Типология политического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:33, реферат

Краткое описание

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением

Файлы: 1 файл

Типология политического процесса.docx

— 24.57 Кб (Скачать)

Типология политического  процесса

По объектам политического воздействия  политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления  правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через  обсуждение проблем в средствах  массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических  государствах.

Теневые, скрытые политические структуры  располагаются на высших и средних  уровнях власти. Речь идет о скрытых  действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании  органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью  законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать  противоправная деятельность и коррупция  официальных лиц и властей. При  определенных условиях формируются  нелегальные (теневые) структуры неполитического  характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного  мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию  смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать  на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они  проводят своих представителей в  депутаты, на должности в госаппарате  и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции  своим отдельным структурным  звеньям, например, органам политического  сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда  революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

 

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс  часто возникает в условиях кризиса  власти, утраты ею легитимности. Причины  нестабильности могут быть самые  разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или  иных социальных групп, их неудовлетворенность  своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике  правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс  характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

Типология частных политических процессов:

 

По масштабности частного политического  процесса различаются процессы внутри общества и международные процессы. Последние бывают двусторонними (между двумя государствами) и многосторонними (между многими или даже всеми государствами мира). Частные политические процессы внутри общества делятся на базовые и локальные (периферийные).

По характеру взаимосвязи общества и властных структур процессы подразделяются на стабильные и нестабильные. Первые развиваются в стабильной политической среде с устойчивыми механизмами принятия политических решений и политической мобилизации граждан. Нестабильные процессы возникают и развиваются в условиях кризиса власти и политической системы в целом и отражают конфликт интересов групп.

По форме протекания. Явный (открытый) политический процесс характеризуется  тем, что интересы групп и граждан  систематически выявляются в их публичных  требованиях к государственной  власти, которая открыто принимает управленческие решения. Теневой процесс основан на деятельности скрытых политических институтов и центров власти, а также на требованиях граждан, не выраженных в официальной форме.

Каждый из политических процессов  обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью стадий взаимодействия субъектов.

Главная задача всех участников политических процессов – включить свои требования во властные решения. Институты государственной  власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и  выработки политической воли общества.

С точки зрения системной организации  политической власти различаются две  основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы народовластия, и недемократические, определяемые наличием тоталитарных или авторитарных режимов, недемократических партий, организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета  граждан.

В западной политологии существуют две типологизации политического процесса в целом. В рамках первой из них американский политолог Л. Пай, сравнивая политические процессы различных стран, выделяет два их типа – западные и «незападные».

Второй тип классификации сосредоточен на западных политических системах, выделяя  в них два вида политического  процесса: горизонтальный и вертикальный. В основе горизонтального политического  процесса лежит признание формального  равенства и автономности его  участников. Вертикальный политический процесс отличается тем, что власть всемерно стремится поддерживать свой авторитет.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают три  режима их протекания. Первый – это  режим функционирования, не выводящий  политическую систему за рамки сложившихся  взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. Второй режим  протекания политических процессов  – это режим развития. В этом случае структуры и механизмы  власти выводят политику государства  на уровень, позволяющий адекватно  отвечать на новые требования населения  и вызовы времени. Третьей разновидностью режима протекания политических процессов  является режим упадка, распада политической целостности.

Политический процесс – сложное  многофакторное понятие, имеющее различные  формы и режимы протекания. Анализ процессов в политике – задача, требующая от исследователя широты взглядов, умения учитывать разнообразие факторов и точек зрения, чтобы  избежать субъективных оценок.

 

2.2. Субъекты международного  политического процесса.

Субъектами международного политического  процесса являются государства, межгосударственные объединения и неправительственные  международные объединения.

В сфере международной политики одновременно складываются системы  международных отношений различного уровня. Например, в настоящее время  в мире сложились тесные межгосударственные отношения между семью наиболее развитыми странами — США, Англией, Канадой, Германией, Японией, Италией  и Францией, оказывающими наиболее существенное влияние на состояние  мировых экономических связей. Кроме  того, сформировались различные международные  системы регионального характера  в Юго-Восточной Азии, Африке и  других районах мира. Как правило, в этих международных системах формируются  различные конфигурации в отношениях между государствами, не исключающие  временных иерархических отношений, доминирования, равноправия и т.д.

Наличие такого рода международных  систем показывает и то, что взаимодействия разнообразных и разнопорядковых субъектов международной политики всегда отличает различная плотность складывающихся отношений, неодинаковая насыщенность политических контактов и связей. Например, постоянные отношения союзников или стран, вовлеченных в устойчивые торгово-экономические связи друг с другом, соседствуют с непостоянными, спорадически возникающими отношениями между другими государствами, формирующими зону как бы разреженных международных контактов. Страны же, вообще не поддерживающие отношений друг с другом, и вовсе создают вакуум в зоне мировой политики. Таким образом, сфера международных отношений представляет собой область неравновесных и неравномерных политических взаимодействий.

