Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 18:05, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении власти и властных отношений, видов власти.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
1) охарактеризовать понятие власти, различные трактовки ее сущности и происхождения;
2) исследовать виды власти;
3) рассмотреть сущность и специфику политической власти.
Введение……………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Понятие власти………...…………………………………………..…….5
Глава 2. Сущность и специфика политической власти…………………..…...9
Глава 3. Виды власти…………………………………………………………..…18
Заключение……………………………………………………………………..….23
Список использованных источников и литературы…….………………..….25
6) власть выполняет роль
связующей компоненты людей и
социальных групп внутри
Власть, как общественное явление, обладает организационными, регулятивными и контрольными функциями. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:
- анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
- определение собственной стратегии и частных, тактических задач;
- репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
- присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т. д.);
- распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т. п.);
- преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.
К основным отличительным признакам политической власти можно отнести:
- легальность в использовании силы;
- верховенство - обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;
- публичность, которая подразумевает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов;
- моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.
Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами.
Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой по крайней мере, части населения.
Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основных субъекта:
- население;
- правительство;
- внешнеполитические структуры.
В современных условиях общественно-политического развития кризисы легитимности, вызванные неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимными формами насилия над людьми, несостоятельностью правительства адаптироваться к динамическому изменению условий общественного развития, разрушением конституционного порядка, разрывом между конституционными нормами и практикой их воплощения, отсутствием серьезных структурных изменений.
Современный российский политолог Александр Соловьев, обобщив теоретический и практический опыт, предложил такие пути и средства выхода из кризисных ситуаций:
- поддержка постоянных контактов с населением;
- проведение разъяснительной работы относительно своих целей;
- уравновешенность ветвей власти;
- выполнение правил политической игры без ущемления интересов сил, которые принимают в ней участие;
- организация контроля со стороны организованной общественности за разными уровнями государственной власти;
- укрепление демократических ценностей в обществе;
- преодоление правового нигилизма населения и тому подобное.
Следовательно, политическая власть, ее механизм должны обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы; утверждать право как стержень общественных отношений и самим уметь подчиняться праву; выполнять функции перестройки государства (хозяйственные, культурные, социальные и др.).
Глава 3. Виды власти
Власть - социальный институт, с помощью целенаправленной деятельности которого достигается равновесие и интеграция, необходимые для существования общества как саморегулирующейся системы.
Власть в общем смысле - «способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия».
Основные концепции:
1. Концепция референтной власти - главное не само осуществление власти, а то, как мы ее представляем.
А) Негативистское отношение к власти - власть основана на силовых методах.
Б) Концепция силового поля власти - три черты власти: мотивация, степень контроля и степень сопротивления.
2. Реляционистская концепция.
Подобная концепция трактует
власть как межличностные
А) Теория сопротивления - субъект власти подавляет сопротивление объекта власти.
Б) Теория обмена ресурсами - когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками власти.
В) Теория раздела зон влияния - когда власть распределяется за сферой влияния.
3. Системная концепция власти. Основное понятие в этой концепции - понятие политической системы и политическая система рассматривается авторами как качественно отличная от других систем. Политическую систему возвышают над другими системами. Три варианта концепции:
А) Власть как атрибут макросоциальной системы, общество рассматривается в целом. Ее сторонник Парсонс.
Б) Крезье рассматривает власть на уровне конкретных систем (в группе, организации).
В) Роджерс рассматривает власть как взаимодействие индивидов, действующее в рамках специфической социальной системы.
4. Поведенческая концепция
власти. Разработана в 1920-30-ых годах
Чарльзом Мериам. В ней заложена
идея бихевиоризма. Это установка
на эмпирическое исследование
поведения людей в сфере
Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Субъекты власти - обладатели, носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходят влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Теоретически интересно и принципиально важно, что в качестве разнообразных субъектов власти выступают и многие лица, персоны, и соответствующие органы, институты, учреждения. Субъекты власти, рассматриваемые в ином отношении, могут быть и объектами для вышестоящей власти, т. е., как говорится, сами под властью ходят.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с её носителем. Так говорят о решениях власти, о действиях властей, произволе власти и т. п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.
Субъект определяет содержание властного отношения через:
1) приказ (распоряжение) как
властное повеление
2) подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти;
3) наказание (санкции) как
средство воздействия на
4) нормирование поведение как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей) - второго важнейшего элемента власти. Власть - всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. Объекты власти - лица, явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми, согласно закону или подзаконным актам, а также сложившимся правилам и нормам общежития и даже традициям, направлена деятельность властей различных типов, видов и форм. При характеристике и оценке субъектов власти, их разнообразия принято исходить из того, что у власти может быть несколько уровней, возможны ее разные виды и масштабы, те или иные сферы проявления. Различны и сами названия властителей (носителей, обладателей власти), в том числе и на разных этажах властной пирамиды.