Влияние СМИ на политические взгляды населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 01:05, реферат

Краткое описание

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Файлы: 1 файл

СМИ.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, здесь мы рассматриваем  политическую манипуляцию как скрытое  воздействие на широкие массы, посредством внушения, пропаганды и т. д. (т.е. с использованием характеристик массовой психологии), имеющее своей целью заставить массы думать и действовать в интересах манипулятора, вразрез собственным интересам.

Журналистские комментарии как возможный источник манипуляции.

    "Объективность  в освещении новостей является  отличительной чертой профессионального  журналиста… Нет оправдания искаженной или поверхностной информации… Необходимо четко различать факты и то, что составляет мнения, версии или предположения. Изложение фактов должно быть непредвзятым и представлять вопрос со всех сторон…" - гласит Кодекс профессиональной этики Союза профессиональных журналистов.[5] Однако нельзя не признать, что реальная модель журналистского поведения далека от написанного на бумаге. Политическое мнение журналистов может быть найдено в любом комментируемом ими событии. При этом существует 2 типа мнений/оценок, представляемых журналистами, - открытое мнение и закрытое. Как отмечает Э. Эфрон, открытые мнения содержатся, как правило, в новостных сообщениях, скрытые - в комментариях.[6]

    Открытое  журналистское мнение не требует  объяснения: это прямое выражение  мнения журналистом, который не скрывает того факта, что он выражает мнение, исходящее непосредственно от него.

    Скрытое мнение - это замаскированное мнение. Существует 2 вида скрытых мнений. В  первом журналист не скрывает, что-то, что он говорит, является мнением, он скрывает лишь его источник. А следовательно, такое мнение представляется как исходящее от журналиста. Во втором случае его мнение подается в имплицитной, кодированной форме, так что уже кажется не мнением, а фактом. Кроме того, важной категорией скрытой интерпретации является приписывание собственных идей журналиста внешнему источнику, как будто он безличностно сообщает мнения других людей, в чем, собственно, и кроется источник манипуляции.

    Существует  ряд техник, используемых журналистами-комментаторами для формирования надлежащего общественного  мнения.

    1. Чтение мыслей. Это достаточно  последовательно используемая техника выражения скрытых политических мыслей. Журналист делает вид, что сообщает мнения разных людей, переходя от индивидов к миллионам. Характерно, что он "сообщает" о внутренних чувствах, скрытых эмоциях, спрятанных мыслях и целях, неосознанных психологических мотивациях следующих групп: отдельных лиц, малых групп, толп - от десятитысячных до полумиллионных, целых социально-экономических классов, жителей больших географических районов, государств и наций. И неизменно журналист выносит широкие политические предпочтения из такого рода "репортажа".

    2. Опускание, или исключение, информации. Эта техника позволяет не допустить  в эфир мнения, которые журналисту  не нравятся. Существует несколько  видов типичных "опусканий":

    а) Перспектива. В данном случае журналист дает материал о полемике или политической дискуссии, даже не пытаясь осветить обе стороны. Он просто сообщает об одной из них, отражая при этом ее отношение, язык, эмоции.

    б) Эвфемизмы. Эта техника состоит в использовании уклончивой терминологии при обсуждении незаконной, насильственной и криминальной деятельности, причем всегда в пользу практиков политического насилия. Так, насильственное возмущение называется "беспокойством", насильственные провокации против полиции и властей - "конфронтацией" или "демонстрацией". Опуская корректные юридические или моральные обозначения, журналист пренебрегает критическим отношением общественности к подобным акциям и выражает свою симпатию к ним.

    в) Последнее слово. Эта техника является довольно распространенной и относится к заключительному комментарию журналиста. После сообщения о конфликтующих мнениях по полемическому вопросу журналист завершает сообщение цитатой или перефразировкой, высказанной одной из сторон. При этом точка зрения другой стороны полностью игнорируется.

    3. Восхваление. Еще одна редакторская  техника, используя которую журналист  открыто выражает положительное  мнение о том или ином явлении,  идеализирует индивида, группу или  процесс.

    4. Принижение. Это техника, параллельная "восхвалению". В данном случае репортер осуждает моральные характеристики индивида, группы или процесса. Существует несколько видов журналистского осуждения:

    а) Прямая атака. Прямая атака, исходящая  от репортеров, редка, но существует. В  этом случае журналист, как правило, выражает не свое личное субъективное мнение, а мнение того лица (или организации), которое за этим стоит. "Прямая атака", таким образом, нередко приобретает форму открытой пропаганды.

    б) Непрямая атака. Репортер атакует не индивида, а его окружение, а если объектом "атаки" является кандидат (политический лидер) - то его сторонников.

    в) Атака с помощью двойного стандарта. Журналисты атакуют индивида исходя из стандартов, которые более ни к кому не применяются. Жертвой такой  практики стал, например, американский президент Никсон во время своей предвыборной кампании. СМИ критиковали Никсона за то, что он все время повторял одну и ту же речь, хотя то же самое делали и остальные кандидаты. Или же: Никсона атаковали за то, что он "немолод, некрасив, несексуален", хотя других кандидатов среднего возраста по этим основаниям не критиковали.