Как показывает практика, в последние  десятилетия несбалансированность международных отношений возрастает в связи с тем, что на международную  политическую арену помимо государств вышли и иные самостоятельные  субъекты: различные социальные (национальные, конфессиональные, демографические  и прочие) группы, налаживающие самостоятельные  отношения со своими сторонниками за рубежом; международные организации, регулирующие те или иные отношения  между политическими субъектами; транснациональные кампании, ведущие экономическую деятельность в различных государствах; разнообразные корпоративные структуры (СМИ, общественные организации, туристические фирмы, террористические группировки и т.д.) и даже отдельные лица (в частности, бывшие политики, играющие посреднические роли в урегулировании конфликтов). Благодаря современной системе международного права даже рядовой гражданин может выступить оппонентом своих властей, предъявить претензии другим государствам или международным организациям.

Сложность и неоднозначность отношений  участников мировой политики обусловлены  также тем, что их поведение в  данной сфере инициируются самыми разными  и неоднозначными причинами. Так, для отдельных государств такими источниками их поведения, как правило, всегда являются одновременно действующие: внутриполитические (обусловленные отношениями власти и общества), локальные (выражающие, к примеру, соображения региональной безопасности) и глобальные изменения (в частности, экологический кризис, распространение терроризма и др.). На уровне отдельных организаций (корпораций) или индивидов мотивация участия в мировой политике еще более усложняется.

Динамика мотивов и установок  участия в мировых политических процессах сочетается с постоянным изменением действующих в них  стандартов и ценностей безопасности, эволюцией норм международного права, морально-этических стереотипов, оправдывающих  достижение государствами внешнеполитических целей, и т.д. Нередко меняется и  соотношение внутри- и внешнеполитических приоритетов граждан. Например, в  отдельных странах люди иногда боятся собственных правительств больше, чем  иностранного вторжения, больше доверяют не собственным политикам, а международным  организациям и структурам.

3.4. Тенденции развития  мировой политики.

Исторический рубеж II и III тысячелетий  знаменует собой ряд существенных изменений в развитии международных политических процессов. Окончание «холодной войны», расширение численности стран, развивающихся в рамках «третьей волны демократизации», повышение авторитета ООН и других международных организаций существенно изменили международный климат, сделав его более благоприятным для межгосударственного сотрудничества, расширения влияния норм и принципов гуманизма, упрочения культуры мира.

Однако произошедшие политические изменения сняли только часть  противоречий между восточными и  западными странами, ближневосточными государствами и некоторыми другими  державами, длительное время находившимися  в состоянии конфликта. Расширение числа стран, обладающих ядерным  оружием и космическими средствами его доставки, превратило некоторые  регионы в источник потенциальной  угрозы для всего мира.

Современная мировая политика стала  ареной обостряющейся борьбы глобального  и внутриполитических начал. С одной  стороны, на мировой арене последовательно  уменьшается роль национальных государств. При этом не просто растет их зависимость  от международного сообщества в плане  решения проблем, требующих соединения усилий многих государств, или при  решении крупных международных  конфликтов, предполагающих выработку  интегрированных позиций, но и от политики группы наиболее развитых и  мощных в экономическом и военном  отношениях стран и их военно-политических союзов.

Под влиянием интеграционных факторов в мире активно формируются предпосылки  для дальнейшего сплочения национальных государств, создания более гуманистического мирового порядка, постепенного складывания глобального гражданского общества, утверждения норм и принципов культуры мира в отношениях между народами. Все больше государств переносят акценты сотрудничества из военной сферы в финансовую и экономическую области. Практическими результатами таких интеграционных связей уже сегодня можно назвать: подрыв монопольного положения великих держав как единоличных вершителей судеб мира; демократизацию международного сотрудничества, подразумевающую увеличение доступа населения к информации и вовлечение в принятие касающихся их решений; реальное углубление сотрудничества стран в рамках объединенной Европы, ряд центростремительных тенденций внутри СНГ.

С другой стороны, расширение ресурсной  базы отдельных государств, действие норм международного права, способствующих соблюдению их равноправия на мировой  арене, усиление влияния цивилизационных факторов на внешнюю политику правительств и некоторые другие причины, напротив, обусловливают укрепление позиций национальных правительств в лоне мировой политики. Такие тенденции, укрепляющие роль различных политических и культурных центров влияния в международной сфере, усиление их самодостаточности, в конечном счете ведут к формированию логики развития многополярного мира.

Информация о работе Типология политического процесса