Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:22, реферат
Цель работы:
1.Изучить что же такое политический конфликт
2.Понять причины его возникновения
3.Разобрать способы и методы решения политических конфликтов
Введение 3
Сущность и значение конфликтов в политике. 5
Технологии урегулирования конфликтов 8
Политические конфликты и способы их разрешения 10
Заключение 18
Список использованной литературы: 19
Этап окончания конфликта - наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при разрешении конфликтов. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.
Применение права в регулировании политических конфликтов - гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избегания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.
В социологическом плане необходимо различать два уровня развертывания конфликта.
Во-первых, это - конфликт в
масштабах всего политического
пространства; как правило, это - конфликт
по поводу легитимности власти, ее признания-непризнания,
поддержки или неприятия
Второй уровень конфликта отражает противоречия внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий. В этой борьбе суть политического процесса: настоящий политик каждый момент своей жизни подчиняет задаче расширения своего политического влияния, обеспечению поддержки и завоеванию нового политического пространства в ущерб своему оппоненту или противнику.
Основными принципами международного
права при разрешении конфликта,
которые применимы и во внутригосударственной
практике и имели место в деятельности
Федерального Собрания России, являются
поддержанием мирных и добрососедских
отношений между государствами
и субъектами Федерации, а также
недопущение возникновения
В случае если спор, конфликт
или кризис всё же возникает, в
силу вступает два других взаимосвязанных
принципа поведения: воздерживаться от
использования силы или угрозы силы
для навязывания другой стороне
своего способа разрешения конфликта
и предпринять попытки к
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
- достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
- соглашение, основанное на взаимных уступках; - истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
- обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
В то же время предпринимаются в расчёт и дополнительные международные правила - не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.
Приведён перечень общепризнанных средств урегулирования международных споров согласно статье 33 Устава ООН:
- переговоры,
- обследование,
- посредничество,
- примирение,
- арбитраж,
- судебное разбирательство,
- обращение к региональным органам или мирные средства по своему выбору.
Наиболее распространенным
методом достижения примирения сторон
являются переговоры. В процессе переговоров
стороны обмениваются мнениями, что
снимает остроту
Международная практика обогатила
арсенал средств мирного
Следственная и согласительная
комиссии представляют собой разновидность
международной примирительной процедуры.
Это средство не раз достаточно успешно
применялось Федеральным
Международный арбитраж - одно из старейших средств мирного разрешения международных споров, представляющее собой согласованную сторонами передачу их спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является окончательным и носит обязательный характер для сторон в споре.
Юридическая обязательность - это то главное, что отличает арбитраж от упомянутых ранее средств мирного урегулирования споров и конфликтов.
Судебное разбирательство в основе своей сходно с третейским. Различие между арбитражем и международным судом заключается в способе формирования, численном составе суда, в других процедурных тонкостях. Главное сходство между арбитражем и международным судом - это окончательность выносимого решения и его обязательность для спорящих сторон. Основным судебным органом международного сообщества в современных условиях Международный Суд ООН.
Региональные органы (такие,
как Межпарламентская ассамблея
СНГ, Лига арабских государств, Организация
африканского общества, Организация
американских государств) также являются
важными инструментами
В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращения его осложнения, государство уведомляло другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушить существовавшие между ними дружественные отношения, и предлагало другой стране обменяться мнениями по данному вопросу.
Если договоренность не достигалась, стороны вынуждены были искать урегулирования спора путем прямых переговоров по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удавалось прийти к урегулированию спора, они приступали к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.
При невозможности достичь
соглашения о последующей процедуре
каждая сторона в споре имеет
право искать урегулирование в одностороннем
порядке в соответствии с какой-либо
одной процедурой урегулирования, рассмотренной
в одном из предыдущих соглашений
между сторонами. При отсутствии
таких соглашений и в случае, если
данный спор может представлять собой
угрозу для международного мира и
безопасности, стороны в споре
должны передать его на рассмотрение
Совета Безопасности ООН. Этот орган
полномочен, давать сторонам рекомендации
относительно надлежащей процедуры
и методов урегулирования спора,
а также рекомендовать
Как показал опыт межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ, в котором значительную роль играло Федеральное Собрание России, стороны в споре могут согласиться на принятие общих, региональных или двусторонних соглашений о процедурах урегулирования, основанных на предоставлении добрых услуг, посредничестве, примирении, арбитраже либо судебных процедур.
Существует также
Алгоритм действий в конкретном
конфликте зависит от многих факторов
и требует специального обоснования.
Но теоретический и практический
интерес представляет вывод о
том, что эффективность переговоров
как средства урегулирования споров
и конфликтов существенно повысится,
если в основу переговоров будет
положен принцип решения
Урегулирование конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтническом обществе, где этот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.
Еще один вариант выхода из конфликта - это его саморассасывание, то отмирание без осуществления каких-либо изменений.
Наиболее серьезная проблема связана с полиэтническим характером населения. Федеральное Собрание России стремится давать своевременную оценку и предпринимать меры в отношении дискриминационного поведения должностных лиц, прежде всего сотрудников правоохранительных органов, поведения средств массовой информации.
Политические конфликты
являются неотъемлемой частью современного
общества, важно правильно их разрешать
с наименьшими потерями для самого
общества, в которых они протекают
и индивидов в целом. Согласно
тезису: «В споре рождается истина»
Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.
По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.
Я считаю, что все граждане РФ, да и других стран тоже, должны иметь возможность влияния на власть. Ведь если власть не слышит народ, а делает все по-своему, то зачем она тогда вообще нужна? Мы должны принимать участие в управлении государством, пусть и не прямое, но хотя бы косвенное. Я думаю, что каждому человеку необходимо знать и понимать, что же такое политические конфликты, как и для чего они возникают. Осведомлен – значит вооружен.
1 Белов Г.А. Политология. - М.: Наука, 2003
2Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2004
3 Ланцова С. Политическая конфликтология. – Спб.: Питер, 2008