уродливо-карикатурной форме», а Ахматова является типичной представительницей «чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии», пропитанной «духом пессимизма и упадничества… старой салонной поэзии». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

 

 Резкой критике были  подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало  требования партии. Так, руководитель  Союза писателей А. А. Фадеев  был раскритикован за первоначальный  вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно  показано партийное руководство  молодыми подпольщиками; поэт-песенник  М. А. Исаковский – за пессимизм  стихов «Враги сожгли родную  хату». Критике подвергались драматург  А. П. Штейн, писатели Ю. П.  Герман и Э.Г. Казакевич, М.  Л. Слонимский. Литературная критика  перерастала и в прямые репрессии.  В ходе борьбы с «космополитами»  были расстреляны П. Д. Маркиш и Л. М. Квитко, велось следствие по «делу» И. Г. Эдинбурга, В. С. Гроссмана, С. Я. Маршака.

 

 В дальнейшем были  приняты и другие постановления  по проблемам литературы: «О журнале  «Крокодил»и мерах его улучшения» (1951г.) и др. итогом «борьбы за чистоту литературы» стало закрытие ряда журналов, запрещение лтературных произведений, «проработка», а порой и репрессирование их авторов, а главноге – застой в отечественной литературе.13

2.7 Театр и кино 

 Наметившееся в годы  войны обращение к историческим  традициям народов СССР, чувствам  и переживаниям людей после  ее окончания подвергалось критике.  В 1946 г. было принято постановление  ЦК ВКП (б) "О репертуаре драматических  театров и мерах по его улучшению", в котором осуждались "идеализация  жизни царей, ханов, вельмож", "внедрение в репертуар пьес  буржуазных западных драматургов,  открыто проповедующих буржуазные  взгляды и мораль" и потакание  "обывательским вкусам и нравам". В постановлении говорилось: "Многие  драматические театры не являются  на деле рассадниками культуры, передовой советской идеологии  и морали. Такое положение дел…  не отвечает интересам воспитания  трудящихся и не может быть  терпимо в советском театре".

 

 Было приказано расширить  количество пьес, "посвященных  пафосу борьбы за коммунизм". Однако создать такие пьесы  "на заказ" было делом  не простым и удач было не  так много. Одним из ярких  спектаклей послевоенной поры  стала "Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова (Московский  театр Сатиры). Особое звучание  имели постановки о только  что окончившейся войне - "Молодая  гвардия" (по роману А. А.  Фадеева), "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренева и др.

 

 В эти годы на  сцене Большого театра в Москве  блистательно танцевала Г. С.  Уланова, начала выступать выдающаяся  балерина М. М. Плисецкая. 

 

 Яркими событиями в  кинематографе стали фильмы С.  А. Герасимова "Молодая гвардия" (в котором дебютировали И.  В. Макарова, Н. В. Мордюкова  и др.), "Подвиг разведчика" Б.  В. Барнета (с яркой ролью П. П. Кадочникова), "Повесть о настоящем человеке" А. Б. Столпера. Пользовались популярностью комедии "Весна" Г. В. Александрова и "Сказание о земле Сибирской" И. А. Пырьева. Идиллическая, далекая от реальной жизни картина послевоенной сельской жизни предстала в фильме "Кубанские казаки" (режиссер И. А. Пырьев).

 

 Как и другие произведения  культуры, многие фильмы и их  авторы были обвинены в "безыдейности": "Большая жизнь" (2-я серия)  Л. Д. Лукова, рассказывавший о  трудностях восстановления Донбасса  после войны (был раскритикован  за "фальшивое изображение партийных  работников"), "Адмирал Нахимов"  В. И. Пудовкина, "Иван Грозный" (2-я серия) С. М. Эйзенштейна  и др.

2.8 Музыка 

 В короткий срок  была восстановлена и расширена  довоенная сеть музыкальных театров,  концертных учреждений. С 1950 г.  возобновилось проведение декад  национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение  талантливых артистов: начали свой  путь в искусстве дирижеры  Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, пианист С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, певцы - И. К. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др.

 

 Были созданы крупные  музыкальные произведения: оперы  "Великая дружба" В. И. Мурадели, балеты "Каменный цветок" С. С. Прокофьева, "Медный всадник" Р. М. Глиэра, "Семь красавиц" К. А. Караева и др.

 

 Но и здесь не  обошлось без гонений на тех  композиторов, чьи произведения  критиковались за "формалистическую", "антинародную" направленность, "пренебрежение  народными музыкальными традициями". В 1948 г. ЦК ВКП (б) принял  постановление "О декадентских  тенденциях в советской музыке", где огонь критики был сосредоточен  на Мурадели, Прокофьеве, Шостаковиче, Хачатуряне. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыку, изолировало ее от лучших достижений мировой культуры.

2.9 Научные "дискуссии" 

 После войны развернулись  оживленные творческие дискуссии  среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов.  Однако эти дискуссии были  использованы партийным руководством  для "усиления партийной направленности  науки", а отдельными ее представителями  - и для сведения счетов с  научными оппонентами.

 

 Наиболее типичной  из таких "дискуссий" стало  обсуждение проблем биологической  науки на сессии Всесоюзной  Академии сельскохозяйственных  наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ)  в августе 1948 года. Т. Д. Лысенко,  сделав головокружительную карьеру  в 30-х гг. на критике "кулаков  от науки", еще перед войной  добился ареста академика Н.  И. Вавилова. Теперь он критиковал  других крупнейших ученых-генетиков  как "мухолюбов-человеконенавистников". В результате несколько сот человек были изгнаны из Академии и лишены возможности заниматься научной деятельностью.

 

 В исторической науке  прогрессивными деятелями были  объявлены Иван Грозный и его  опричники, боровшиеся с боярской  оппозицией сталинскими методами.

 

 Лидеров национальных  движений (в частности, Шамиля) клеймили  как агентов зарубежных разведслужб.  Зато полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор. Крупнейшие исторические деятели царской России были представлены в гротесковом виде. Оказались надолго "забыты" и многие имена крупнейших деятелей советского времени.

 

 В ходе дискуссий  философов, экономистов отвергался  любой западный опыт - как изначально  враждебный и неверный.14

3 Заключение

Несмотря на то, что победа 1945 г. породила в сердцах народа надежды  на ослабление тоталитаризма и партийно-идеологического  пресса, этому не суждено было сбыться.

 

 «Демократическому импульсу»  войны противостояла вся мощь  созданной Сталиным системы. Сталинский  тоталитаризм в послевоенные  годы не ослаб, а наоборот  достиг своего апогея. Продолжались  массовые репрессии советского  народа, ужесточилась национальная  и внутренняя политика государства.  Также произошли изменения и  в политической структуре государства.

 

 Послевоенные годы  положили начало «холодной войне»  и восстановлению «железного  занавеса». Правительство осуществило  наступление на свободомыслие  и любое проявление творческой  самостоятельности. Жесткой цензуре  подверглась литература и кинематограф, а многие деятели культуры подвергались критике, гонениям, и даже аресту. В итоге страна осталась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

 

 Также страна отставала  от западных и европейских  государств в экономическом плане.  Уровень жизни советских граждан  был намного ниже уровня жизни  граждан, находящихся за «железным  занавесом».

 

 Советское государство  нуждалось в создании качественно  новой политической обстановки, в кардинальных политических, социально-экономических  и культурно-идеологических реформах, в качественно новых изменениях  всех сфер жизни и деятельности  советских людей.

Информация о работе Влияние войны на политические настроения