    г) Юмор, сарказм, сатира, ирония. Репортеры  используют все эти формы, чтобы  свести на нет значимость того или  иного мнения, идеи, доктрины, процесса, представить их несущественными, глупыми, смешными, нелепыми.

    5. Поддельный нейтралитет. Эта техника  представляет собой серию продуманных  усилий, изображающих журналиста  нейтральным в то время, как  он принимает чью-то сторону.  Ниже перечислены некоторые из  вариантов этого приема:

    а) Фальшивый комплимент. Журналист  делает едва заметный комплимент характеру  или интеллектуальным способностям политического деятеля, а затем  дополняет его следующим: либо полно  и расширенно отрицает сделанный  комплимент, тем самым полностью  уничтожая его; либо начинает усиленно расхваливать оппонента. В этой технике комплимент "притворен": в нем кроется атака. По сути, это способ, используемый журналистом, чтобы предстать "объективным" в глазах общественности, т.е. умеющим увидеть и "плюсы", и "минусы", и доблести, и изъяны. Эта техника служит своего рода гвоздем, на который собираются повесить противоположное - атаку на политика и/или восхваление его оппонента.

    б) Фальшивая критика. Данный вариант  представляет собой "перевернутую" технику "фальшивого комплимента". Журналист делает небольшое замечание по поводу политической фигуры, затем продолжает его существенным восхвалением, чтобы уничтожить критику, и/или суровой атакой на оппонента.

    в) Фальшивый прототип. В этом случае журналист представляет мнение конкретного индивида, утверждая однако, что он выступает от имени большой политической группы. Репортер разрешает "фальшивому прототипу" говорить от лица миллионов, поддерживая тем самым значимость его субъективного мнения и одновременно возводя это мнение в ранг общественного.

    6. Фальсификация. Эта техника является  еще одной категорией скрытого  необъективного подхода и к  интерпретации информации. Фальсификация  бывает нескольких видов:

    а) "Ядовитый сэндвич". Журналист  прячет мнение, благоприятное для  кандидата, между негативным введением и негативным заключением. Такая подача информации нейтрализует позитивное мнение, делает его незаметным

    б) "Сахарный сэндвич". Это образец  обратной техники - помещение негативного  мнения между позитивными введением  и заключением с целью создать в целом положительный образ политической группы и/или ее лидера.

    в) "Раздувание детали". Журналист "раздувает" и расширяет негативную деталь, создавая впечатление, что кандидата повсюду "не любят", когда это отнюдь не так. Пример из американской практики: небольшой кусок мусора, кинутый в Никсона, занял в новостном выпуске на АВС половину сообщения о его кампании в Огайо.

    Список  рассмотренных техник не является исчерпывающим. Безусловно, существуют и другие виды редакторской политики, но рассмотренные выше являются, на мой взгляд, наиболее часто используемыми в журналистской практике.

    Важной  особенностью перечисленных приемов  является их манипулятивныя основа: ведь благодаря такого рода редакторским техникам общественность никогда не узнает "объективной истины" и не будет иметь представления о том, что же все-таки происходило и происходит на самом деле.

Заключение 

    Огромные  возможности активного воздействия  СМИ на политическое сознание и поведение  граждан свидетельствует о важнейшей роли "четвертой власти" в современном обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе "медиократии" - власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

    Оценки  растущего влияния СМИ на политику и общество прямо противоположны. Некоторые авторы, например О. Тоффлер, видят в нем ростки новой, более  высокой и гуманной цивилизации, информационного общества, усматривают  реальное движение к "гетерогенному, личностному, антибюрократическому государству", способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты .

    Другие  же мыслители, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие на личность и культуру масс-медиа, и  особенно телевидения, оценивают возрастающую роль информационной власти весьма пессимистично. Так, знаменитый итальянский кинорежиссер Ф. Феллини считал, что "с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, которое и днем, и ночью безо всякого перерыва приходит к людям в дом, телевидение разрушило не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь - природа, наши друзья, литература, женщины - все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности".

    Опыт  истории, и особенно новейшей политической истории России, показывает, что  СМИ сегодня обладают всеми техническими и идеологическими возможностями, чтобы служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. И от того, какую позицию в этом непростом вопросе займут СМИ, во многом будет зависеть будущее российского общества. СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого информационного курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством "информационных войн", многочисленных "выбросов компромата", "сливов" и утечек информации, "заказных публикаций", "джинсы" и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам демократии, в том числе и к самим СМИ. И, конечно, не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои личные амбициозные устремления выше потребностей общества. Чтобы этого не произошло, необходимы глубокие изменения, прежде всего, в двух направлениях - в отношении политической элиты к распространению информации и в отношении российских потребителей к качеству предлагаемого им информационного продукта.  
 

Список  литературы

    1. Toffler Al. Powershift. P.199

    2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997 г.

    3. http://www.expert.ru

    4. http://www.mediaplan.ru

    5. http://enbv.narod.ru/text/Econom/korolko/str/90.html

    6. Эфрон Э. Тенденциозная редакционная политика. - N.Y., 1972

    7. Канетти Э. Масса и власть– М.,1997г. с.16.

    8.Амелин В.Н. Указ. Соч. с.60

Информация о работе Влияние СМИ на политические взгляды населения