Типология политических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:22, реферат

Краткое описание

Цель работы:
1.Изучить что же такое политический конфликт
2.Понять причины его возникновения
3.Разобрать способы и методы решения политических конфликтов

Оглавление

Введение 3
Сущность и значение конфликтов в политике. 5
Технологии урегулирования конфликтов 8
Политические конфликты и способы их разрешения 10
Заключение 18
Список использованной литературы: 19

Файлы: 1 файл

Politologia.docx

— 43.98 Кб (Скачать)

Этап окончания конфликта - наиболее сложная фаза, так как  от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил  в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться  сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при разрешении конфликтов. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.

Применение права в  регулировании политических конфликтов - гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в  политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избегания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.

В социологическом плане  необходимо различать два уровня развертывания конфликта.

Во-первых, это - конфликт в  масштабах всего политического  пространства; как правило, это - конфликт по поводу легитимности власти, ее признания-непризнания, поддержки или неприятия властных структур.

Второй уровень конфликта  отражает противоречия внутри самих  властных структур по поводу объема властных полномочий. В этой борьбе суть политического  процесса: настоящий политик каждый момент своей жизни подчиняет  задаче расширения своего политического  влияния, обеспечению поддержки  и завоеванию нового политического  пространства в ущерб своему оппоненту  или противнику.

Основными принципами международного права при разрешении конфликта, которые применимы и во внутригосударственной  практике и имели место в деятельности Федерального Собрания России, являются поддержанием мирных и добрососедских отношений между государствами  и субъектами Федерации, а также  недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту  или кризису.

В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в  силу вступает два других взаимосвязанных  принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силы для навязывания другой стороне  своего способа разрешения конфликта  и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.

Мирное разрешение конфликта  включает такие пути и методы:

- достижение компромисса  на основе сохранения исходных  позиций;

- соглашение, основанное  на взаимных уступках; - истощение  ресурсов одной или нескольких  сторон, что делает невозможным  продолжение конфликта;

- обретение в процессе  противоборства взаимоуважения  сторон, понимания прав и интересов  соперника.

В то же время предпринимаются  в расчёт и дополнительные международные  правила - не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса  не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

Приведён перечень общепризнанных средств урегулирования международных  споров согласно статье 33 Устава ООН:

- переговоры,

- обследование,

- посредничество,

- примирение,

- арбитраж,

- судебное разбирательство,

- обращение к региональным  органам или мирные средства  по своему выбору.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров  стороны обмениваются мнениями, что  снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более  точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры - ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Международная практика обогатила  арсенал средств мирного урегулирования споров ещё такими формами, как консультации для поиска компромиссных решений  спорящими сторонами, добрые услуги, представляющие собой действия не участвующей  в споре стороны (государства  или международные организации) с целью установления прямых контактов  между спорящими сторонами. Добрые услуги могут перерастать в посредничество, которое предполагает большую степень  участия третьей стороны в  разрешении спора.

Следственная и согласительная комиссии представляют собой разновидность  международной примирительной процедуры. Это средство не раз достаточно успешно  применялось Федеральным Собранием  в 1994 - 1998 годах в ходе урегулирования конфликтов в России и за её рубежами. Деятельность таких комиссий была направлена на выработку приемлемого решения  по существу спора. Окончательные документы  комиссий носили рекомендательный характер для сторон в споре.

Международный арбитраж - одно из старейших средств мирного  разрешения международных споров, представляющее собой согласованную сторонами  передачу их спора для разбирательства  третьей стороне, решение которой  является окончательным и носит  обязательный характер для сторон в  споре.

Юридическая обязательность - это то главное, что отличает арбитраж от упомянутых ранее средств мирного  урегулирования споров и конфликтов.

Судебное разбирательство  в основе своей сходно с третейским. Различие между арбитражем и международным судом заключается в способе формирования, численном составе суда, в других процедурных тонкостях. Главное сходство между арбитражем и международным судом - это окончательность выносимого решения и его обязательность для спорящих сторон. Основным судебным органом международного сообщества в современных условиях Международный Суд ООН.

Региональные органы (такие, как Межпарламентская ассамблея  СНГ, Лига арабских государств, Организация  африканского общества, Организация  американских государств) также являются важными инструментами урегулирования международных споров и конфликтов. Их возможности также были использованы при содействии Государственной  Думы и Совета Федерации России для  урегулирования отдельных конфликтов, например, Грузии, Таджикистане и т. д.

