Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 18:05, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении власти и властных отношений, видов власти.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
1) охарактеризовать понятие власти, различные трактовки ее сущности и происхождения;
2) исследовать виды власти;
3) рассмотреть сущность и специфику политической власти.
Введение……………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Понятие власти………...…………………………………………..…….5
Глава 2. Сущность и специфика политической власти…………………..…...9
Глава 3. Виды власти…………………………………………………………..…18
Заключение……………………………………………………………………..….23
Список использованных источников и литературы…….………………..….25
Оглавление С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие власти………...…………………………………………..
Глава 2. Сущность и специфика политической власти…………………..…...9
Глава 3. Виды власти…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…….………………..….25
Введение
Проблема исследования заключается в рассмотрении существующих в настоящее время воззрений на истоки и сущность власти и властных отношений, о которых необходимо иметь полное и непротиворечивое представление для успешной практической деятельности. Как относительно самостоятельное и качественно определенное явление политическая власть обладает целым набором присущих ей свойств и характеристик. Среди них можно выделить ряд универсальных черт, объединяющих политическую власть с другими разновидностями социальной власти — экономической, нравственной, правовой, информационной и др., а также специфические черты, присущие исключительно ей как собственно политическому явлению.
Актуальность работы заключается в том, что власть является ключевым вопросом политики, занимающим центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение новых тенденций в развитии властных отношений необходимо для осмысления современного состояния России.
Степень разработки темы. В современной политологической литературе термин «власть» используется достаточно широко. Однако его трактовка характеризуется большим разбросом мнений. Существует примерно столько определений власти, сколько исследователей в данной области. Поэтому для уяснения сущности этого феномена, его места и роли в управлении обществом необходимо проанализировать труды Л. В. Сморгунова, В. Д. Граждана, В. Д. Зиминой, Н. А. Борисова и др.
Цель работы состоит в изучении власти и властных отношений, видов власти.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
1) охарактеризовать понятие власти, различные трактовки ее сущности и происхождения;
2) исследовать виды власти;
3) рассмотреть сущность
и специфику политической
Объектом исследования выступает власть.
Предметом изучения являются виды власти и политическая власть как специфический вид власти.
Основными методами нашей работы стали сравнительный и описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.
Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введение, глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие власти
Можно найти множество определений власти. Так, власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.
По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего «необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения». Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения.
Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.
Основные идеи о взаимодействии человека, государства и общества, о справедливом государственном устройстве высказывались уже в трудах Платона, Аристотеля, Макиавелли, Гоббса, Локка, Монтескье.
Многоаспектность подходов в изучении политики и власти затрагивали и ученые нового времени. М. Вебер писал о власти и формах господства. В. Парето говорил о правящих элитах, определяющих политическую жизнь в обществе; о политической системе как модели «нарушаемого и восстанавливаемого равновесия». Р. Михельс говорил о невозможности демократизации политической жизни, о факторах возникновения олигархических структур власти. Проблемы власти и государства поднимались в работах К. Маркса, В. И. Ленина.
Проблемы человека, общества, государства, власти, демократии, парламентаризма и политических партий затрагиваются в трудах современных отечественных исследователей М. Я. Острогорского, Б. Н. Чичерина, Ю. С. Гамбарова, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, В. М. Хвостова и др.
Власть, в общем понимании, представляет собой возможность подчинить своей воле других, а это возникает тогда, когда стоящие у власти получают возможность поощрить или наказать того, над кем они имеют власть. Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается властными полномочиями.
С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства. Государственная власть характеризует суверенитет государства. Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом - органами управления государства. Государственная власть в лице своих органов управления обладает силой государственного принуждения, т. е. имеет возможность поощрять и наказывать каждого члена общества, каждого гражданина.
Социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, «властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения». Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.
Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления:
1) Подход телеологический
(с точки зрения цели). Характеризует
власть, как способность достижения
определенных целей, получение намеченных
результатов. Представители этого
направления, среди которых видное
место занимает Бертран Рассел,
трактуют власть довольно
2) Подход бихевиористский.
Его представители: Лассуэлл, Мерриам
и др., трактуют власть как особый
тип поведения, при котором одни
люди командуют, а другие подчиняются.
Бихевиористский подход
3) Подход системный. Он
возник в противовес
4) Подход структурно-
5) Подход реляционистский
(от французского слова «
Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть - это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.
Глава 2. Сущность и специфика политической власти
Власть выступает одним из основных понятий современной политической науки. Но сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Это понятие встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни - в животном мире. Немецкий политолог М. Вебер дал самое простое общепризнанное определение власти, он видел в ней «способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле».
Власть выступает основой, объектом и движущей силой политики. Характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи является борьба за власть. Учение о власти является основополагающим в политологии.
З. Фрейд объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение). Предметом политики вступает не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.
М. Вебер сформулировал позитивистско-социологическая концепцию определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.
Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.
Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.
Сущностным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.
Итак, характерные признаки власти:
- доминирование властной воли;
- наличие особого аппарата управления;
- суверенитет органов власти;
- монополия на регламентацию жизни общества;
- возможность принуждения в отношении общества и личности.
Политическая власть применяет разные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести:
- право;
- авторитет;
- убеждение;
- традиции;
- манипуляции;
- принуждение;
- насилие.
Необходимость политической власти заключается в следующем:
1) власть инклюзивна, она
может проникать и
2) власть регулирует
3) власть необходима для
организации общественного
4) власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле.
5) она поддерживает целостность
и единство общества как