В таких мероприятиях, в  качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращения его  осложнения, государство уведомляло другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может  нарушить существовавшие между ними дружественные отношения, и предлагало другой стране обменяться мнениями по данному вопросу.

Если договоренность не достигалась, стороны вынуждены были искать урегулирования спора путем прямых переговоров по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удавалось прийти к урегулированию спора, они приступали к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.

При невозможности достичь  соглашения о последующей процедуре  каждая сторона в споре имеет  право искать урегулирование в одностороннем  порядке в соответствии с какой-либо одной процедурой урегулирования, рассмотренной  в одном из предыдущих соглашений между сторонами. При отсутствии таких соглашений и в случае, если данный спор может представлять собой  угрозу для международного мира и  безопасности, стороны в споре  должны передать его на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Этот орган  полномочен, давать сторонам рекомендации относительно надлежащей процедуры  и методов урегулирования спора, а также рекомендовать целесообразные условия урегулирования.

Как показал опыт межгосударственного  сотрудничества в рамках СНГ, в котором  значительную роль играло Федеральное  Собрание России, стороны в споре  могут согласиться на принятие общих, региональных или двусторонних соглашений о процедурах урегулирования, основанных на предоставлении добрых услуг, посредничестве, примирении, арбитраже либо судебных процедур.

Существует также международное  правило о том, что, если любая  из упомянутых процедур уже начала осуществляться в одностороннем  порядке или по соглашению, другая сторона не вправе начать осуществление  иной процедуры или метода до завершения первых. Вместе с тем стороны в  споре могут на любом этапе  конфликта урегулировать спор путем  переговоров либо совместно принять  решение о применении иной процедуры  в отношении спора или его  отдельных аспектов. Все это использовалось и используется в повседневной деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, их комитетов и комиссий, представителей для создания механизма разрешения конфликтов и утверждения международных  демократических норм в политической жизни России и стран СНГ.

Алгоритм действий в конкретном конфликте зависит от многих факторов и требует специального обоснования. Но теоретический и практический интерес представляет вывод о  том, что эффективность переговоров  как средства урегулирования споров и конфликтов существенно повысится, если в основу переговоров будет  положен принцип решения проблем, а не принцип максимизации выигрыша.

Урегулирование конфликта  подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтническом обществе, где этот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.

Еще один вариант выхода из конфликта - это его саморассасывание, то отмирание без осуществления каких-либо изменений.

Наиболее серьезная проблема связана с полиэтническим характером населения. Федеральное Собрание России стремится давать своевременную  оценку и предпринимать меры в  отношении дискриминационного поведения  должностных лиц, прежде всего сотрудников  правоохранительных органов, поведения  средств массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Политические конфликты  являются неотъемлемой частью современного общества, важно правильно их разрешать  с наименьшими потерями для самого общества, в которых они протекают  и индивидов в целом. Согласно тезису: «В споре рождается истина» конфликты в различных сферах, в том числе и политике помогают решить множество проблем, возникающих в процессе существования и развития общества.

Сложная политическая и социально-психологическая  ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых  средств регулирования. Не разработаны  конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного  и легитимного управления конфликтами  чаще всего используются силовые  методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные  по сути методы реформирования российского  общества продолжают создавать условия  для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает  нестабильность функционирования политической системы в целом.

Я считаю, что все граждане РФ, да и других стран тоже, должны иметь возможность влияния на власть. Ведь если власть не слышит народ, а делает все по-своему, то зачем  она тогда вообще нужна? Мы должны принимать участие в управлении государством, пусть и не прямое, но хотя бы косвенное. Я думаю, что каждому человеку необходимо знать и понимать, что же такое политические конфликты, как и для чего они возникают. Осведомлен – значит вооружен.

 

Список  использованной литературы:

  1. Белов Г.А. Политология. - М.: Наука, 2003
  2. Ланцова С. Политическая конфликтология. – Спб.: Питер, 2008
  3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2004
  4. http://www.nuru.ru/polit/013.htm, дата обращения 29.11.11 г

1 Белов Г.А.  Политология. - М.: Наука, 2003

2Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2004

3 Ланцова С. Политическая конфликтология. – Спб.: Питер, 2008

 


Информация о работе Типология политических конфликтов